Передвижение по лестнице с помощью перехвата должно осуществляться перекрестным способом
Это значит, что две руки не могут одновременно находиться на одной перекладине. Поэтому следует поощрять ребенка поскорее хвататься за следующую, свободную перекладину.
Раскачивание - самый важный элемент передвижения с помощью перехвата. Понаблюдайте за взрослым, который впервые пытается выполнить это упражнение. Повиснув на одной руке он будет толкать себя вперед пытаясь схватиться за следующую перекладину. Это трудная задача, поэтому его передвижение будет весьма неуклюжим. А вот дети, научившиеся этому упражнению, будут передвигаться на манер гиббонов - раскачиваясь взад и вперед как маятники и быстро перебирая руками. Их движения грациозны и, что самое важное, непринужденны. Более того, упражнение дается им легко, поскольку движению тела помогает сила инерции.
Существует множество способов научить ребенка раскачиваться. О некоторых мы уже рассказывали еще на предыдущей, четвертой стадии. Если вы предоставили ему возможность предварительно потренироваться на трапеции или турнике, он легко научится раскачиваться и на лестнице.
Простейший способ обучения - самому раскачивать ребенка. Приводимое ниже описание исходит из того, что вы стоите перед ребенком. Если же вы будете стоять сзади, то вам придется не притягивать его к себе, а отталкивать от себя.
Придерживайте ребенка с помощью его карманов.
Пусть его левая рука находится на дальней перекладине, а правая на ближней. Толкните его обеими руками, придав начальный импульс.
Главный момент движения перехватом - перенос руки на следующую перекладину. В этот момент ребенок висит только на одной руке, поэтому особенно нуждается в вашей поддержке! Слегка приподнимите его, чтобы он не выпустил перекладину, за которую в данный момент держится.
Когда же он ухватится свободной рукой за следующую перекладину, вы можете ослабить поддержку. Но стоит другой руке придти в движение, вы вновь слегка приподнимайте ребенка. Чем чаще вы упражняетесь, тем быстрее учитесь. Более того, вы начнете ощущать степень поддержки, в которой нуждается ваш ребенок, поймете на какую высоту его надо приподнимать. Смотрите не перестарайтесь, пытаясь облегчить ему задачу. В сущности, ваша поддержка должна постепенно уменьшаться, и в один прекрасный день он сумеет пройтись по всей длине лестницы самостоятельно. При этом, поскольку вы по-прежнему будете находиться рядом, и лишь перестанете его страховать, он даже сам этого не поймет!
Выводы
Теперь ваш ребенок умеет поднимать даже самые маленькие предметы, делая это без всяких усилий обеими руками поочередно или одновременно.
Сейчас он начал интересоваться содержимым различных емкостей - коробок, корзин, кувшинов, кастрюль и т.д. Сначала он удовлетворится тем, что вынет оттуда содержимое, рассмотрит, и уберет обратно. Этот процесс неизбежно приведет к тому, что он научится убирать кубики в коробку для того, чтобы взять их с собой.
Итак, он начал действовать обеими руками одновременно, при этом одна из рук является главной.
У него появится склонность к тому, чтобы держать коробку в одной руке, а другой доставать из нее содержимое. Как только он начнет это делать, можно будет с уверенностью сказать, что ребенок пересек линию, отделяющую ранний кортекс от первобытного кортекса. Его мозг становится все более развитым.
Если в этот момент возраст ребенка составляет 36 месяцев, то его физический интеллект будет равен 100. Если он старше или моложе, вы сами определите уровень его физического интеллекта согласно прилагаемой таблице. Разумеется, при этом надо помнить: данная таблица исходит из того, что вы приступили к выполнению программы с момента рождения ребенка и четко следовали всем указаниям, изложенным в данной книге.
Частота: 15 раз в день на передвижение по лестнице с помощью перехвата. Как можно больше возможностей для того, чтобы поднимать различные предметы, класть их в коробки и вынимать оттуда, а также учиться наливать воду.
Интенсивность: Поддерживайте ребенка ровно настолько, насколько это может помочь ему добиться успеха.
Продолжительность: Столько времени, сколько требуется ребенку, чтобы пройти по всей длине лестницы.
НА ДАННОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЦЕЛЬ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН 15 РАЗ В ДЕНЬ ПЕРЕДВИГАТЬСЯ ПО ЛЕСТНИЦЕ С ПОМОЩЬЮ ПЕРЕХВАТА, ПОЛЬЗУЯСЬ ПРИ ЭТОМ ВАШЕЙ 25 % ПОДДЕРЖКОЙ (ТО ЕСТЬ ВЫДЕРЖИВАЯ 75% СОБСТВЕННОГО ВЕСА) И САМОСТОЯТЕЛЬНО ХВАТАЯСЬ ЗА ПЕРЕКЛАДИНЫ. КРОМЕ ТОГО, ОН ДОЛЖЕН УМЕТЬ ПОДНИМАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ДВУМЯ РУКАМИ ОДНОВРЕМЕННО.
