Генограмма семьи. основные обозначения
Приложение 2
ВНЕШНИЙ ВИД СИСТЕМНОГО СЕМЕЙНОГО ТЕСТА ГЕРИНГА (FAST)
Приложение 3
ТИПЫ СТРУКТУР СУПРУЖЕСКОЙ И ДЕТСКОЙ ПОДСИСТЕМ, А ТАКЖЕ ВСЕЙ СЕМЬИ В ЦЕЛОМ [GERHING, 1993]
Приложение 4
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИНТЕРВЬЮ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ СИСТЕМНОГО СЕМЕЙНОГО ТЕСТА ГЕРИНГА
Интервью для типичной репрезентации
1. Показывает ли это изображение определенную ситуацию? Если да, то какую?
2. Как долго взаимоотношения существуют таким образом, как вы здесь указываете (стабильность)?
3. Как изменились сейчас взаимоотношения по сравнению с тем, какими они были раньше (различия)?
4. Какова причина того, что взаимоотношения стали такими, как вы их показываете здесь?
5. Каков контакт глаз между фигурами или что означает направление их взгляда?
6. Почему вы заменили фигуру(ы) на окрашенную(ые)?
7. Какие персональные характеристики представлены цветами, которые вы выбрали?
8. До какой степени эти характеристики влияют на семейные взаимоотношения?
Комментарии:
Интервью для идеальной репрезентации
1. Отражает ли это изображение ситуацию, которая происходила в какой-то момент. Если да, то какова была эта ситуация?
2. Как часто эта ситуация происходит (частота) и как долго она длится?
3. Когда эта ситуация произошла впервые и когда она была в последний раз?
4. Что должно произойти, чтобы типичные взаимоотношения стали соответствовать тем, как вы их видите в идеале?
5. Насколько важным это было бы для вас и других членов семьи?
6. Каков контакт глаз между фигурами или что означает направление их взгляда?
7. Почему вы заменили фигуру(ы) на окрашенную(ые)?
8. Какие персональные характеристики представлены цветами, которые вы выбрали?
9. До какой степени эти характеристики влияют на семейные взаимоотношения?
Комментарии:
Интервью для конфликтной репрезентации
1. Кто вовлечен в конфликт (тип конфликта)?
2. По какому поводу этот конфликт (ситуация)?
3. Как часто этот конфликт происходит (частота) и как долго он длится?
4. Когда эта ситуация произошла впервые и когда это случилось в последний раз?
5. Насколько важен этот конфликт для вас и других членов вашей семьи?
6. Какие роли играют различные члены семьи в разрешении этого конфликта?
7. Каков контакт глаз между фигурами или что означает направление их взгляда?
8. Почему вы заменили фигуру(ы) на окрашенную(ые)?
9. Какие персональные характеристики представлены цветами, которые вы выбрали?
10. До какой степени эти характеристики влияют на семейные взаимоотношения?
Комментарии:
Приложение 5
АНКЕТА “СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ”
РОЛИ: ИМЕНА
Роли-обязанности:
Организатор домашнего хозяйства
Закупщик продуктов
Зарабатывающий деньги
Казначей
Его превосходительство плохой исполнитель всех своих обязанностей
Убирающий квартиру
Выносящий мусор
Повар
Убирающий со стола после обеда
Тот, кто ухаживает
за животными
Организатор праздников и развлечений
Мальчик на побегушках
Человек, принимающий
решения
Починяющий сломанное
Роли взаимодействия.
Буфер, посредник в конфликте
Любитель поболеть
Сторонник строгой дисциплины
Продолжение
Главный обвинитель
Одинокий волк
Утешающий обиженных
Уклоняющийся от обсуждения проблемы
Создающий другим
неприятности
Держащийся в стороне от семейных разборок
Приносящий жертвы ради
других
Семейный вулкан
Затаивающий обиду
Шутник
Приложение 6
КАРТА СТРУКТУРИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЕ, ВЫДВИЖЕНИЯ ГИПОТЕЗ И ПЛАНИРОВАНИЯ ТЕРАПИИ
Повод обращения. Кто направил.
Описание проблемы и желаемых изменений словами клиентов (метафоры клиентов).
Генограмма семейной системы.
Данные из истории семьи.
а) Важные события, модели функционирования и взаимоотношений в семьях прародителей идентифицированного пациента (IP)
б) Важнейшие события ядерной семьи IP. Структурирование ключевых событий вдоль временной оси.
Стадия жизненного цикла семьи. Важнейшие задачи и проблемы, стоящие перед семьей.
Гипотеза о том, почему семья пришла на прием к специалисту именно сейчас.
