Бактерицидные и модифицированные цементы

- Уницем (Владмива) - универсальный усовершенствованный цинк-фосфатный стоматологический цемент, обладающий высокими показателями механической прочности и химической устойчивости. Порошок состоит из окиси цинка, с модифицирующими добавками, а жидкость из ортофосфорной кислоты сниженной активности.

- Уницем бактерицидный (Владмива) – универсальный усовершенствованный цинк-фосфатный стоматологический цемент, содержащий оптимальное количество бактериостатически эффективной формы серебра. Применяется в детской стоматологии для пломбирования временных зубов.

- -Adhesor (Spofa Dental) – цинк-фосфатный цемент, Adhesorfine (Spofa Dental) - модифицированный цинк-фосфатный цемент с мелкодисперсной структурой.

- Фосфат-цемент, содержащий серебро. Для улучшения бактерицидных свойств, в состав порошка вводят серебро(1,547%). Материал рекомендуется в качестве изолирующей прокладки при пломбировании моляров металлическими и другими пломбами, для пломбирования каналов, в детской стоматологии для пломбирования временных зубов. Аналоги: Уницем бактерицидный (Владмива).

- Висфат-цемент относится к цинк-фосфатным цементам. В его порошке около 3% оксида висмута. Он быстрее твердеет, более прочен, чем фосфат-цемент, и менее растворим. Применяется в качестве изоляционной прокладки при пломбировании зубов металлическими пломбами, силикатными цементами, акриловыми и эпоксидными смолами.

- Диоксивисфат в состав этого цемента введен диоксидин. Порошок диоксивисфата представляет собой смесь висфата и диоксидина, жидкость - ортофосфорная кислота, частично нейтрализованная оксидом цинка и гидроксидом алюминия. Цемент обладает бактерицидными свойствами, имеет высокую механическую прочность, малорастворим, предназначен для пломбирования временных зубов, в качестве лечебной и изолирующей прокладки, для фиксации вкладок, штифтовых зубов, мостовидных протезов.

ЗАНЯТИЕ № 5

Тема занятия:

СИЛИКАТНЫЕ ЦЕМЕНТЫ: СОСТАВ, СВОЙСТВА, ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ, МЕТОДИКА ПРИГОТОВЛЕНИЯ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ.

Форма организации учебного процесса:практическое занятие.

Значение темы:Существование обширного рынка современных пломбировочных материалов, постоянное появление новых образцов и групп, а также совершенствование представлений о материалах, используемых в клинической практике, приводит к необходимости постоянного обновления информации и оптимизации технологий пломбирования зубов.

Цели обучения:

1. Общая цель.

Формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций:

способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3)

способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4);

2. Учебная цель:

- знать состав и свойства силикатных цементов;

- уметь замешивать силикатные цементы;

- владеть методикой замешивания силикатных цементов

План изучения темы:

1.Контроль исходного уровня знаний

- тестирование, индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос.

2.Самостоятельная работа по теме:

- работа со стоматологическими инструментами для осмотра полости рта, пломбирования зубов

3.Итоговый контроль знаний:

- ответы на вопросы по теме занятия;

- решение ситуационных задач, тестовых заданий по теме.

Основные понятия и положения темы:

Силикатные цементы представляют собой тонко измельченный продукт спекания многокомпонентной шихты, состоящей в основном из оксидов кремния и алюминия с добавлением оксида калия, фторидов кальция и натрия.