Мануальный интеллект - Переход от стадии V, ранний кортекс, к стадии VI, первобытный кортекс
Возраст в месяцах | Мануальный интеллект | Наши советы |
Мировой рекорд? | ||
Вы делаете все просто прекрасно | ||
Продолжайте в том же духе! | ||
Средний уровень | ||
Предоставьте ему больше возможностей | ||
Немедленно предоставьте своему ребенку как можно больше возможностей развития мануальных навыков. | ||
Если двигательный интеллект вашего ребенка 50 и ниже, немедленно обращайтесь к помощи профессионалов. |
АКТИВНАЯ ПРОГРАММА РАВНОВЕСИЯ (переход от обычной ходьбы к гимнастике)
Предпосылки
Если вы занимаетесь не с момента рождения ребенка, а позднее, то перед выполнением активной программы равновесия хорошо бы попрактиковаться два, а лучше четыре месяца, занимаясь пассивной программой. Как и все другие отделы мозга, вестибулярный аппарат развивается в процессе использования. Пассивная программа позволяет развиться ему до такой степени, что можно приступать к выполнению активной программы равновесия. Без такой предварительной тренировки вашему ребенку будет тяжело выполнять активную программу. Кроме того, упражнения пассивной программы могут служить своеобразной наградой за успешное выполнение упражнений активной. Впрочем, по мере продвижения по активной программе, постепенно сокращайте пассивную.
Как это работает
Активная программа равновесия называется так потому, что все упражнения ребенок выполняет самостоятельно. И в этом ее отличие от пассивной, где главную роль играют родители. Теперь они меняются ролями с детьми. Дети выполняют упражнения, а родители выступают в роли тренеров.
Составляющие элементы успеха
Об одежде вашего ребенка мы уже говорили - это комбинезон и майка. Ноги должны быть босыми, ибо таким образом легче кувыркаться. Кроме того, ради безопасности ребенка следует постоянно помнить о некоторых мерах предосторожности.
Проверьте пол - не слишком ли он скользкий, не валяются ли на нем какие-то мелкие предметы. Кроме того, позаботьтесь, чтобы никто не мог неожиданно войти в комнату.
Если вы занимаетесь на улице, выбирайте безопасную местность, погоду, присутствие других людей, которые могли бы вам помешать.
Продемонстрируйте вашему ребенку вес упражнения сами. Если он увидит как они вам нравятся, то будет знать чего от них можно ожидать и преисполнится нетерпения. Станьте тренером своего ребенка - это очень важная роль. Сначала ему будет нужна ваша физическая помощь, потом, когда он уже научится делать все самостоятельно, вы будете наблюдать за ним, обеспечивая безопасность. После окончания активной программы равновесия, ваш ребенок сможет заниматься фигурным катанием, балетом, гимнастикой и прыжками в воду.
Гимнастические упражнения - высший уровень развития равновесия, поскольку гимнасты могут принимать практически любые позы. Более того, они ухитряются сохранять равновесие, несмотря на мгновенные кувырки и перевороты. Обучая ребенка активной программе равновесия, вы и сами подготовитесь для выполнения гимнастических упражнений.
Не забывайте постоянно ободрять и поощрять своего ребенка.
Упражнения, входящие в активную программу равновесия
1. Перекатывание
В принципе, ваш ребенок уже готов к самостоятельному выполнению этого упражнения, поскольку вы помогали ему совершать нечто подобное при выполнении программы равновесия для новорожденного. Да и все упражнения на вращение из пассивной программы должны были его к этому подготовить. Когда ваш ребенок, вне зависимости от его возраста, научится перекатываться с живота на спину, со спины на живот, он уже готов к самостоятельному выполнению данного упражнения. Ему осталось лишь перекатываться как можно чаще. Действуйте таким образом:
- Когда ваш ребенок научится перекатываться самостоятельно, опуститесь на колени рядом с ним. Обеими руками перекатите его на бок, а затем покатите дальше, сами при этом передвигаясь за ним на коленях. После этого перекатите его на другой бок, и помогите самостоятельно перекатиться в исходное положение.
- Когда ваш ребенок уже научится самостоятельно перекатываться несколько раз подряд, лягте рядом с ним и начните перекатываться синхронно. Перекатившись несколько раз, смените направление и вернитесь в исходную позицию. Пусть учится перекатываться в обоих направлениях.