Структура семьи в настоящий момент (сплоченнось, иерархия, границы).
а) Порядок рассаживания на приеме.
б) Распределение по комнатам в квартире.
в) Данные теста Геринга (если он проводился), важная информация о семейной структуре из интервью и наблюдения за семьей.
г) Терапевтическая гипотеза о структуре семьи, включая возможное маневрирование семейной системы между состояниями.
Взаимодействие членов семьи.
а) Индивидуальные поведенческие паттерны и модели функционирования. Способы влияния членов семьи друг на друга.
б) Взаимодействие на приеме.
в) Отмеченные семейные правила, регулирующие коммуникацию.
г) Средства решения проблемы, которые уже были испробованы.
д) Найденные ранее решения проблемы, то есть то, что помогало. Исключения из проблемной ситуации.
е) Составление поведенческих последовательностей. “Порочный круг”, включающий в себя симптоматическое поведение членов семьи.
Циркулярные гипотезы.
Функции симптоматического поведения в семейной системе. Опасности изменений для членов семьи.
Дополнительные гипотезы.
Планирование терапии.
Цели терапии.
Возможные этапы терапии и промежуточные цели.
Возможные терапевтические процедуры, задания и упражнения.
А Я
Начало терапии Окончание терапии
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Глава 1
МЕСТО ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ В РЯДУ ДРУГИХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ.
1.1. Классификация основных направлений семейной терапии.
1.2. Общая теория систем как концептуальная основа семейной терапии.
1.3. Системная модель Оудсхоорна для выдвижения терапевтических гипотез.
Глава 2
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ
И ДИАГНОСТИРУЕМЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
2.0 Краткое описание интегративной модели системной семейной терапевтической диагностики.
2.1. Структура семьи.
2.1.1. Основные понятия.
2.1.2. Модель Олсона.
2.1.3. Треугольник как единица оценки семейной системы.
2.1.4. Некоторые типы дисфункциональных семейных структур.
2.1.5. Семья как маневрирующая система.
2.2. Семья как коммуникативная система.
2.2.1. Проблемы коммуникации.
2.2.2. Циркулярность семейных взаимодействий.
2.3. Проблемы жизненного цикла семьи.
2.4. Семейная история.
2.5. Функции симптоматического поведения в семейной системе.
2.6. Цели семейной терапии, основанной на интегративной модели.
Глава 3
СБОР ИНФОРМАЦИИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНИКИ
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ СЕМЬИ.
3.1. Методы изучения семейной истории.
3.2. Интервью по генограмме.
3.3. Прослеживание последовательностей взаимодействий.
3.4. Циркулярное интервью. Акцент на различиях.
3.5. Изучение структуры семьи. Системный семейный тест Геринга. Анкета “Семейные роли”
3.6. Оценочное интервью как диагностико-терапевтический эксперимент.
Глава 4
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ В ПРАКТИКЕ
СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ.
Семья А. К проблеме поиска пациента в семье.
Семья Б. Скрытые пружины супружеского выбора.
Семья В. Кризисная терапия поступления ребенка в школу.
Семья Г. Ступор в учебе.
Семья Д. Домашнее воровство.
Глава 5
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ.
5.1. Цели обучающей программы.
5.2. Процедурно-организационные аспекты.
5.3. Основные виды обучения и этапы тренинговой программы.
5.4. Примерная программа трехдневного тренинга.
5.5. Особенности обучающей программы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Приложение 1. Генограмма семьи. Основные обозначения.
Приложение 2. Внешний вид системного семейного теста Геринга (FAST).
Приложение 3. Типы структур супружеской и детской подсистем, а также всей семьи в целом.
Приложение 4. Вопросы для интервью после проведения системного семейного теста Геринга.
Приложение 5. Анкета “Семейные роли”.
Приложение 6. Карта структурирования информации о семейной системе, выдвижения гипотез и планирования терапии.
Александр Викторович Черников
СИСТЕМНАЯ СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ
Интегративная модель диагностики
Редактор И.В. Тепикина
Компьютерная верстка С.М. Пчелинцев
Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль
Научный консультант серии Е.Л. Михайлова
Изд.лиц. № 061747
Гигиенический сертификат
№ 77.99.6.953.П.169.1.99. от 19.01.1999 г.
Подписано в печать 28.10.2001 г.
Формат 60Ѕ88/16. Гарнитура Оффисина.
Усл. печ. л. 13. Уч.-изд. л. 10,3.
М.: Независимая фирма “Класс”, 2001.
103062, Москва, ул. Покровка, д. 31, под. 6.
E-mail: [email protected]
Internet: http://www.igisp.ru
ISBN 5-86375-042-1 (РФ)