Различие между тарифом и фрахтом
Тариф устан-ся:
1. В одностороннем порядке судовладельцем или составляющим правомочным органом.
2. Рассчитан на длит-ый период (≈ 5-10 лет).
3. Действителен для всех грузовладельцев кот. сдают грузы к перевозке.
4. Как можно шире рекламируется, поэтому публикуется в прейскурантах или приказах.
Фрахт пред. собой договорную цену, устанавливаемую в каждом отдельном случае соглашением 2х сторон – судовладельцем и грузовладельцем. Действует в течении периода заключенного договора (рейс, неск-ко рейсов или установленное время).
Действителен только для опред. Грузовладельца, с кот. заключен договор перевозки. Пред-ет в основном коммерч. тайну и становится известным Толька после вып-я сделки на перевозку.
С развитием рыночных отношений все большее применение будут получать фрахты.
Учитывая различия в условиях работы и задачах морского, флота тарифы на перевозки грузов установлены отдельно для каботажного и заграничного плаванья. На мор. Тр-те плата за перевозку состоит из S трех ставок (трехставочный тариф) и опред-ся по формуле:
где вст.о, вст.н.- ставки стояночных операций соот-но в портах отправления и назн-я.(коп/т)
вдв.- ставка движенческой операции (коп/тонно-миля)
L – расстояние перевозки в милях. (1852м=1миля)
На реч. тр-те ставки стояночных операций в п. отправления и назначения объединены в одну ставку. Учитывая, что условия работы в конеч. пунктах, а уровень ставок отличается не существенно
На морском тр-те условия дел-ти в конечных пункта значит-но отличается (напр, порт С-Пет. И п. Тикси), что приводит к существенному различию стояночных ставок.
Поэтому они учит-ся в прейскуранте отдельно. Каждая из указанных ставок, а также ставки доп-ах сборов образованных по осн. принципу построения тарифов, т.е. базируются на с/с-ти
где Si – себестоимость вып-я операций в i – ом пункте (коп./тон)
k – коэф-т, определяющий уровень рентаб-ти (% рентаб-ти)
На морском тр-те значение k выше, чем на др. видах тр-та (до 56%). Для речного он 35%, что объясняется влиянием мирового фрахтового рынка. На мор. тр-те как и на др. видах тр-та тарифы периодически пересматриваются, обычно через 5-10 лет. Это связано с пересмотром оптовых цен на потребляющую тр-том продукцию: топливо, материалы, изменение уровня з/пл. транспортиртным работником внедрением более производительных методов труда и прогрессивных технологий вып-е тран. операций. Последний раз система тарифов на мор. тр-те была пересмотрена и введена в действие с 01/01.1990г. В послед-щие годы вследствие инфляционных процессов уровень тарифов повышался неск-ко раз. Все изменения или дополнения прейскурантов и отдельных тарифов публикуются в “сборниках правил перевозок и тарифов мор. тр-та”, которые издаются по мере необходимости.
Тарифы на перевозки классифицируются по след. признакам:
1. По видам перевозок
2. По морским бассейнам
3. По роду грузов
4. По сфере применения
5. По внут. строению.
1. По видам перевозок тарифы установлены для сухогрузов и наливных грузов в таре (бочках, цистернах и пр.) жидких грузов, перевозимых наливом в судах, буксировки плотов, буксировки судов, доков и др. плавучих объектов.
2. По морским бассейнам тарифы дел-ся вследствие различ. условий
плаванья, и уровней с/с перевозки грузов. Бассейнов 5: Балтийский, Северный, Дальневосточный, Черноморско-Азовский и Каспийский.
3. Для дифференциации тарифов по родам грузов все перевозимые на мор. тр-те грузов по своим св-вам разделены на классы и группы
4. По сфере применения или действия установлены тарифы основные, местные и исключительные. Наиболее расположенными явл. основные тарифы, по которым перевозится преобладающая часть грузов. Местные тарифы локальное значение и действуют в пределах дея-ти круп. мор. портов (на местных и пригородных линиях). Исключительные (специальные ) тарифы учитывают особые условия перевозки для отдельных грузов для опред-х направлений перевозок и периодов времени года. Бывают повышенные и пониженные исключительные тарифы.
5. По внут. строению тарифы м.б. дифференциальные и однообразные. Диф-ыми наз-ся тарифы, у кот. ставки на 1 км с увеличением расстояния уменьшаются, т.е. провозная плата растет не пропорционально расстоянию перевозки.
Однообразные тарифы имеют одинаковую ставку на 1 км на всем протяжении, поэтому плата за перевозку увеличивается прямопропорционально расстоянию.
Основные тарифы на перевозку грузов морским тр-том утверждаются правительственными органами (Минтранс).