- Постепенно увеличивайте количество перекатываний без остановок. Если у вас для этого мало места, перекатывайтесь взад-вперед.
Частота:Начните с одного перекатывания десять раз в день. По мере того, как ребенок научится перекатываться все большее число раз без остановки, постепенно сократите число занятий до четырех. В течение каждого занятия ребенок должен будет не останавливаясь перекатиться 4,5 метра в одну сторону, столько же в другую.
Интенсивность: Когда ваш ребенок научится перекатываться самостоятельно, постепенно поощряйте его делать это все быстрее и быстрее.
Продолжительность: По мере того, как ребенок будет способен перекатываться все большее количество раз без остановки, продолжительность начнет увеличиваться. Однако всегда останавливайтесь раньше, чем он сам этого захочет. Минимальная ежедневная продолжительность - 5 минут.
2. Кувырок вперед.
Теперь ваш ребенок уже достаточно тренирован, чтобы выполнять кувырки вперед. Вертикальное раскачивание головой вниз научило его ориентироваться в ситуации, когда ноги находятся выше головы, а вращательные упражнения развили вестибулярный аппарат.
Как только ребенок начнет ходить с целью перемещения из одного места в другое и при этом переносить в руках какие-то предметы, он готов для кувырков вперед. Впрочем, бывает, что еще шестимесячный ребенок, лежа на полу и извиваясь, смотрит сквозь собственные ноги и пытается толкнуть себя вперед. Однако даже и в более раннем возрасте вы можете учить ребенка некоторым "кувыркательным" упражнениям.
Когда ребенку не исполнилось и полгода и он еще не умеет ходить, осторожно опустите его головой вниз на мягкий мат и, одной рукой пригибая его голову, а другой - придерживая за бедра, осторожно перекувырните. Делайте так 10-15 раз в день и вы научите мозг ребенка ориентироваться во время кувырков в этом направлении.
Когда ваш ребенок начал ходить, продолжайте обучать его "кувыркательным" упражнениям. К этому моменту он уже сам может упираться руками и головой в пол, переходя в эту позицию из позиции стоя на четвереньках. Сейчас он нуждается только в том, чтобы его немного подтолкнуть. Вы можете сделать это, придерживая его одной рукой за попу, а второй пригибая голову.
Убедитесь в том, что ребенок научился сгибать голову, так чтобы при кувырке подбородок упирался ему в грудь. Когда он научится этому, вся ваша помощь будет состоять лишь в легком толчке. Кроме того, существует еще два вида помощи:
- Можно наклонить поверхность, по которой он будет кувыркаться, под углом в 5-10 градусов.
- Или кувыркаться на улице, на каком-нибудь пологом холме. В обоих случаях ему помогает сила гравитации.
После того, как он упрется головой в пол, помогите ему подтягивать ноги к рукам. Это упражнение научит его толкательным движениям бедрами и балансировке, благодаря чему он начнет кувыркаться.
В результате всех этих упражнений ваш ребенок научится самостоятельно кувыркаться в возрасте 16 месяцев, а то и раньше. И, поверьте, он будет с радостью кувыркаться по всему дому.
Частота: Начните с одного кувырка (с вашей помощью) 10 раз в -день. Когда ребенок научится кувыркаться самостоятельно, пусть делает это 15 раз в день.
Интенсивность: Сначала делайте все медленно, увеличивая скорость по мере успехов вашего ребенка. После того, как он научится кувыркаться самостоятельно, постепенно поощряйте его делать это все быстрее и быстрее.
Продолжительность: Увеличивайте продолжительность по мере того, как ваш ребенок будет делать все больше кувырков вперед непрерывно. Однако всегда останавливайтесь раньше, чем он сам этого захочет. Минимальная ежедневная продолжительность - 5 минут.
3. Хождение по балке.
Развитие вестибулярного аппарата в совокупности с умением ходить подготовили вашего ребенка к выполнению этого упражнения.
Мы не раз удивлялись рассказам матерей о том, с каким удовольствием дети, которые научились ходить всего несколько месяцев назад, ходили по балке. А ведь причина очень проста - дети любят преодолевать трудности. Поэтому заранее приготовьте такую балку, (Марлоу Доман захотел ходить по ней, когда ему исполнился всего год.) Убедитесь в том, что она расположена в безопасном месте, поскольку ваш ребенок, однажды взобравшись на нее, потом уже не захочет слезать!
Помогая ему, вы постепенно добьетесь, что он начнет ходить по ней самостоятельно.
Ноги ребенка обязательно должны быть босыми. Никакие носки не в состоянии обеспечить нужного сцепления с поверхностью балки.
