Горение в районе бункеровочного манифольда
Для пожара этого типов первым делом нужно прекратить подачу топлива в эту зону. Когда судно заправляют топливом, заправочная станция или бункеровщик должны немедленно прекратить грузовые операции.
Независимо от того, произошло ли возгорание утечки жидкости, вахтенный офицер обязан остановить работу грузового насоса, объявить пожарную тревогу и доложить о чрезвычайной ситуации на мостик или место сбора аварийной партии.
Старший помощник капитана должен руководить действиями аварийной партии.
После срабатывания сигнала пожарной тревоги, члены экипажа, находящиеся около коллектора, должны с помощью доступных устройств (переносных огнетушителей) сдерживать распространение огня.
5.18.Пожары в насосных отделениях.
Из-за скопления испарений насосное отделение является самым аварийно-опасным на судне. Вентиляционная система должна работать постоянно для удаления испарений. Перед входом в насосное отделение убедитесь, что вентиляционная система работает. На судах, оснащенных системами обнаружения газов и возгораний, эти системы должны постоянно работать, а также часто подвергаться калибровке и тестированию.
Без крайней необходимости в насосном помещении не должно проводиться никаких ремонтных работ.
На самом деле, надлежащее техническое обслуживание поможет избежать необходимости ремонта, а также накопления испарений через протечки в трубопроводе и уплотнениях насосов.
Оборудование, которое может вызвать искру, должно быть запрещено использоапть из-за опасности вызвать возгорание накопленных испарений. Это относится к искрообразующим инструментам, неутвержденному электрическому оборудованию и фонарям.
Трюмные помещения должны содержаться в хорошем состоянии и быть свободными от горючих материалов.
Курение в насосном отсеке неизбежно приведет к аварии.
Если насосные помещения оснащены системами противопожарной безопасности, эти системы должны быть использованы незамедлительно в случае возгорания.
Углекислый газ не должен использрваться в насосных помещениях с целью инертирования, так как аккумулирует статическое электричество может вызвать взрыв.
В связи с возможным наличием нефтепродуктов в трюмах насосного помещения, всегда есть риск, что взрыв произойдет раньше, чем возгорание.
После взрыва в насосном помещении должна сработать система пожаротушения для предотвращения последующего возгорания и распространения огня в машинное отделение.
Пожар в камбузе.
Самым распространенным типом пожара на камбузе является пожар, вызванный перегреванием жира в сковороде или фритюрнице.
После объявления тревоги нужно попытаться устранить источник тепла, выключив электропитание, и затушить огонь с помощью противопожарного покрывала (кошмы). Если это по какой-то причине невозможно, используйте порошковое огнетушащее вещество или углекислотный огнетушитель.
Старайтесь не направлять струю огнетушителя прямо на горящий жир, так как сила, с которой распространяется содержимое огнетушителя, разнесет его по всему помещению, поджигая окружающие предметы.
Ни при каких обстоятельствах нельзя тушить горящий жир щёлочно-кислотным огнетушителем, так как при контакте с жиром, его содержимое «взорвется», разбрасывая жир по помещению.
Сначала нужно справиться с огнем на поверхности, а затем направить огнетушащее вещество в вентиляционную трубу.
Рис.6. Тушение возгорания на камбузе
Другим вероятным источником пожара на камбузе является вытяжная система вентиляции, установленная над камбузной плитой и фритюрницами.
Если возгорание произошло в вентиляционном канале, выключите вентилятор и попытайтесь закрыть вход в вентиляционный канал, чтобы затушить огонь. Если это не поможет, воспользуйтесь углекислотным огнетушителем.
Не пытайтесь лить воду в вентиляционный канал, это только усугубит ситуацию.
Последний источник пожара на камбузе – вытяжной вентилятор. Из всех пожаров, это тот, который никогда не случится, если соблюдать порядок и чистоту. В вытяжном вентиляторе могут гореть только частицы жира, которые скопились в жироуловителе. Если его содержать в чистоте, возгорания не произойдет.
5.20. Горение обшивки и изоляционного материала в машинном отделении.
Наиболее распространенным источником пожара в машинном отделении является пропитанная маслом обшивка (изоляция) паровых труб.
Механизм возгорания в этом случае отличается тем, что масло попадает на обшивку, постепенно пропитывает ее, и затем начинает контактировать с металлическими поверхностями паровой трубы. Масло нагревается до тех пор, пока не достигнет температуры самовоспламенения, что и вызывает возгорание даже при отсутствии внешнего источника зажигания. Особенно это касается более вязких масел. Большинство подобных пожаров происходит в результате попадания смазочного масла на обшивку.
При горении изоляции обычно используют углекислотный огнетушитель. Однако, из-за того, что углекислота имеет незначительный охлаждающий эффект, температура масла остается выше температуры самовоспламенения, поэтому огонь начинается снова.
Более эффективным будет использование небольшого количества воды для снижения температуры масла.
Тушение пожара прекращением доступа кислорода к пламени будет неэффективно, так как при этом не снижается температура, поэтому, как только в эту зону попадет кислород, возгорание произойдет снова.