Этап № 1. Формулирование основной проблемы для адвокации

Адвокация начинается с постановки вопроса или проблемы, которую необходимо решить, чтобы изменить соответствующую политику. Проблема должна отвечать оговоренным критериям и программным целям. Проблему следует заострить, прояснить и сделать понятной для всех участников.

Этап № 2. Определение цели и тактических задач

Цель - это, как правило, общий стратегический результат, которого организаторы кампании собираются достигнуть. Тактические задачи адвокации - это краткосрочные, конкретные, текущие результаты на пути к конечной цели адвокации.

Этап № 3. Определение целевой аудитории

Основная целевая аудитория - лица, ответственные за принятие важных политических, в том числе законодательных решений. Вторая по значению целевая аудитория - это лица, имеющие возможность влиять на основную аудиторию: известные политические и общественные деятели, средства массовой информации, религиозные лидеры и т.д. Необходимо выделить из целевой аудитории конкретных лиц и проанализировать их роли, взгляды и влияние, а затем определить, как они относятся или могут отнестись к решению проблемы будущей кампании по адвокации: положительно, отрицательно или нейтрально.

Этап № 4. Привлечение сторонников

Необходимо сделать все возможное, чтобы приобрести союзников среди других НПО, сетей, спонсоров, коалиций, гражданских объединений, профессиональных ассоциаций, женских групп, активистов и лиц, которые разделяют ваши взгляды и готовы вместе с вами достигать целей адвокации. Каким образом можно найти потенциальных союзников? Можно посещать конференции и семинары, приглашать лидеров и активистов из других НПО на собственные мероприятия, заручаться поддержкой СМИ, проводить встречи, анализировать публикации и использовать Интернет-ресурсы.

Этап № 5. Обращение к целевой аудитории

Необходимо разработать лозунги и краткие сообщения, с которыми будете обращаться к целевой аудитории. При подготовке такого сообщения необходимо ответить на три важных вопроса:

кто адресат сообщения?

какова цель сообщения?

каких действий адресата вы ожидаете в ответ на сообщение?

Этап № 6. Выбор способов передачи и распространения информации

Обычно информацию о событиях кампании можно получить из подборок печатных материалов, публикаций в Интернете, пресс-релизов, пресс-конференций, информационных брошюр, бюллетеней кампании по адвокации и т.д. При выборе способа передачи информации необходимо учитывать возможности аудитории к доступу информации: пользуется ли аудитория электронной почтой и Интернетом, есть ли доступ у аудитории к информационным материалам, которые были изданы в рамках кампании, владеют ли получатели материалов языком, на котором они представлены.

Этап № 7. Поиск средств финансирования

Средства финансирования, а также другие ресурсы, поступающие из внешних источников, могут очень помочь кампании по адвокации. Их можно использовать для подготовки и распространения материалов, для организации встреч и семинаров, приобретения оборудования, аренды помещения, оплаты расходов на средства связи и т.д. Необходимо в самом начале кампании продумать методы поиска финансовых и других ресурсов, определить возможных спонсоров.

Этап № 8. Составление плана проведения кампании

Нужно составить план, которым вы будете руководствоваться при проведении кампании. В план включаются мероприятия и задачи, ответственные лица, желательные временные рамки и необходимые ресурсы.

В течение всей кампании:

Собираются данные. Сбор и анализ данных необходим, чтобы прояснить проблему, сформулировать задачи адвокации, подготовить сообщения для целевой аудитории, расширить число сторонников и повлиять на политиков.

Контролируется выполнение. Контроль и оценка, как и сбор данных, необходимы в течение всего процесса адвокации. Необходимо решить, как оценивать ход работы и ее результаты. Следует определиться в отношении желаемых изменений (что изменится после завершения кампании по адвокации, как группа узнает, что ситуация изменилась).

Структурные компоненты процесса адвокации:

Содержательный (идеи, убеждения, ценности, которыми участники процесса адвокации руководствуются в своих действиях)

Стратегический и процессуальный (стратегия и тактика адвокации, технология, менеджмент и контроль процесса)

Человеческий (взаимоотношения участников процесса адвокации, их мотивации, самоотдача)

Ресурсный (материальные, технические, информационные, коммуникационные ресурсы, позволяющие обеспечивать непрерывность процесса)

Информационно-образовательный (информация, аналитические продукты, передача знаний)

Временной (естественный ограничитель любых действий по защите общественных интересов)

Поскольку сочетание этих компонентов всегда разное, защита общественных интересов предполагает выработку индивидуальной стратегии, наиболее адекватной и действенной в конкретной ситуации.

