Примерная тематика контрольных работ по курсу
Министерство культуры российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Институт информационно-коммуникационных технологий
Кафедра библиотековедения
БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ
Ч.1 ОБЩИЙ КУРС БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ
Методические указания
к самостоятельной работе студентов
1 курса заочного отделения
направления 071900 Библиотечно-информационная деятельность
Составитель: ст. преподаватель
кафедры библиотековедения
Н.Я. Туманова
Самара 2015 г.
Курс «Библиотековедение Ч.1 Общий курс библиотековедения» ходит в базовую часть профессионального цикла подготовки бакалавров и является теоретической основой изучения профессиональных дисциплин направления 071900 «Библиотечно-информационная деятельность». Для его осмысления необходимы знания, умения и компетенции, полученные в результате изучения студентами дисциплин обще профессионального, социального и базового профессионального циклов (История, Русский язык и культура речи, Документоведение).
Цель курса:обеспечить фундаментальную профессиональную подготовку библиотекарей-библиографов широкого профиля, способных выполнять основные функции в универсальных и специальных библиотеках, органах информации в соответствии с перспективами развития информационно-коммуникационной системы и библиотечного дела, знать историко-библиотечный процесс в России и за рубежом, видеть перспективы его развития.
Задачи курса:
-изучить основные этапы развития библиотечного дела в России и за рубежом;
- проанализировать социальную роль библиотек в различные исторические периоды в контексте развития общественного сознания и культуры;
- проследить становление библиотечной профессии;
-изучить историю, теорию и современное состояние библиотечной науки;
- изучить основные типы и виды библиотек, специфику их функционирования;
- изучить основные сети и системы библиотек страны, их целевое и читательское назначение;
- изучить особенности библиотечного дела как сложной социальной системы, принципиальные и законодательные основы ее функционирования.
Общий курс библиотековедения изучается в 1 семестре в объеме 16 аудиторных часов, из них: 10 час.- лекционных, 4 час. – семинарских, 2 час. –практических. Изучение курса заканчивается экзаменом.
Для подготовки к сессии студентам необходимо ознакомиться с основной литературой по курсу, подготовиться к семинарским занятиям и экзамену. В рамках самостоятельной работы студент должен выполнить письменную контрольную работу реферативного характера, составить словарь библиотечных терминов.
Методические указания к выполнению контрольной работы
В ходе изучения общего курса библиотековедения студенты в межсессионный период выполняют письменную контрольную работу. Работа может быть посвящена характеристике одному из вопросов учения о библиотеке и организации библиотечно-информационного дела, либо раскрывать различные проблемы библиотековедения как науки. Тематика контрольных работ в совокупности отражает все аспекты теории и практики библиотечно-информационного дела. Для написания контрольной работы выбирается одна из предложенных ниже тем, хотя по согласованию с преподавателем тематика работы может видоизменяться, однако, не выходя за пределы данного курса.
Контрольная работа должна отличаться научностью, объективностью, логичностью, аргументированностью, самостоятельным характером изложения. Написание работы предполагает использование новейших публикаций отечественных и зарубежных авторов, ресурсов Интернет. Контрольная работа должна иметь четко составленный план, список использованных документов, в том числе электронных ресурсов.
Контрольная работа является одним из видов промежуточного контроля и без ее предоставления студент не допускается к экзамену.
Примерная тематика контрольных работ по курсу
1. Современная библиотека: сущность, задачи и функции.
2. Социальные функции современной библиотеки: система, характеристика.
3. Публичная библиотека: сущность, задачи, функции.
4. Библиотека в информационной инфраструктуре общества: задачи и функции.
5. Типология библиотек: сущность, критерии, результаты.
6. Типология библиотек в мировом библиотековедении. Эволюция взглядов библиотековедов на проблему типологии библиотек.
7. Национальные библиотеки: сущность, задачи, назначение, типологические особенности.
8. Библиотеки-депозитарии, их типологические особенности, задачи и назначение.
9. Единая система библиотек: определение, сущность, принципы организации и функционирования.
10. Библиотечное дело как социальная система: структура, цели и задачи развития, принципы функционирования..
11. Библиотечная сеть страны: общая характеристика сетей и систем.
12. Законодательно-правовые основы организации и функционирования библиотечно-информационной сферы.
13 .Библиотечное законодательство: федеральный и региональный компоненты.
14. Всероссийская библиотечная ассоциация: статус, характеристика, проблемы создания и функционирования.
15.Библиотечные ресурсы: определение, характеристика современного состояния и проблемы развития.
16. Библиотековедение как наука: сущность и статус на современном этапе.
17. Становление и развитие библиотековедения как науки (1-я треть ХIХ – середина ХХ века).
18. Развитие взглядов на объект и предмет библиотековедения.
19. Основной понятийный аппарат библиотековедения: история формирования и современное состояние.
20. Структура библиотековедения. Процессы интеграции и дифференциации в библиотековедческой науке.
21. Статус библиотековедения в системе наук: взаимодействия и перспективы развития.
22. Научная методика библиотековедения.
23.Библиотека будущего в трудах современных библиотековедов.
24. Гибридная библиотека в теории и практике библиотечного дела.
25. Теория электронной библиотеки.