Показатели Силикатные цементы
Состав: Порошок: тонко измельчённая керамическая композиция. - оксид кремния; - оксид алюминия; - оксид калия; - фторид натрия; - фторид кальция;
  Жидкость: Ортофосфорная кислота
Представители отечественные: «Сицилин», «Белацин», «Алюмодент».
Свойства:   1. Удовлетворительные эстетические свойства, пломба обладает блеском и прозрачностью, подбирается под цвет зуба. 2. Хрупкий, механические свойства недостаточны для жевательной нагрузки. 3. Высокая токсичность для пульпы. 4. Высокая растворимость в среде полости рта (0,53%). 5. Усадка при твердении (0,13%). 6. Коэффициент термического расширения близок к таковому тканей зуба. 7. Высокое содержание фторидов, что обеспечивает противокариозное действие. 8. Дешевы в производстве и просты в применении.
Время замешивания: 60 секунд
Техника: Порошок вносят в жидкость большими порциями, что бы реакция между окисью кремния и фосфорной кислотой начиналась одновременно. Замешивают пластмассовым шпателем на гладкой поверхности стеклянной пластинки.
Консистенция формовочной массы: Блестящий вид, при отрыве шпателя масса не тянется, а обрывается, образуя зубцы до 2 мм.
Время моделирования пломбы. 1,5-2 минуты.
Время твердения материала. 5-6 минут.
Техника внесения в кариозную полость. I - 2 порциями изолировать от слюны.
Окончательная обработка пломбы: Через 1 - 2 суток.

Наличие отрицательных свойств силикатных цементов: токсичность для пульпы, недостаточная механическая прочность, растворимость в ротовой жидкости, отсутствие адгезии к тканям зуба, значительная усадка при твердении привело к тому, что эти материалы используются крайне редко.

ЗАНЯТИЕ № 6

Тема занятия:

СИЛИКО-ФОСФАТНЫЕ ЦЕМЕНТЫ:СОСТАВ, СВОЙСТВА, ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ, МЕТОДИКА ПРИГОТОВЛЕНИЯ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ.

Форма организации учебного процесса:Практическое занятие.

Значение темы:Существование обширного рынка современных пломбировочных материалов, постоянное появление новых образцов и групп, а также совершенствование представлений о материалах, используемых в клинической практике, приводит к необходимости постоянного обновления информации и оптимизации технологий пломбирования зубов.

Цели обучения:

1. Общая цель.

Формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций:

способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4);

2. Учебная цель:

- знать состав и свойства силико-фосфатных цементов;

- уметь замешивать силико-фосфатные цементы;

- владеть методикой приготовления цементов для пломбирования;

План изучения темы:

1.Контроль исходного уровня знаний

- тестирование, индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос.

2.Самостоятельная работа по теме:

- работа со стоматологическими инструментами для осмотра полости рта, пломбирования зубов

3.Итоговый контроль знаний:

- ответы на вопросы по теме занятия;

- решение ситуационных задач, тестовых заданий по теме.

Основные понятия и положения темы:

Силико-фосфатные цементы представляют собой силикатные цементы, модифицированные цинк-фосфатными цементами. По своим химическим и физическим свойствам они превосходят силикатные цементы, уступая им по эстетическим показателям.

Показатели Силико-фосфатные цементы
Состав: Порошок: - 20 - 40% цинк-фосфатного цемента; - 60 - 80% силикатного цемента.
  Жидкость: Ортофосфорная кислота
Представители отечественные: «Силидонт», «Лактодонт», «Беладонт».
зарубежные: «Infantid» (Чехия), «Posterit Cement» (Япония).
Свойства:   1. Эстетические свойства гораздо хуже, чем у силикатных цементов. Пломба имеет белый матовый цвет. 2. Более прочный, чем силикатный цемент. Выдерживает жевательную нагрузку на премолярах. 3. Менее токсичен для пульпы, чем силикатный цемент. 4. Меньшая растворимость в полости рта (0,36%). 5. Усадка при твердении 0,11%. 6. Коэффициент термического расширения близкий к ткани зуба. 7. Содержание фторидов меньше, чем у силикатных цементов. 8. Дешевы в производстве и просты в применении.
Показания к применению Кариозные полости III класса (если полость не выходит на вестибулярную поверхность). Полости I и II класса на премолярах.
Соотношение порошок/ жидкость: 1,25 - 1,55 г на 0,4 мл на гладкой поверхности стеклянной пластинки пластмассовым или металлическим шпателем.
Время замешивания: 60 секунд
Техника: Порошок вносят в жидкость мелкими порциями, чтобы более полно протекал процесс химического взаимодействия между компонентами смеси.
Консистенция формовочной массы: При отрыве шпателя масса не тянется, а обрывается, образуя зубцы до 1 мм.
Время моделирования пломбы. 2 - 2,5 минуты,
Время твердения материала. 4-5 минут.
Техника внесения в кариозную полость. Мелкими порциями с тщательной конденсацией и притиранием к стенкам полости, изолировать от слюны.
Окончательная обработка пломбы: Через сутки.