- Для начала, очертите на полу полоску шириной в 10 см, длиной в 20 см. Поиграйте с ребенком - кто из вас сумеет пройти по этой полосе ни разу "не упав".
- Возьмите деревянную балку размером 5 см на 10 см и длиной 2,5 м и положите ее на пол той стороной, которая равна 10 см. Теперь вы и ваш ребенок можете ходить по ней в обе стороны. Не стоит идти сбоку и держать его за руку, иначе он так и не научится ходить самостоятельно. Помните - держа ребенка за руку вы не даете развиваться его собственному вестибулярному аппарату! Разумеется, вам следует внимательно следить за его действиями и быть готовым вовремя придти на помощь. Можно даже положить эту балку параллельно стене, придвинув на расстояние в несколько сантиметров, чтобы ребенок сам мог опираться на нее в случае необходимости.
- О том, как изготовить эту балку говорится в приложении.
Частота: Начните с десяти раз в день, каждый раз проходя балку по всей длине.
Интенсивность: Интенсивность регулируется переходом от хождения по выделенной полоске пола к хождению по балке, поставленной на два ящика. Разумеется, когда ребенок научится ходить по ней самостоятельно, поощряйте его делать это все быстрее и быстрее.
Продолжительность: Столько, сколько нужно, чтобы пройти балку в один конец. Всегда останавливайтесь раньше, чем ребенок сам этого захочет. Минимальная ежедневная продолжительность - 5 минут.
Общая продолжительность всей активной программы равновесия: три упражнения по 5 минут каждое.
НА ДАННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЦЕЛЬ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОДГОТОВИТЬ ВАШЕГО РЕБЕНКА К БОЛЕЕ СЛОЖНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -ТАКИМ, КАК ГИМНАСТИКА. ВЫ ДОЛЖНЫ СВЕСТИ СВОЮ РОЛЬ К РОЛИ ТРЕНЕРА, ПРЕДОСТАВИВ РЕБЕНКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫПОЛНЯТЬ ЭТИ НОВЫЕ ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
СТАДИЯ V - ЕЖЕДНЕВНЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТОК ДЛЯ МАТЕРЕЙ
- Программа развития подвижности
· Частота: Две-три прогулки в день, в зависимости от местности, по которой вы ходите.
· Интенсивность: Постепенно поощряйте его ходить быстрее и на все более дальние расстояния.
· Продолжительность: 20-30 минут в день по каждому виду местности.
· ЦЕЛЬ: ВАШ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ПРОХОДИТЬ БЕЗ ОСТАНОВКИ 0,6 КИЛОМЕТРА (ПО МЕСТНОСТИ НЕ РВОГО ТИПА, ТО ЕСТЬ РОВНОЙ И ГЛАДКОЙ), ЗА 18 МИНУТ.
· Материнские замечания: Мой ребенок начал проходить 0,6 километра за 18 минут в возрасте__________
- Программа развития мануальных навыков.
· Частота: 15 раз в день на передвижение с помощью перехвата руками и как можно больше возможностей для перекладывания предметов из коробки в коробку и переливания воды.
· Интенсивность: Поддерживайте ребенка ровно настолько, насколько он нуждается в вашей поддержке.
· Продолжительность: Время, которое ему достаточно для того, чтобы пройтись по всей длине лестницы.
· ЦЕЛЬ: ВАШ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН 15 РАЗ В ДЕНЬ ПЕРЕДВИГАТЬСЯ ПО ЛЕСТНИЦЕ С ПОМОЩЬЮ ПЕРЕХВАТА, ПОЛЬЗУЯСЬ ВАШЕЙ 25 % ПОДДЕРЖКОЙ (ТО ЕСТЬ ВЫДЕРЖИВАЯ 75 % СОБСТВЕННОГО ВЕСА) И САМОСТОЯТЕЛЬНО ХВАТАЯСЬ ЗА ПЕРЕКЛАДИНЫ. КРОМЕ ТОГО, ОН ДОЛЖЕН УМЕТЬ ПОДНИМАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ДВУМЯ РУКАМИ ОД НОВРЕМЕННО.
· Материнские замечания: Мой ребенок освоил двустороннее и одновременное корковое противопоставление в возрасте__________
- Программа равновесия (развития вестибулярного аппарата)
· Частота: Много коротких занятий, состоящих из перекатываний, кувырков и хождения по балке, причем каждое из них нужно выполнять по 10 раз в день.
· Интенсивность: Когда ребенок научится все делать самостоятельно, поощряйте его быстрее перекатываться, кувыркаться и ходить по балке.
