Задание № 6. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Расставьте ударение в словах. Укажите возможные варианты.

Квартал, духовник, закупорить, ракушки, маркетинг, алкоголь, пиццерия, исчерпать, некролог, договор.

2.Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН:[ЧН] или [ШН]

Пустячный, сливочный, конечно, яичница, табачный, скучно, подсолнечный, Саввична, друг сердечный, нечто.

3.Вместо точек ставьте нужную букву, Ё или Е.

Оп…ка, отым…нный, зат…кший, пре…мник, расс…дланный, ж…лчь, аф…ра, ман…вры, ос…длый, бл…клый.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Синонимы – слова, различные по звучанию (написанию), но близкие или тождественные по значению.

Адекватный, бестселлер, дегустация, позитивный, имитировать, приоритет, тарифицировать, объективный.

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию. Запишите правильный вариант.

Речевая избыточность – это многословие. Проявляется в разных формах:

-пустословие

-тавтология-повтор в предложении однокоренных слов (спросить вопрос)

- абсурдизм

-плеоназм - употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов. Иначе говоря, плеоназм – это об одном и том же разными словам.

- повтор слов

1. Первым лидером чемпионата была Россия. 2. До затмения солнца оставался час времени. 3. Выпускники вузов постоянно сталкиваются с проблемой трудоустройства на работу.

3. Составьте словосочетания с паронимами.

Паронимы (от греч. para «возле, рядом» + onyma «имя») — слова, схожие по звучанию, близкие по произношению, лексико-грамматической принадлежности и по родству корней, но имеющие разное значение. Паронимы в большинстве случаев относятся к одной части речи. Например: одеть и надеть, абонент и абонемент, мудреть и мудрить. Иногда паронимы также называют ложными братьями.

Например:

Невежа –грубый, невоспитанный человек

Он настоящий невежа: не знает, как себя вести

Невежда – необразованный человек

Он полный невежда в вопросах искусства

Явный – явственный, злой – злостный, понятный – понятливый, длинный - длительный, опасный - опасливый.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ЯЗЫКА

Фразеологи́зм — устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы. Часто фразеологизм остаётся достоянием только одного языка.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. «Ты у меня будешь кататься как кот в масле», – сказал он. 2. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго.

3. Услышав неожиданную весть, мы не знали, как реагировать, у нас буквально глаза полезли на затылок.

2. Объясните смысл образных выражений. Запишите.

1.Блудный сын

2.Плясать под чужую дудку

3.Упасть в объятия Морфея

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый)какао – теплое какао.

(горячий) кофе, (вкусный) киви, (широкий) авеню, (строгий) жюри, (роскошный) меню.

3. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Образец: много барж, басен, башен, туфель

Окошко, помидор, носки, лезвие, наволочка.

4. Напишите цифры прописью.

Над 7, перед 73, около 347, с 2543.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1.Отметьте факты неправильного (ненормативного) управления. Ошибки исправьте.

Понимать о необходимости объединения. Произвела впечатление у читателей. Объяснить о выводах комиссии. Уделить внимание на дисциплину труда. Не понимали о том, что это трагедия.

2. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Интересоваться (искусство), любовь (Родина), исследовать (территория), благодаря (помощь), согласно (предписание).

3.Замените придаточные предложения причастными оборотами.

Образец: Мать, которая гуляла с ребенком, очень удивилась нашему появлению. – Мать, гуляющая с ребенком, очень удивилась нашему появлению

1. Девочка, которая исполняет танец, учится в балетной школе. 2. Врач, который лечил меня, давно стал известным специалистом. 3. Мальчик, который катается на коньках, мой хороший друг.

Задание № 6. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Ниже вразброс дана сконструированная нами библиографическая информация об источниках. Выполните их правильное библиографическое описание.

Перед выполнением этого задания рекомендуется уточнить новые требования ГОСТ к оформлению источников литературы.

1. Мельников В. И. «Информационная безопасность и защита информации». Учебник для вузов; второе издание, место издания - г. Москва, издательство «Проспект», 2008 год. Объем – 219 стр.

2. Статья А. Я. Савельева «Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования», опубликованная в журнале «Высшее образование в России», 2001 год, № 5, стр. 18 -27.

3. Автореферат диссертации кандидата технических наук В.А. Глухова «Исследование, разработка и построение системы электронной доставки документов в библиотеке»; г. Новосибирск, 2001 год, объём- 18 стр.

4.Б. Ашервуд «Азбука общения»; перевод с английского

И. Ю. Багровой; книга издана в 2009 г. в издательстве «Либерия», г. Санкт-Петербург. Объем – 173 стр.

Наши рекомендации