Типы объектов и виды отношений в семантической сети
В семантической сети выделяют следующие типы объектов:
- Понятия – это сведения об абстрактных или физических объектах предметной области.
- Понятие интерпретируется как множество доменов, т.е. множество доменов это множество понятий.
- Событие – это действие, которое может внести изменения в предметную область. Результатом действия событий является новое состояние предметной области. Для достижения целевого условия ставится задача нахождения цепочки событий, который приводят к целевому состоянию сети.
- Свойство – это уточнение понятий, событий или других свойств.
В семантической сети выделяют 4 вида отношений:
1) Лингвистические отношения:
- Падежные отношения – отношения, среди которых выделяют:
a) Агент – отношение между событием и тем, что его вызывает.
b) Объект – отношение между событием и тем, над чем производятся действия.
c) Условиеуказывает логическую зависимость между событиями.
d) Инструмент– объект, с помощью которого осуществляется действие.
31.(Продолжение)
e) Место и время – указание на то, где происходит событие.
f) Адресат – объект, пользующийся результатом действия.
- Глагольные – нахождение, время, род, число, залог.
- Атрибутивные отношения – цвет, размер, форма и т.д.
2) логические отношения
- Конъюнкция – логическое & «И»;
- Дизъюнкция – логическое v «ИЛИ»;
- Ампликация – логическое «из А → В»
- Эквивалентность А В
- Отрицание.
3) Теоретико-множественные – это отношение подмножества, отношение части и целого, отношение множества и элемента.
· Включение в множество.
· Исключение
· Разность
· Дополнение
· ISA – элемент множества
· SAB – подмножество множества.
4) Квантифицированные отношения. Используются для декларирования фактов. Если в процессе построения семантической сети предметной области о ряде объектов может не достаточно информации, тогда вводится понятие десигнат – это уникальное имя, отражающее наиболее значимый смысл объекта (в частности просто его существование). По мере получения новых знаний, его отношения будут уточняться. Это позволяет функционировать семантической сети в условиях неполноты знаний и неопределенности, т.е. увеличивается гибкость аппарата. Кванторы:
· Существование ( )
· Отрицание существования ( )
· Для любого ( )
Фреймовая модель.
Недостатком семантических сетей является слишком произвольная структура и разнообразие типов объектов, что приводит к осложнению программного обеспечения.
Фрейм используют для описания объекта или явления, особенностью которого является то, что удаление из этого описания любой его части приводит к потере свойств характеризующих этот объект (Фреймовая модель разработал Минский в 1979году).
Фрейм– это абстрактный образ для представления некоторого стереотипа восприятия. Если обычные понятия– это неформальные знания о стереотипной ситуации, то фрейм – это формализованное понятие, связываемое с конкретной ситуацией, которая затем связывается со стереотипной ситуацией.
Способ формирования фреймов для определенной ситуации выполняется исследователем, опираясь на опыт и наблюдения.
Формально фрейм описывается как декларативно-процедурная структура f=(n, (S1, d1, g1),…, (Sk,dk,gk)), где n – имя фрейма, S – имя слота, d – значение слота, g (необязательных элемент) – присоединенная процедура или способ получения знаний фрейма.
Имя фрейма используют для создания мнемонического элемента. Различают: фреймы-прототипы, хранящиеся в базе знаний (БЗ) и явл интенсиональным представлением множества фреймов примеров; фреймы-примеры – создаются на основе поступающих данных и представляют собой экстенсиональное описание фрейма-прототипа.
Сети фреймов образуются путем подстановки имен фреймов в определенные слоты. Данный механизм позволяет организовать наследование фреймов.
Наследование фреймов позволяет упростить схему формирования понятий. Общие признаки у фрейма-потомка не указываются, а берутся у фрейма-родителя. Различают способы получения слотом значений во фрейме-потомке: 1. По умолчанию от фрейма-предка или от фрейма –прототипа фрейму-потомку. 2. Через слот АКО (наследование). 3. Через присоединенную процедуру. 4. По формуле, которая указывается для слота.
Различают след. процедуры включаемые в слот: 1. Процедуры-демоны – активизируются автоматически при попадании значения в слот и при удалении из него. 2. Процедуры-слуги – активизируются по запросу.
Графически фрейм представляется графом, содержащим вершину с именами фрейма и вершины, соответствующим слотам. Для каждого слота указывается область допустимых значений.Работа сети фреймов происходит в информационно-поисковом режиме. Запросы предоставляются в виде фреймов, и происходит наполнение его слотов из БД, учитывая сист понятий БЗ.