В настоящее время применение силикофосфатных цементов ограничено из-за отрицательных свойств материалов: не достаточная механическая прочность, не соответствие цвета тканям зуба, усадка, растворимость в ротовой жидкости, токсичное влияние на пульпу в глубоких полостях.

ЗАНЯТИЕ № 7

Тема занятия:

СТЕКЛОИОНОМЕРНЫЕ ЦЕМЕНТЫ:КЛАССИФИКАЦИЯ, СОСТАВ, СВОЙСТВА, ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ, МЕТОДИКА ПРИГОТОВЛЕНИЯ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ.

Форма организации учебного процесса:Практическое занятие.

Значение темы:Существование обширного рынка стекло-иономерных цементов, постоянное появление новых образцов, а также совершенствование представлений о материалах, используемых в клинической практике, приводит к необходимости постоянного обновления информации и оптимизации технологий пломбирования зубов.

Цели обучения:

1. Общая цель.

Формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций:

способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3)

способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4);

2. Учебная цель:

- знать состав и свойства стекло-иономерных цементов;

- уметь замешивать стекло-иономерные цементы;

- владеть методикой приготовления стекло-иономерных цементов для пломбирования;

План изучения темы:

1.Контроль исходного уровня знаний

- тестирование, индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос.

2.Самостоятельная работа по теме:

- работа со стоматологическими инструментами для осмотра полости рта, пломбирования зубов

3.Итоговый контроль знаний:

- ответы на вопросы по теме занятия;

- решение ситуационных задач, тестовых заданий по теме.

Основные понятия и положения темы:

Стеклоиономерные цементы

Изобретение в 1969 г. Вильсоном и Кентом (Wilson, Kent) стеклоиономерного цемента стало исходным пунктом интенсивного развития стоматологического материала нового класса. За двадцать лет использования стеклоиономерных цементов был достигнут значительный прогресс в усовершенствовании их характеристик. Пломбы, изготовленные из первых образцов этих материалов, обладали малой устойчивостью, их качество в значительной мере зависело от технологии нанесения материала. Однако, по мере усовершенствования, степень фиксации материала была увеличена, кроме того, было обнаружено, что стеклоиономерные пломбы, как правило, имеют очень низкий процент вторичного кариеса. В течение длительного времени считалось, что причиной этого феномена является выделение данными материалами фтора, являющегося побочным продуктом реакции отверждения. Однако проведенные исследования искусственного кариеса показали, что выделяющие фтор пластмассы не обладают столь же высокой способностью приостанавливать кариес. Это указывает на то, что кариесстатический эффект определяется всей совокупностью свойств, присущих стеклоиономерным материалам, а не только выделениям фтора. Фактом является то, что стеклоиономерные цементы обеспечивают определенную степень защиты от кариеса, оказывают реминерализирующее воздействие на дентин и эмаль, как правило, хорошо совместимы с пульпой и обладают хорошей адгезией к структуре зуба без использования кислотного протравливания.Несмотря на то, что обычные стеклоиономерные цементы имеют много преимуществ, они далеко не идеальны. Как и прежде, они чувствительны к обезвоживанию, преждевременному попаданию влаги, недостаточно прочны и разрушаются в условиях ротовой полости. Создание стеклоиономера ЗМ Vitrebond (Витребонд) - первого светоотверждаемого стеклоиономерного прокладочного материала, ознаменовало коренные изменения в стеклоиономерной технологии. Обычные стеклоиономерные цементы содержат жидкость (обычно это полиакриловая кислота) и фтор содержащий алюмосиликатный порошок. При смешивании этих компонентов начинается кислотно-щелочная реакция отверждения. В прокладочном материале ЗМ Vitrebond молекулы полиакриловой кислоты несколько модифицированы, благодаря этому становится возможной полимеризация молекул (как и при отверждении композитных материалов). Это означает, что помимо кислотно-щелочной реакции, обеспечивающей выделение фтора и стеклоиономерные характеристики, в материале происходит реакция полимеризации. Значительные улучшения характеристик материала обнаруживаются сразу же при лабораторном тестировании в клинической практике; материал отвердевает за 30 секунд и не трескается при обдувании воздухом. Внутренняя прочность материала возросла почти на 300%! Исследования показали, что при использовании в качестве прокладки под композитами, этот материал способен скомпенсировать усадку, возникающую при полимеризации, до 75%, при использовании под амальгамой он помогает предотвратить вторичный кариес - основную причину выпадения пломб из амальгамы.

