Личный опыт, ведущий к лучшей восприимчивости по отношению к клиентам и конкурентам
Хотя все организационные функции важны, эффективное управление требует особых навыков в области понимания клиентов и соперников. Такие выдающиеся лидеры, как Перси Барневик, Ричард Бренсон и Джек Уэлч, всегда были очень близки к своим клиентам и внимательно следили за своими конкурентами. Эти факторы помогают объяснить успех их стиля руководства. Поэтому компаниям, которые хотят «вырастить» успешных лидеров, нужно позаботиться о том, чтобы молодые кандидаты поработали с опытными людьми из департаментов клиентского обслуживания и анализа рынка. Выдающиеся компании постоянно вкладывают деньги в развитие своего персонала.
Отправляя в Тимбукту
Когда я спрашиваю у людей, что сделало из них руководителя, многие говорят что-то вроде: «Когда мне было двадцать пять лет, шеф отправил меня в Тимбукту, чтобы открыть новый отдел сбыта. Было ли мне страшно? Да. Ошибался ли я? Еще бы! Но позвольте вам сказать, я действительно многому научился!» К сожалению, слишком многие компании не дают своим молодым сотрудникам почувствовать ответственность за проект и не позволяют им совершать ошибки. Вместо этого они впустую растрачивают время этих молодых людей, ставя их на несоответствующую должность. Они не поручают им серьезную работу, предполагающую ответственность за прибыли и убытки и позволяющую им рисковать. Необходимо оставлять молодым людям свободу действий и награждать инициативу.
Просто невозможно научиться руководить, не совершая ошибок, а ошибки обходятся дешевле, если люди совершают их в молодости. Например, лучше упустить какую-нибудь возможность, будучи руководителем среднего звена, чем потерпеть неудачу, при попытке крупного слияния, в качестве нового генерального директора. Расходы ниже, а результаты обучения заметнее. Как сказал мне один руководитель: «Мне нравятся люди, которые делают ошибки; это показывает, что они принимают решения». Этот же человек установил «бонус за неудачу» в своей организации, чтобы наградить администраторов с хорошими идеями, у которых хватает смелости «высунуться».
Существует известный анекдот про Томаса Уотсона-старшего из IBM, молодой администратор, которой совершил многомиллионную ошибку.
РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА 277
Это были очень большие деньги в 50-е годы. Это и сейчас большие деньги. После того, как ошибка была обнаружена, Уотсон вызвал молодого человека в свой офис, где тот нервно выпалил: «Я полагаю... Я полагаю, Вы меня уволите». На что Уотсон ответил: «Уволить Вас? Уволить Вас? После того, сколько денег я потратил на Ваше обучение?» Ошибки, к которым относятся правильно, — это мост между неопытностью и мудростью. Неудача учит успеху. Успех — не значит никогда не совершать ошибок. Это
значит никогда не совершать одну и ту же ошибку дважды.
•
Положительный пример успешного руководителя
Другой существенный фактор, влияющий на развитие руководителя, - это наставничество. Люди узнают о методах работы компании от наставников. Наставники помогают своим подопечным понять, например, политическую систему организации, часто выявляют серьезные ошибки в ближайшем будущем и предотвращают их.
Что еще более важно, наставники могут учить с помощью конструктивной обратной связи. Культура обратной связи на уровне компании имеет решающее значение, если компания намерена полноценно развивать своих людей. Великие компании учат и поощряют, чтобы сохранить приверженность себе. Руководство признает результаты. К сожалению, многие руководители не очень умеют делать конструктивные замечания; они дают обратную связь только в виде исключения, возможно, не осознавая того влияния, которое она может иметь. Исключительно эффективными могут быть внесение предложений об улучшениях и похвала или благодарность за хорошую работу.
Многие руководители не умеют праздновать успехи, хотя празднования — прекрасный инструмент развития. Праздники могут быть финансовыми (в форме опциона на покупку акций компании, бонусов или участия в прибылях), но это не обязательно. Это может быть просто выбор кандидатов на получение приза; прием их генеральным директором; создание «зала славы» («доски почета»); увеличение их бюджетов; вручение им билетов на спортивные или музыкальные представления; привилегии (клубное членство и т. д.) или предложение купонов (на которые образцовые «граждане корпорации» могут получить что угодно: от лишнего выходного до дополнительных денежных премий). Поскольку культура обратной связи начинается с вершины организации, конструктивная обратная связь нуждается в сильной поддержке руководства. Руководители должны регулярно спрашивать себя, сколько улыбок они подарили за этот день.
278_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________
Сохранение баланса между личной и общественной жизнью
Как отмечено в главе 6, если баланс между личной и общественной жизнью нарушается, это почти неизбежно вызывает симптомы стресса. Кроме того, диета только из работы, без развлечений, подавляет творческую жизнь. Некоторые события в личной жизни не случаются дважды. Например, ваши дети бывают маленькими только однажды. И в дальнейшем вы не сможете действительно хорошо проводить время с детьми и супругой (супругом), если разделены вашим постоянным отсутствием.