· Продолжительность: На каждое из трех упражнений (перекатывания, кувырки и хождения по балке) достаточно 5 минут, то есть всего 15 минут в день.
· ЦЕЛЬ: ПОДГОТОВИТЬ ВАШЕГО РЕБЕНКА К БОЛЕЕ СЛОЖНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ТАКИМ, КАК ГИМНАСТИКА. ВЫ ДОЛЖНЫ СВЕСТИ СВОЮ РОЛЬ К РОЛИ ТРЕНЕРА, ПРЕДОСТАВИВ РЕБЕНКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫПОЛНЯТЬ НОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
· Материнские замечания:__________
Глава 14 - Стадия VI. Первобытный кортекс
Двигательные навыки
ГРУППА:
Ребенок
СТАДИЯ РАЗВИТИЯ МОЗГА:
Первобытный кортекс
ФУНКЦИЯ:
Ходьба и бег с помощью перекрестного способа движения.
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ:
У нормального ребенка эта функция представлена в возрасте 36 месяцев.
ОПИСАНИЕ:
Hа этой стадии ребенок ходит уже достаточно уверенно и падает редко. Он хорошо сохраняет равновесие при ходьбе и способен бегать, используя перекрестный способ движения, однако в беге пока что новичок. Итак, он приобрел два важные способности:
Во-первых, теперь он помогает себе руками при ходьбе, двигая их назад-вперед, как поршни. Чем быстрее он движется, тем более "поршнеобразно" использует руки. Подобное легко наблюдать во время соревнований по спортивной ходьбе - одна рука выброшена вперед, другая отброшена назад. Чем дальше будет развиваться мозг ребенка, тем лучше он будет двигаться.
Во-вторых, теперь он может и бегать, используя перекрестный способ движения (левая нога и правая рука впереди, левая рука и правая нога позади; потом наоборот), а это чисто человеческий способ.
В то время как большие человекообразные обезьяны, преодолевая небольшие дистанции, могут вставать на задние конечности, а порой даже что-то нести в передних, они не способны к тому, что умеет делать ребенок на данной стадии развития - двигаться перекрестным способом. Эта функция - продукт уникальной коры человеческого мозга.
ЦЕЛЬ:
Двигаться быстрее и увереннее. В своем постоянном поиске более эффективных способов передвижения маленькое человеческое существо пробует ускорить шаг. Оно наклоняет туловище вперед и пытается повыше поднимать ноги, действуя ими и руками перекрестным способом.
Теперь при движении ребенок одновременно выбрасывает вперед правую руку и левую ногу, стоя на правой ноге. Затем он перемещает вперед левую руку и правую ногу, стоя на левой ноге. Чем быстрее он движется, тем четче следует этому образцу. Если бы мы сняли его движение в замедленном темпе, то увидели бы что одна нога полностью вытянута назад, упираясь в землю и отталкиваясь, в то время как рука, находящаяся с другой стороны, вытянута далеко вперед. Одновременно мы увидели бы, что другая нога висит над землей и движется вперед и вниз, в то время как противоположная ей рука отбрасывается далеко назад. Чем лучше использует ребенок перекрестный способ ходьбы и бега, тем в большем количестве других, чисто человеческих способов передвижения он может совершенствоваться.
На данной стадии развития ваш ребенок скоро научится хорошо бегать, предпочитая бег ходьбе, поскольку быстрота действует на него возбуждающе. Скорость, ветер, ощущение полета - эти, ни с чем не сравнимые чувства, можно испытать только в беге. Именно поэтому ребенок когда бежит, всегда смеется и радуется.
Теперь необходимо приступить к развитию его беговых навыков. Необходимость этого вида движения достаточно очевидна - оно способствует росту мозга. Бег - это функция, за которую отвечает кора головного мозга, поэтому-то он и стимулирует ее развитие. Мешать ребенку бегать - значит тормозить окончательное развитие и формирование его мозга.
Кроме того, бег повышает эффективность работы дыхательных органов. Чем длиннее пробегаемые дистанции, тем глубже и регулярнее дыхание. Бегая по разным видам местностей ребенок совершенствует свою дыхательную систему.
Каждому, кто когда-нибудь взбегал по лестнице или пытался догнать уходящий поезд, известны три факта:
- Дыхание учащается.
- Оно становится более тяжелым и более глубоким.
- Чем больше вы бегаете, тем более регулярным становится ваше дыхание.
Когда мы спим, мы дышим иначе, чем когда едим; дыхание при еде отличается от дыхания при разговоре, пении, беге, подъеме в гору и т.д. Когда дыхание не может приспособиться к вашей деятельности, то есть стать глубже и регулярнее, то вы просто не в состоянии выполнить данный вид деятельности.