Стратегии адвокации

Адвокация через переговоры с людьми, принимающими решения, и защита общественных интересов в органах законодательной и исполнительной власти

Довольно часто для обозначения этой стратегии используется слово «лоббирование». Это не совсем правильно, так как слово «лоббирование» произошло от англ. слова lobby и одна из трактовок звучит так: «пытаться воздействовать на членов конгресса, «обрабатывать» их, провести законопроект посредством закулисных махинаций». В толковом словаре русского языка определение слова «лобби» следующее - «группа представителей экономически сильных структур, оказывающих влияние на государственную политику». Мы рекомендуем отказаться от использования этого понятия во избежание недопонимания. Необходимо помнить, что защита общественных интересов должна базироваться на открытом диалоге с людьми, принимающими решения, а не являться «проталкиванием» или «продвижением» интересов любыми возможными способами.

Условно стратегию адвокации через переговоры можно разделить на следующие стадии:

1. Анализ проблемы и формулировка законодательных или «нормативных» предложений (под «нормативными предложениями» мы понимаем обращения в местные органы власти). Вы должны предложить те меры, которые наиболее оптимальным образом решат возникшую проблему.

2. Анализ внешних факторов (политических, экономических и социальных). Социальный фактор всегда важно учитывать - не противоречит ли ваш проект интересам других социальных групп?

3. Корректировка законодательных предложений с учетом анализа внешних факторов и обоснование ваших предложений. При этом процесс «отражения на бумаге» ваших законодательных предложений и их обоснование лучше поручить профессионалу, чтобы ваши предложения были оформлены юридически грамотно.

4. Общественное обсуждение ваших предложений и получение общественной поддержки. Вы можете пригласить на встречу представителей вашей фокусной аудитории и заручиться их поддержкой, составить совместное обращение; провести информационную кампанию в СМИ.

5. Передача предложений в уполномоченный орган.

6. Получение поддержки от депутатов и должностных лиц. Личная встреча с депутатом (например, от вашего избирательного округа) или с чиновником позволит заручиться их поддержкой. Также по вашей проблеме вы можете организовать круглые столы, семинары, конференции и пригласить на них представителей правительства, местных органов власти, депутатов.

7. Контроль над ходом исполнения ваших предложений. Включает комплекс мероприятий, когда вы, не в силах напрямую воздействовать на процесс, за счет отслеживания информации и продолжения процесса переговоров можете воздействовать на него косвенно.

Адвокация через общественные кампании и акции с целью изменить существующую политику посредством информирования людей, принимающих решения, и общества в целом. Адвокация немыслима без участия общественности, придания гласности процессу продвижения социально значимого вопроса, поскольку нацелена на достижение системных изменений. Пожалуй, наиболее «интенсивный» формат адвокации - общественная кампания.

Общественная кампания - это серия взаимосвязанных мероприятий в течение определенного периода времени, нацеленная на достижение конкретных результатов в преодолении общественно значимой проблемы и использующая разные тактики воздействия на организации и конкретные лица с тем, чтобы они определенным образом изменили свои представления, поведение или решения.

За последние 30 лет благодаря общественным кампаниям голос граждан стал слышим во время подписания международных соглашений, принятия решений о многомиллиардных инвестициях и в политике правительств. Общественные кампании, пройдя путь от ненасильственных акций гражданского неповиновения Махатмы Ганди до международного бойкота нефтяной кампании «Шелл» и всемирного запрета противопехотных мин, сделали многих граждан активными участниками общественно-политических процессов.

Адвокация через суд

Подача иска (заявления) и ведение судебного процесса. Инициированию судебного производства должен предшествовать глубокий правовой анализ ситуации. Следует определить, является ли именно судебная процедура наилучшим способом достижения цели, сохраняется ли возможность ее достижения путем переговоров с официальными лицами. Впрочем, и в случае, если обращение в суд не единственный вариант действий, он может оказаться наиболее эффективным. В случае подтверждения судом вашей позиции и закрепления ее вступившим в силу судебным решением, дальнейшее продвижение к цели будет происходить в правовом поле. Результатом судебного спора может стать обязанность должностного лица совершить те или иные действия. Следовательно, ваш успех не будет зависеть от умонастроения конкретного представителя власти.

Наши рекомендации