Правило | Неправильный вариант | Правильный вариант |
| | |
I. Образование форм числа и падежа имён существительных |
1.1. Для образования форм Им. пад. множ. числа используются окончания -ы,-и,-а, которые приводятся в Толковом словаре. Например: адрес – адреса, шофер – шоферы, но токарь – токари и токаря | В продаже разнообразные крема | В продаже разнообразные кремы |
1.2. По-разному образуют формы Им. пад. множ. числа мн. некоторые существительные а) многозначные (типа хлебы и хлеба); б) омонимичные (типа цвета и цветы) | Образы святых потемнели от времени | Образа святых потемнели от времени |
1.3. Большинство отвлеченных существительных (типа свет, отвлечённость, болезнь) не имеет форм множ. числа. Примечание: Их употребление в форме множ. числа допустимо ▪ при конкретизации, например: препарат помогает при многих болезнях; ▪ в терминологии, например: У него шумы в сердце | У них разные мировоззрения | У них разное мировоззрение |
1.4. Вещественные существительные имеют форму а) только множ. числа (типа опилки, сливки) или б) только ед. числа (типа сырьё, воздух). Примечание: Некоторые существительные группы (б) могут быть употреблены в форме множ. числа, если ▪ обозначают разновидности вещества (масла, крупы); ▪ приобретают дополнительное пространственное значение (пески, снега) | Вчера клеили новый обой в детской | Вчера клеили новые обои в детской |
1.5. Существительные, обозначающие парные предметы (типа коньки, лыжи, кеды, туфли), употребляются преимущественно в форме множ. числа. Правильность употребления их форм ед. числа следует проверять по Толковому словарю | с ноги слетел тапок Где моя правая кедина? | с ноги слетела тапка Где моя правая кеда? |
1.6. Для образования форм Род. пад. ед. числа сущ. 1-го склонения используются окончания: -ы, -и – для обозначения целого; -у (-ю) – для обозначения части целого. Примечание: Этой норме могут не подчиняться формы существительных в составе устойчивых выражений | попить воду с глаза на глаз с пыла, с жара | попить воды с глазу на глаз с пылу, с жару |
1.7. Соответствующие норме окончания Род. падежа множ. числа сущ. 2-го склонения указаны в Толковом словаре | грузинов, килограмм, поместьев, туфлей, жабров, чулков | грузин, килограммов, поместий, туфель, жабер, чулок |
Продолжение табл. П.2.2 | | |
| | |
1.8. Падежные окончания Предл. пад. ед. числа существительных 2-го склонения выражают следующие значения: -у – обстоятельственное значение (где? как? когда?); -е – объектное значение (в чём? на чём? о чём?). Например: разговаривать на бегу, но лучший в беге. Примечание: В некоторых случаях окончание -е является признаком «книжности», -у – признаком разговорности (ср.: в отпуск и в отпуску) | гулять в саде роль в «Вишнёвом саду» | гулять в саду, роль в «Вишнёвом саде» |
1.9. Некоторые фамилии имеют особенности в склонении: • славянские фамилии, оканчивающиеся на -енко, -ко, -ово, -аго, -яго, -ых, -их (типа Романенко, Громыко, Дурново, Живаго, Косых, Долгих) не склоняются | сценарий В. Черныха картины Шевченки | сценарий В. Черных картины Шевченко |
• мужские фамилии, оканчивающиеся на согласный (типа Блок, Даль), склоняются, женские – не склоняются | Александру Блок | Александру Блоку |
• фамилии, созвучные названиям животного или предмета (типа Гусь, Ремень), по желанию носителя фамилии могут не склоняться | студенту Волку | студенту Волк |
• фамилии иноязычного происхождения, оканчивающиеся на -е, -и, -о, -у (типа Бронте, Дали, Дидро, Попеску) или ударные -а, -я (типа Дюма, Золя) не склоняются | книги Стендаль и Жоржа Санда не читал Попески | книги Стендаля и Жорж Санд не читал Попеску |
• мужские фамилии иноязычного происхождения, оканчивающиеся на -ов и -ин, имеют в Твор. пад. окончание –ом. Например: Куприным (русская фамилия), но Дарвином (иноязычная фамилия) | Чарли Чаплином | Чарли Чаплиным |
II. Употребление имён существительных |