Чем лучше мы дышим, тем лучше действуем.
Когда вы решите обрести спортивную форму и начнете бегать, то, стоит вам пробежать первый километр, как вы почувствуете, что вам отказывают не ноги - дыхание. Вы задыхаетесь и не в состоянии бежать дальше. Поэтому вам придется остановиться, перевести дух и лишь после этого бежать дальше.
Однако, если у вас хватит решимости и вы будете регулярно бегать, то постепенно, через несколько недель, ваше дыхание улучшится. В результате вы начнете бегать быстрее, почувствуете себя лучше, преисполнитесь жизненной энергии. А вот теперь задумайтесь: почему бы и вашему ребенку, с той же целью, не начать бегать?
Конечно же ему следует бегать, тем более, что, как мы знаем, бег развивает кору головного мозга и совершенствует дыхательную систему.
Теперь, когда мы знаем почему следует бегать, давайте выясним, как начать.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ - СТАДИЯ VI
Теперь, когда ваш ребенок уверенно ходит и начинает бегать, он проводит большую часть своего времени именно на бегу. Чем лучше он бегает, тем лучше ходит, что вполне естественно, поскольку бег - это ускоренная форма ходьбы. Поэтому, поощряйте его бегать как можно больше.
Увеличивая дистанцию, оставайтесь на ровной гладкой поверхности. Дыхательная система вашего ребенка еще не созрела. Поэтому ему будет гораздо легче бегать именно по такой поверхности. Более того, чтобы еще облегчить ему задачу, пусть сбегает с невысокого склона.
Поверхность должна быть мягкой, а сам ребенок должен быть обут в мягкие башмачки. Бетон или щебенка затруднят бег вашего ребенка.
Утрамбованная земля, стриженный газон, утрамбованный гравий, плотно утрамбованный песок или беговой трек - вот самые подходящие поверхности для бега.
В нашем институте тридцать детей и тридцать взрослых ежедневно бегают! При этом они пробегают без остановки дистанцию от 3 до 40 километров. Бегая по мягкой поверхности и нося мягкую обувь, мы практически не имеем проблем. Твердая поверхность может спровоцировать травму или мышечную боль, и то же самое может быть вызвано скверной обувью.
Во что должен одеваться бегун
При беге, самой важной деталью одежды являются туфли. Поэтому вам следует позаботиться о высококачественной и удобной беговой обуви.
Это особенно важно потому, что качественная обувь во время бега снимает часть нагрузки с лодыжек и ступней. На хорошей спортивной обуви не следует экономить.
Кроме того, ребенка следует одевать в легкую, не сковывающую движений одежду. Он будет бегать с удовольствием только тогда, когда ему будет удобно это делать.
В теплую погоду достаточно шорт и майки, в холодную погоду одевайте его теплее, но не "навьючивая" одеждой как маленького ослика.
Неуклюжий, большой свитер, и такая же верхняя одежда при беге вызывают только раздражение, поскольку препятствуют движениям рук и верхней части туловища. Да и вам, если вы оденетесь подобным образом, будет неудобно - а ведь вам предстоит бегать вместе с ребенком! Такая одежда будет тянуть вниз, в ней вы быстро вспотеете и весь ваш энтузиазм угаснет.
Конечно, когда вы собираетесь бегать в холодную погоду, легко впасть в ошибку и надеть на себя и ребенка слишком много. Но ведь стоит вам побежать, как вы быстро согреетесь! И вот теперь, если вы на ходу начнете раздеваться, подставляя себя холодному ветру, то легко можете простудиться.
Впрочем, можно одеться как "капуста" - то есть в несколько слоев. Стоит вам почувствовать дискомфорт, как вы тут же снимаете очередной "слой" и так до тех пор, пока не будет достигнуто нужное состояние. Кроме того, позаботьтесь о теплом нижнем белье, свитере с высоким воротом, шерстяных носках и перчатках.
Закончив бег, сразу заходите в дом, особенно если вы и ребенок промочили ноги. Разумеется, если погода явно неблагоприятствует бегу, то ограничьтесь беговым треком или побегайте по магазинным пандусам, когда там мало народу.
Зато прогулка по снегу - это прекрасное дыхательное упражнение. Если нет условий для бега, то посвятите час времени взбиранию на гору и катанию на санках, или просто погуляйте, любуясь пейзажем.
Здравый смысл вам может многое подсказать
Естественно, что надо избегать скользких поверхностей или тех, где имеются рытвины и колдобины. Никогда не занимайтесь бегом, если ваш ребенок устал, голоден или хочет пить. Бег пробуждает аппетит, поэтому позаботьтесь о том, чтобы по возвращении домой вас ждал легкий завтрак.
