Задание № 6. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Расставьте ударение в словах. Укажите возможные варианты.
Квартал, духовник, закупорить, ракушки, маркетинг, алкоголь, пиццерия, исчерпать, некролог, договор.
2.Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН:[ЧН] или [ШН]
Пустячный, сливочный, конечно, яичница, табачный, скучно, подсолнечный, Саввична, друг сердечный, нечто.
3.Вместо точек ставьте нужную букву, Ё или Е.
Оп…ка, отым…нный, зат…кший, пре…мник, расс…дланный, ж…лчь, аф…ра, ман…вры, ос…длый, бл…клый.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
1. Произведите синонимические замены иностранных слов.
Синонимы – слова, различные по звучанию (написанию), но близкие или тождественные по значению.
Адекватный, бестселлер, дегустация, позитивный, имитировать, приоритет, тарифицировать, объективный.
2. Устраните речевую избыточность и тавтологию. Запишите правильный вариант.
Речевая избыточность – это многословие. Проявляется в разных формах:
-пустословие
-тавтология-повтор в предложении однокоренных слов (спросить вопрос)
- абсурдизм
-плеоназм - употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов. Иначе говоря, плеоназм – это об одном и том же разными словам.
- повтор слов
1. Первым лидером чемпионата была Россия. 2. До затмения солнца оставался час времени. 3. Выпускники вузов постоянно сталкиваются с проблемой трудоустройства на работу.
3. Составьте словосочетания с паронимами.
Паронимы (от греч. para «возле, рядом» + onyma «имя») — слова, схожие по звучанию, близкие по произношению, лексико-грамматической принадлежности и по родству корней, но имеющие разное значение. Паронимы в большинстве случаев относятся к одной части речи. Например: одеть и надеть, абонент и абонемент, мудреть и мудрить. Иногда паронимы также называют ложными братьями.
Например:
Невежа –грубый, невоспитанный человек
Он настоящий невежа: не знает, как себя вести
Невежда – необразованный человек
Он полный невежда в вопросах искусства
Явный – явственный, злой – злостный, понятный – понятливый, длинный - длительный, опасный - опасливый.
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ЯЗЫКА
Фразеологи́зм — устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы. Часто фразеологизм остаётся достоянием только одного языка.
1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
1. «Ты у меня будешь кататься как кот в масле», – сказал он. 2. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго.
3. Услышав неожиданную весть, мы не знали, как реагировать, у нас буквально глаза полезли на затылок.
2. Объясните смысл образных выражений. Запишите.
1.Блудный сын
2.Плясать под чужую дудку
3.Упасть в объятия Морфея
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).
Образец: (теплый)какао – теплое какао.
(горячий) кофе, (вкусный) киви, (широкий) авеню, (строгий) жюри, (роскошный) меню.
3. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.
Образец: много барж, басен, башен, туфель
Окошко, помидор, носки, лезвие, наволочка.
4. Напишите цифры прописью.
Над 7, перед 73, около 347, с 2543.
Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
1.Отметьте факты неправильного (ненормативного) управления. Ошибки исправьте.
Понимать о необходимости объединения. Произвела впечатление у читателей. Объяснить о выводах комиссии. Уделить внимание на дисциплину труда. Не понимали о том, что это трагедия.
2. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.
Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.
Интересоваться (искусство), любовь (Родина), исследовать (территория), благодаря (помощь), согласно (предписание).
3.Замените придаточные предложения причастными оборотами.
Образец: Мать, которая гуляла с ребенком, очень удивилась нашему появлению. – Мать, гуляющая с ребенком, очень удивилась нашему появлению
1. Девочка, которая исполняет танец, учится в балетной школе. 2. Врач, который лечил меня, давно стал известным специалистом. 3. Мальчик, который катается на коньках, мой хороший друг.
Задание № 6. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Ниже вразброс дана сконструированная нами библиографическая информация об источниках. Выполните их правильное библиографическое описание.
Перед выполнением этого задания рекомендуется уточнить новые требования ГОСТ к оформлению источников литературы.
1. Мельников В. И. «Информационная безопасность и защита информации». Учебник для вузов; второе издание, место издания - г. Москва, издательство «Проспект», 2008 год. Объем – 219 стр.
2. Статья А. Я. Савельева «Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования», опубликованная в журнале «Высшее образование в России», 2001 год, № 5, стр. 18 -27.
3. Автореферат диссертации кандидата технических наук В.А. Глухова «Исследование, разработка и построение системы электронной доставки документов в библиотеке»; г. Новосибирск, 2001 год, объём- 18 стр.
4.Б. Ашервуд «Азбука общения»; перевод с английского
И. Ю. Багровой; книга издана в 2009 г. в издательстве «Либерия», г. Санкт-Петербург. Объем – 173 стр.