Классификация стеклоиономерных цементов

По показаниям к использованию:

1. Восстановительные (реставрационные):

- для эстетических реставраций (3, 5 классы),

- для нагруженных реставраций (1,2 классы, создание культи зуба, сэндвич-техника).

2. Подкладочные (лайнинговые):

- изолирующие подкладки.

3. Фиксационные (лютинговые) - для фиксации коронок, вкладок, накладок, мостов.

4. Керметы - цементы, модифицированные серебром.

По технике полимеризации:

- самоотверждаемые,;

- светоотверждаемые,

- комбинированные (двойного, тройного отверждения).

По форме выпуска:

- водные системы,

- безводные системы,

- полуводные системы.

Клиническое использование.

Стеклоиономерные материалы занимают достойное место в современной стоматологической практике. Это открывает для стоматологов возможности более широкого выбора материалов.

Композиты и адгезивы применяются для пломбирования зубов уже в течение очень длительного времени. Их долговечность и прекрасно сохраняющиеся эстетические характеристики проверены временем. Поэтому этим материалам следует отдать предпочтение в случаях пациентов с удовлетворительной гигиеной ротовой полости и когда можно обеспечить надлежащую технологию применения материала. В случае неудовлетворительной гигиены ротовой полости, а также, если обеспечить надлежащую технологию нанесения композитного материала сложно, следует отдать предпочтение стекло-иономерным цементам (Vitremer «3 М», Fuji IX «GC», Cetac Molar «ESPE»). Например, при работе с детьми, как правило, сложно исключить попадание слюны в препарируемую полость, поэтому в этом случае проще использовать стекло-иономер вместо амальгамы.

Стеклоиономерные цементы успешно применяются в A.R.T. технологии (Fuji IX «GC», Cetac Molar «ESPE»). Метод A.R.T.- это наиболее щадящий и наименее инвазивный подход для остановки дальнейшего прогресса кариеса. Он подразумевает удаление мягкого, деминерализованного дентина ручным инструментом с последующим восстановлением полости стеклоиономерным цементом, который одновременно запечатывает все оставшиеся фиссуры. С самого начала развития и применения A.R.T., ценность этого метода в различных ситуациях была полностью оправдана. Техника A.R.T. исследовалась в многочисленных экспериментах в разных странах. Результаты, которые были опубликованы в научной литературе, показывают, что этот метод жизнеспособен и приемлем во всем мире.

Химический состав стеклоиномерных цементов.

Стекло состоит из основных компонентов - кварца, оксида алюминия и фторида кальция, а также фосфата алюминия, фторида натрия и криолита как дополнительных составляющих. Выбор той или иной формулы стекла зависит от таких ожидаемых свойств, как образование цемента, точки плавления, растворимости и выделения ионов фторида, прозрачности и прочности. Так, высокое содержание кварца (> 40%) обеспечивает высокую степень прозрачности стекла, тогда как большое количество фторида кальция или оксида алюминия делает материал непрозрачным. При этом речь идет о дисперсных кристаллических фазах плавикового шпата и корунда, которые следует рассматривать, скорее всего, не как стекло, то есть переохлажденную глазурь, а как стеклокерамику с аморфной основной структурой.

Второй компонент стеклоиономерного цемента, являющийся также составной частью его названия - это так называемые, ионные полимеры.