Никогда не принуждайте ребенка к бегу. Никогда не подталкивайте сто и не держите за руку, когда будете бегать вместе. Если ваш ребенок отказывается бегать, выждите какое-то время, а потом предложите снова.
Пусть ваш ребенок посидит и посмотрит как вы сами бегаете. Ваш пример окажется самым заразительным. Вряд ли он усидит на одном месте и не захочет присоединиться к вам. У детей быстро меняется настроение, поэтому не удивляйтесь его желанию на какое-то время воздержаться от бега. Все вышесказанное относится и к передвижению с помощью перехвата руками.
В сущности, ребенка не заботит развитие своего мозга или физическая форма, главная его забота - постоянно быть с вами!
Не обескураживайте ребенка, рассказывая о своих проблемах. Если мать на бегу скажет: "Ты знаешь, а ведь так можно простудиться", то тем самым только испортит ребенку настроение. А если отец начнет жаловаться: "О, эти старые кости уже ни на что не способны", то рано или поздно ребенок тоже начнет жаловаться и вздыхать.
Правильно выбирайте темп
Главное - это задать верный темп. Когда мы только начинали бегать с детьми из института Эвана Томаса, то они были преисполнены самого невероятного энтузиазма.
Мы приводили их на беговую дорожку, выстраивали в ряд и командовали: "На старт, внимание, марш!"
Они радостно срывались с места и мчались во всю прыть, так что уже через сто метров начинали выдыхаться и останавливаться. Это говорит о том, что сами они не могут задать нужный темп бега.
Поэтому сначала его должны задавать вы. Бегите на шаг впереди ребенка. По мере того, как он сможет пробегать все более длинные дистанции, позвольте ему выдвинуться вперед, а сами бегите следом. Время от времени догоняйте его и бегите бок о бок. В данном случае весьма полезна игра "беги по моей тени" (то есть во время бега ребенок должен постоянно наступать на верхний конец вашей тени) - это поможет задать нужный темп при беге на длинную дистанцию. Если погода пасмурная командуйте: "следуй за мной!"
Регулярно бегайте по улице одним и тем же маршрутом
Когда Теган Хэги было два года и отец в первый раз решил устроить ей пробежку, они направились в великолепный фэирмонтский парк, на окраине Филадельфии.
В этом парке есть множество длинных, широких и ровных аллей, которые тянутся вдоль залива. Здесь запрещено появляться транспорту, поэтому это излюбленное место для прогулок, пробежек, катания на велосипедах, а порой и на лошадях.
Когда Теган с отцом стартовали на свою первую, полуторакилометровую дистанцию, то успели пробежать только 400 метров. Ребенок остановился и поднял с земли понравившийся ему камень. Какое-то время они оба исследовали этот камень, а затем побежали дальше. Но через десять метров Теган увидела жука и пришлось снова останавливаться...
Именно в таком "рваном" ритме они и преодолели все полтора километра. Теган изучала все, что попадалось им на пути, и при этом совсем не устала. Однако ее отец задался вопросом - а подходящее ли место он выбрал для первой пробежки?
Какое-то время они повторяли этот маршрут, посвящая много времени изучению окружающей обстановки и совсем мало - бегу. Но постепенно, Теган все меньше времени смотрела себе под ноги и все больше - вперед, туда, куда они направлялись.
Отец бежал впереди, а она сзади, пытаясь схватить его за руку. Постепенно, она окрепла настолько, что смогла пробежать все полтора километра без остановки. Изучив все окружающее, она перестала отвлекаться.
Если бы ее отец, когда она впервые остановилась и подняла камень, отреагировал бы таким образом: "Выбрось это и побежали отсюда!", то ей потребовалось бы намного больше времени для того, чтобы перестать отвлекаться на все интересные предметы. Кроме того, она бы могла утратить интерес к самому бегу.
Поэтому, когда вы только начинаете бегать, уважайте желание ребенка изучать все, мимо чего вы пробегаете. Каждая остановка - это повод для того, чтобы чему-нибудь его научить, а затем обязательно вернуться к бегу. Рано или поздно ребенок изучит весь маршрут и перестанет отвлекаться.
Всегда, когда это позволяет погода, бегайте на свежем воздухе. Бег в доме - это для двухлетнего ребенка такое же заточение, как для двухмесячного - ползание в манеже. Если же погода скверная, то лучшей альтернативой будет беговой трек или магазинные пандусы, о чем мы уже говорили.
Объясняйте, где и сколько вы будете бегать
Вы уже решили где именно вы будете бегать, позаботились об удобной спортивной обуви для себя и ребенка и выбрали наиболее подходящее время суток.
