Основные задачи менеджера торговой фирмы в области транспортной логистики
В качестве основных задач менеджера фирмы в области транспортной логистики могут быть выделены следующие операции:
∙ определение возможностей самой фирмы по организации и осуществлению всех транспортных и вспомогательных операций;
∙ выбор соответствующего базисного условия поставки и разработки транспортных условий контракта;
∙ реализация условий контракта по транспортным вопросам путем выбора перевозчика/экспедитора и заключение соответствующего соглашения;
∙ выполнение положений сделки, касающихся дополнительных и сопряженных операций (упаковка, маркировка, таможенные операции);
∙ осуществление выбора оптимального способа товародвижения как при складском, так и транзитном варианте;
∙ обеспечение скоординированного взаимодействия транспорта с сопряженными отраслями (экспедирование, хранение, таможенные операции и т.д.);
∙ определение рисков случайной гибели или повреждения товара, которым он подвергается во время доставки, и управление ими путем удержания, сокращения или страхования;
∙ ведение транспортного документооборота (внешнего и внутрифирменного);
∙ расчет оптимальных расходов, связанных с доставкой товара, и эффективности сделки в целом, т.е. логистических издержек во всей цепочке;
∙ учет транспортных операций и анализ результатов транспортного звена в каждой сделке;
∙ слежение за нахождением товара в пути, в том числе с помощью электронных средств связи;
∙ осуществление расчетов за транспортные и сопряженные операции.
Менеджеру необходимо найти компромиссы между всеми функциями, чтобы получить общее действие системы на основе баланса стоимость/эффективность
Экспедитор отвечает за груз, начиная с момента погрузки и вплоть до разгрузки. Он обязан следить за погрузкой и разгрузкой перевозимого груза, при этом предварительно проверив его качество и количество на предмет соответствия с данными, указанными в документах грузоотправителя. Экспедитор должен организовать маршрут, который выбрал клиент, а также обеспечить перевозку груза именно тем транспортным средством, которое необходимо для такой транспортировки. Уплата пошлин, разнообразных транспортных и таможенных сборов и прочих расходов также совершаются экспедитором.
Кроме того, в обязанности экспедитора входят оформление документов, которые необходимы для импорта или экспорта, и таможенных документов, а также выполнение других формальностей, с которыми связана грузоперевозка. Таким образом, экспедитор обеспечивает отправку и получение груза клиентом в полном объеме.
Когда клиент передает экспедитору груз, экспедитор обязательно выдает экспедиторский документ и предоставляет клиенту все договора, касающиеся перевозки груза. Договора эти заключаются на основании доверенности от клиента.
Экспедитор имеет право проверить подлинность предоставленных клиентом документов, достоверность сведений о грузах и другой информации, которая может иметь влияние на работу экспедитора, связанную с перевозкой груза, отправляемого клиентом. Клиент обязан предоставить всю необходимую документацию и информацию экспедитору вовремя, чтобы отправляемый груз мог без задержек пройти санитарный, таможенный и прочие государственные контроли, предусмотренные законодательством. В экспедиционном договоре необходимо сразу же указывать, какие именно документы предоставил клиент, и в каком порядке. В дальнейшем это поможет предотвратить некоторые возможные проблемы.
Статья 805 ГК РФ говорит о том, что третьи лица могут быть привлечены экспедитором для выполнения экспедиторских обязанностей, если это предусмотрено договором на перевозку груза. Однако, экспедитор при этом отвечает за все действия третьих лиц, привлеченных к транспортировке груза, и по-прежнему единолично несет перед клиентом ответственность за выполнение своих обязанностей. Договор на страхование груза заключать от имени клиента экспедитор права не имеет.
В некоторых случаях экспедитор может не выполнить какие-либо должностные обязанности или указания клиента, если это делается в интересах самого клиента. Такое может произойти в том случае, если указания клиента оказались недостаточно точными или нецелесообразными, а отступление от указаний по тем или иным причинам не могло быть обсуждено и согласовано с клиентом в течение 24 часов.
Экспедитор может задержать выдачу транспортированного груза до тех пор, пока ему не будет выплачено в полном объеме вознаграждение и не будут возмещены все расходы, которые экспедитор понес в процессе транспортировки груза. Если в это время с грузом что-нибудь произойдет, то к экспедитору не может быть предъявлено никаких претензий, так как в этот период всю ответственность за груз несет клиент.
Выбор транспорта и маршрута находится в компетенции клиента, однако в том случае, если клиент затрудняется в решении этого вопроса или отказывается давать такие указания, экспедитор сам выбирает и маршрут, и вид транспорта для транспортировки груза таким образом, чтобы соблюдались интересы клиента.
В договоре между экспедитором и клиентом обязательно оговариваются сроки выплаты вознаграждения экспедитору и компенсация ему расходов, которые он понес при перевозке груза.
Договор транспортной экспедиции может быть заключен на срок двенадцать месяцев. В этом случае в договоре указываются общие права и обязанности сторон. При каждой отдельной перевозке к договору должно будет составляться приложение, в котором будут указаны характеристики товара, маршрут и сроки транспортировки.
Расчет платежей за перевозки. Определение сроков доставки.