Тема 13. Правовое регулирование отношений в сфере рекламной деятельности
1. Понятие рекламы и требования предъявляемые к ней.
2. Особенности отдельных способов распространения рекламы.
3. Особенности рекламы отдельных видов товаров.
4. Субъекты рекламной деятельности.
5. Государственный контроль в сфере рекламной деятельности.
Нормативные акты
1. ФЗ РФ от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.
2. Закон РФ от 07 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
3. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»// ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994, № 32, Ст. 3301.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 № 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
Контрольные вопросы
1. Что понимается под рекламой в действующем законодательстве?
2. Каков субъектный состав отношений возникающих по поводу рекламной деятельности?
3. Реклама каких товаров не допускается?
4. Что понимается под социальной рекламой и каковы ее цели?
5. Какие особенности имеет реклама в телепрограммах и телепередачах?
6. Какие особенности имеет реклама алкогольной продукции, пива и напитков изготавливаемых на его основе, а также табачных изделий?
7. Дайте характеристику государственного контроля в сфере рекламы, с точки зрения методов (способов) его осуществления?
8. Кто уполномочен осуществлять контроль в сфере рекламы?
9. Закрепляет ли действующее законодательства нормы направленные на правовое регулирование распространения рекламы через Интернет?
Контрольные задаия
Задание 1
Антимонопольный орган принял решение о наложении на рекламораспространителя штрафа за ненадлежащую рекламу. Поскольку штраф не был уплачен добровольно, антимонопольный орган обратился в арбитражный суд с требованием о его принудительном взыскании.
Суд в удовлетворении требования отказал, исходя из того, что антимонопольный орган не правомочен налагать штрафы, а юридическое лицо не может быть привлечено к ответственности за нарушения, указанные в пункте 2 статьи 31 Федерального закона № 108-ФЗ «О рекламе».
Оцените решение суда с точки зрения действующего законодательства?
Имеют ли право антимонопольные органы обращаться в суд с требованиями о взыскании с нарушителей штрафов за ненадлежащую рекламу?
Задание 2
Организация обратилась в антимонопольный орган с заявлением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении другого лица - рекламораспространителя.
Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании этого документа (акта) недействительным.
Антимонопольный орган ссылался на неподведомственность спора суду, считая, что вынесенный им акт об отсутствии признаков противоправности в чьих-либо действиях сам по себе не нарушает законных прав и интересов заявителя.
Оцените ситуацию с точки зрения действующего законодательства. Должен ли арбитражный суд принять данное заявление к рассмотрению? 6. Могут ли акты антимонопольного органа, которыми установлено отсутствие нарушения Закона о рекламе оспорены в суде?
Задание 3
Организация - рекламораспространитель (рекламная газета) опубликовала ряд объявлений типа «ветеринарные услуги, тел. ...», "ветеринарная помощь, тел. ...» без сообщения об органе, выдавшем лицензии рекламодателям, и номеров лицензий.
Антимонопольный орган признал действия рекламораспространителя нарушением пункта 3 статьи 5 и статьи 22 Федерального закона № 108-ФЗ «О рекламе» и направил ему предписание о прекращении нарушения.
Рекламораспространитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным. При этом рекламораспространитель ссылался на то, что упомянутые объявления не содержат указаний на предпринимательский характер рекламируемых услуг, приняты в виде авторских текстов от физических лиц, которые и должны нести ответственность за ненадлежащую рекламу на основании пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 108-ФЗ «О рекламе».
Какое решение должен вынести суд?
Вправе ли антимонопольный орган направить рекламораспространителю предписание о прекращении рекламы лицензируемой деятельности без указания номера лицензии и органа, ее выдавшего?
Задание 4
Руководствуясь пунктом 1 статьи 5 и статьей 26 Федерального закона № 108-ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган направил организации - рекламораспространителю (газете) предписание с требованием прекратить использование в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом и не допускать в дальнейшем публикаций без пометки «на правах рекламы».
После опубликования рекламораспространителем беседы в форме интервью корреспондента с начальником отдела маркетинга коммерческой организации об успехах последней и достоинствах производимого ею товара без сопровождения указанной пометкой антимонопольный орган принял постановление о применении к рекламораспространителю штрафа на основании пункта 3 статьи 31 Закона.
Правомерны ли действия антимонопольного органа?
Задание 5
Телерадиокомпания оспорила решение антимонопольного органа о признании факта нарушения пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 108-ФЗ «О рекламе», а именно - распространения рекламы табачных изделий в телепрограммах. При этом телерадиокомпания указывала на то, что непосредственное размещение рекламы табачных изделий не производилось. Рекламораспространителем во время трансляции чемпионата Кубка России по футболу, носящего официальное название «Магна» Кубок России», показывался логотип чемпионата. Этот логотип существенно отличался от оформления пачки сигарет марки «Магна», поскольку содержал изображение футбольного мяча и название турнира.
Арбитражный суд с доводами заявителя не согласился. Является ли правильной позиция арбитражного суда по данному делу?
Задание 6
Торговая организация - рекламодатель использовала в стационарной наружной рекламе фразу: «В моей школе у многих ребят есть компьютер».
Антимонопольный орган указал в своем решении, что названная реклама является недопустимой на основании статьи 20 Федерального закона № 108-ФЗ «О рекламе», поскольку внушает непосредственно несовершеннолетним мысль убедить родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары. В связи с этим антимонопольный орган направил рекламодателю предписание о прекращении нарушения.
Рекламодатель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа, сославшись на повествовательный характер данной фразы, отсутствие в ней признаков внушения и то обстоятельство, что слова «школа» и «ребята» применимы не только к несовершеннолетним.
Каким должно быть решение суда?
Составьте проект решения.