После этого вы предлагаете: "Итак, малыш, сегодня мы пробежим по этой дорожке четыре круга". Малыш уже пробегал по ней три с половиной круга, так что вполне может осилить и четыре.
Или вы можете сказать так: "Сегодня, мы побежим до третьей телефонной будки. На прошлой неделе мы добегали только до второй. Как ты думаешь, мы сумеем добежать и до третьей? Сумеем? Ну тогда вперед!"
Короче говоря, чем более знакома ребенку окружающая среда и ваше настроение, тем успешнее он будет совершенствоваться в беге.
- Прежде, чем приступить к пробежке, говорите ребенку на какое расстояние вы побежите сегодня.
- А еще лучше - покажите, куда именно вы побежите.
Позаботьтесь о том, чтобы бег доставлял удовольствие
Иногда ребенку наскучивает бег на длинные дистанции, и даже если он продолжает бежать, то уже безо всякого желания. В этом случае вам необходимо проявить изобретательность.
Один из сотрудников нашего института, Фрэнк Капуто и его трехлетняя дочь Адриана пробегают по 3-5 километров и немного развлекаются танцами.
Мы часто задумывались над тем, как максимально облегчить ребенку то или иное упражнение. Но иногда дети предпочитают трудности.
Когда Адриана начала бегать на все более длинные дистанции, Фрэнк стал брать с собой переносной магнитофон, который проигрывал ее любимые мелодии. Адриана бежала рядом и что-то напевала. Конечно, бежать таким образом было труднее, но ей это нравилось!
Вы конечно понимаете, что бег вместе с ребенком - это ваш лучший способ обрести спортивную форму. После этого никакая аэробика не понадобится!
Переход от бега трусцой па несколько метров к дистанции в несколько километров
Ранее мы вкратце уже обрисовали, что для этого надо делать. Очевидно, что это процесс постепенный, который может занять два и более года. И главное в нем - это постоянная радость, получаемая во время бега и вами, и вашим ребенком.
Бег способствует всестороннему развитию и созреванию вашего ребенка. Вам нужно придерживаться такой программы бега, которая необходима ребенку именно в данный момент времени. Не бойтесь перемен, когда в них возникает необходимость.
Поскольку для перехода на все более длинные дистанции требуется немало времени, постольку частота, интенсивность и продолжительность бега будут постоянно меняться, в зависимости от физического состояния вашего ребенка.
Как и при выполнении всех других упражнений, всегда начинайте с непродолжительных, легких, но частых. Для начала достаточно пробегать по 10-15 секунд, но зато как можно чаще. Постепенно, ваша беговая программа примет следующий вид:
Частота: Одна пробежка в день или через день.
Интенсивность: Бегайте как можно быстрее.
Продолжительность: 30 минут непрерывного бега.
Ниже мы расскажем о том, как облегчить ребенку переход от небольших пробежек трусцой к бегу на длинные дистанции. Возраст, в котором можно начинать бегать - 18 месяцев.
Стадия первая
Увеличивайте дистанцию, бегая под гору. Найдите холм с покатым склоном, сбегая по которому ваш ребенок не терял бы равновесия. Для начала, его длина должна составлять от 60 до 90 метров. Проведите на земле линию старта и линию финиша. Когда ваш ребенок домчится до финишной черты, обнимите его, проделайте несколько вращательных упражнений и пешком поднимитесь наверх. Начните с 10 таких упражнений, постепенно доведя их число до 20, а то и 50-ти, уделив на все это 20 минут времени.
По мере того, как ребенок будет сбегать вниз все более быстро, вы увидите, что он будет продолжать бег и за финишной чертой. Значит, настало время удлинить дистанцию метра на три. Продолжайте и дальше удлинять дистанцию, по мере увеличения скорости бега.
Первая цель: Увеличьте эту дистанцию до 200 метров. Если вам не удастся найти подходящий холм, все равно продолжайте увеличивать дистанцию, все дальше отодвигая финишную черту.
Увеличивайте дистанцию, бегая по ровной поверхности.
Для начала прогуляйтесь полтора километра, время от времени устраивая легкие пробежки трусцой. Например, делайте десять пробежек по 5-6 метров (то есть пробегая в общей сложности 50-60 метров), а остальное расстояние проходите пешком.
Постепенно увеличивайте пробегаемую дистанцию до 100 метров, а количество пробежек увеличьте до 20-ти. Занимайтесь этим три раза в неделю, продолжая наращивать длину пробегаемой дистанции, но уменьшая количество пробежек, и делая все это как можно более постепенно.
График