Хотя ясно, что сохранение равновесия влияет на личную жизнь человека, существуют также решения и для рабочего места. Хорошо проведенное время играет важную восстанавливающую роль. Люди, которые выделяют время для восстановления сил и размышления вне офиса, принимают на работе лучшие решения, лучше ладят со своими коллегами и лучше адаптируются к нагрузкам и перепадам активности в фирме.
Так как жизнь не должна быть чем-то, что происходит, пока мы заняты другими делами, руководству организации следует помогать людям сохранять необходимый баланс. Однако, предоставленные самим себе, слишком многие руководители обращают внимание исключительно на свою «великолепную одержимость» — то есть на свою роль в компании — и в связи с этим ожидают от подчиненных того же. Эти руководители могут и не подозревать о дисбалансе. Если спросить их о количестве времени, которые они проводят с семьей, они могут упомянуть гораздо больше часов, чем их супруга и дети. Во многих случаях они находят убежище в том, что психотерапевты называют «маниакальная защитная реакция» (то есть постоянно избегают реальных обязательств).
Сильная доза эмоциональной чувствительности
Без самоанализа, который дает эмоциональная чувствительность, очень сложно руководить другими людьми. В процессе самораскрытия будущие лидеры должны понять, что создает чувство «потока» для них. Они должны спросить себя, при каких обстоятельствах они счастливы, чувствуют себя лучше всего. Им нужно выработать также понимание других. Фактор «плюшевого мишки», который мы обсуждали в предыдущей главе, — понимание других, предпосылкой которого служит самоанализ, — играет большую роль в достижении максимальных результатов.
РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА 279
Руководители должны найти свои сильные и слабые стороны |
Частью решающего процесса самораскрытия для руководителей должен быть поиск своих сильных и слабых сторон. Необходимо определить, и где они приносят пользу, и где их таланты оставляют желать лучшего. Затем они могут или работать над своими недостатками, или найти кого-нибудь, кто может помочь им компенсировать их слабости. Одни руководители обладают особыми знаниями в области технологий, финансового дела или маркетинга. Другие отличаются богатой фантазией и могут продемонстрировать стратегическое понимание ситуации. Третьи поддерживают равновесие, исполняя роль хранителей культуры компании. Некоторые хорошо справляются с управлением, особенно успешно действуя в роли исполнителя. Те, кто нанят для проведения изменений, часто обладают необычными трансформационными способностями. Некоторые имеют особый трудовой потенциал, умеют заинтересовать и говорить ясно. У других новаторский взгляд на мир. На руководящих должностях важно создать такое «руководящее созвездие», которое будет иметь все эти качества сразу в сбалансированной группе, давая команде руководителей как единому организму возможность решать сложные проблемы. В целом — и это может сделать руководящее созвездие таким мощным — разумно опираться на свои силы, а не искать способы справиться со своими слабостями. Обычно первое приносит больше прибыли (Анкета 12.2).
Хорошим примером эффективного «созвездия» могут служить команды, созданные Ричардом Бренсоном на разных этапах его карьеры. Первоначально Бренсон пытался добиться славы в музыкальном бизнесе. Однако, как он охотно признает, он лишен музыкального слуха. Для компенсации этой слабости он взял на работу дальнего родственника, Саймона Дрейпера по прозвищу «человек с золотыми ушами». Именно Дрейпер подобрал для Бренсона победителей в мире звукозаписи. Чтение балансовых отчетов и контроль наличности тоже не относятся к числу сильных сторон Бренсона. Он нашел другого серьезного администратора, Дона Крукшенка, бухгалтера-шотландца со степенью МВА из компании McKinsey. Крукшенк предложил программы, которые были необходимы компании, но которые до его появления реализовывались достаточно необдуманным способом. Эту звездную плеяду руководителей возглавлял Бренсон, который обеспечивал дальновидность, вдохновение, энергию и мотивацию.
280__________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________
АНКЕТА 12.2. |
Где Вы приносите пользу организации? |
Ответьте «да» или «нет» на вопросы. Затем сравните с результатами людей, которые знают Ваши способности. ДА НЕТ · Мое основное умение находится в функциональной области: маркетинг/финансы/ менеджмент/информационные технологии · Мое основное умение — стратегическое понимание ситуации · Мое основное умение — мотивировать людей · Мое основное умение — сохранение корпоративной культуры · Мое основное умение — проведение изменений · Мое основное умение — инновации Ваши ответы на этот тест покажут Вашу роль. Хотя все способности важны для процветания организации, их значимость может различаться в зависимости от жизненного цикла организации. Ваша задача — найти людей, основные способности которых будут дополнять друг друга и ситуацию, в которой окажется Ваша организация |