Для их изготовления используются лишь три ненасыщенные карбоновые кислоты: акриловая, итаконовая и малеиновая. Так, в процессе радикальной полимеризации получают водный раствор сополимерной кислоты. Наряду с остаточными мономерами он содержит широкий спектр полимерных цепей разной «длины». Если для образования цепи берут мономер только одного вида, то получают так называемый гомополимер, тогда как применение двух или нескольких приводит к образованию сополимерной кислоты.

Сцепление с эмалью и дентином вызвано механическими и химическими силами. Микросцепление значительно усиливается химическим соединением сополимерной кислоты с гидроксиапатитом. Одновременно с высокоэффективным образованием водородных связей полярных структурных элементов составляющих стеклоиономера проходит хелатизация ионов Са твердых тканей зуба.

Таким образом, основными факторами для дальнейшего развития стекло-иономерных цементов были и остаются:

- стабильность;

- биосовместимость;

- эстетика;

- выделение ионов фтора;

- молекулярное сцепление с дентином;

- коэффициент термического расширения, сходный со.свойствами тканей зуба;

- практичность применения.

С учетом последнего разработан новый класс материала стеклоиономерные цементы двойного отвердевания.

Альтернативой амальгаме, т.е. пломбированию зубов без применения основ, содержащих сплавы, до настоящего времени были два, по химическим свойствам, разных класса материалов - стеклоиономерные цементы и композиты. У них были ограничивающие факторы, базирующиеся главным образом на химической структуре основы. Так, стеклоиономерные цементы, как уже было показано, это водные системы, обеспечивающие значительное приставание к влажному дентину и, таким образом, молекулярное сцепление с твердой тканью зуба. В связи с этим следует отметить как кариесстатическое действие фторсодержащих цементов, так и их чувствительность к высыханию или вымыванию во время фазы схватывания.

Применение композитных материалов имеет весомые преимущества, сокращающие время обработки, то есть экспозицию. Однако сэндвичевые или композитные пломбы, изготовленные методом кислотного протравливания, трудоемкие, требуют абсолютной сухости кариозной полости. Получить, таким образом, эстетически совершенные и прочные пломбы можно было лишь при особенно тщательной обработке. Цель разработки совмещение преимуществ, в основном химической природы, каждого из классов материалов для получения более простого в пользовании пломбировочного материала.

Композит светового отверждения - это, по химическим свойствам, гидрофобный материал. Плохое приставание композита к гидрофильному дентину и отсутствие молекулярного сцепления ограничивают область его применения главным образом эмалью, тогда как для области дентина применяют водные (гидрофильные) цементы.

Качественный субстрат дентина двойного отверждения имеет следующие преимущества: способность приставания, выделение ионов фтора, химическое сцепление и коэффициент термического расширения, сходный с тканью зуба.

Photac-bond (ESPE) - логическое продолжение разработки существующих материалов для прокладок из стеклоиономерного цемента; это - идеальная комбинация стеклоионо-мерного цемента и композитов, то есть комплексообразование кислота-основа и полимеризация под действием света. В случае Photac-bond (ESPE) совмещается традиционная реакция стеклоиономерного отверждения со световым отверждением. После смешивания порошка и жидкости начинается типичная для стеклиономерных цементов реакция схватывания, которая характеризуется сокращением времени отвердевания. В современном пломбировании зубов Photac-fil (ESPE)- это идеальное сочетание преимуществ стеклоиономерного цемента и светового отверждения. Этот материал, в первую очередь, пригоден для пломбирования в пришеечной области при эрозиях и клиновидных дефектах (V класс по Блэку), а также для апроксимальных пломб за исключением участка края резца (III класс по Блэку). Его применяют для надстройки культей под коронками и мостиками, небольших окклюзионных пломб (I класс по Блэку) и пломбирования молочных зубов. Здесь также удалось сочетать характерные свойства стеклоиономерных цементов (молекулярное сцепление с твердой тканью зуба, отдача ионов фтора и др.) с качествами композитов светового отверждения (короткое время обработки, нечувствительность к высыханию, доступу воды и др,).

Наши рекомендации