2.1. Слово-управитель требует употребления зависимого слова в определённой (определённых) паде-жной (падежных) форме (формах), а при предложном управлении – ещё и точного выбора предлога. Например: отчитаться в проделанной работе; рецензия на прочитанную книгу | Иметь преимущество над противником я удивляюсь на него | Иметь преимущество перед противником или иметь превосходство над противником я удивляюсь ему |
2.2. Необходимо учитывать разное управление словами, не являющимися в предложении однородными членами, в одной и той же падежной форме (типа задачи ускорения внедрения интенсификации производства) | назначенной дирекцией комиссией | комиссией, назначенной дирекцией |
2.3. Необходимо учитывать разное управление словами, являющимися в предложении однородными членами. Например: Проект закона обсуждался на фабриках, заводах, в организациях. Я люблю свой город и горжусь им | Мы побывали в театрах, музеях, концертах Фирма организовала и руководит филиалом | Мы побывали в театрах, музеях, на концертах Фирма организовала филиал и руководит им |
| | | | |
Продолжение табл. П.2.2 |
| | |
2.4. Однородные члены предложения не могут быть выражены существительными, обозначающими родовые и видовые понятия. Например: На работу приглашаются женщины, мужчины и пенсионеры | Не забудь купить фрукты, молоко и яблоки | Не забудь купить фрукты и молоко |
2.5. Определяемое слово не может стоять внутри определения, выраженного причастным оборотом. Например: Созданные песни народом (неправильно); созданные народом песни или песни, созданные народом (правильно) | Все зависящие меры от нас были приняты | Все зависящие от нас меры были приняты |
2.6. Определение, выраженное обособленным причастным оборотом, не должно быть отдалено от определяемого слова (типа Спортивная команда отправилась на соревнования, состоящая десяти гимнасток) | Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова | Дубровский поймал в своих лесах крестьян Троекурова, кравших дрова |
2.7. Сказуемое всегда согласуется с подлежащим, а не с относящимися к последнему уточняющими словами, присоединительными оборотами и пр. Например: Руководство института, в том числе первый проректор, много сделало… | Никто, даже лучшие специалисты, не могли поставить правильный диагноз | Никто, даже лучшие специалисты, не мог поставить правильный диагноз |
2.8. Если подлежащее выражено именным словосочетанием, сказуемое согласуется с существительным, употребленным в Именит. пад. Например: «Герой нашего времени» написан М.Ю. Лермонтовым | «Волки и овцы» поставлен на сцене «Руслан и Людмила» созданы А.С. Пушкиным | «Волки и овцы» поставлены на сцене Поэма «Руслан и Людмила» создана А.С. Пушкиным |
2.9. Если подлежащее выражено составным словом типа школа-интернат, штаб-квартира, то сказуемое согласуется с тем компонентом, который • выражает более общее понятие; • обозначает конкретную вещь (предмет). Например: Песня-романс стала популярной. Кресло-кровать стояло в углу | Открылась новая кафе-столовая Книга-справочник интересна | Открылось новое кафе-столовая Книга-справочник инте-ресен |
2.10. При употреблении существительного в словосочетании с количественными числительными два, три, четыре возможны следующие случаи: · если существительное муж. или ср. рода, то определение, расположенное между числительным и существительным, употребляется в форме Род. пад. множ. числа Например: Три больших окна; два умных человека · если существительное женского рода, то определение, расположенное между числительным и существительным, употребляется в форме Именит. пад. множ. числа. Например: Две маленькие девочки · если определение стоит перед числительным, то оно ставится в форме Именит. пад., независимо от грамматического рода существительных. Например: Первые два года, последние две недели | три соседние здания лучших два дня две неравных части напряжённых три недели | три соседних здания лучшие два дня две неравные части напряжённые три недели |