Лет. ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА
(Я ТО, ЧТО Я СЕБЕ ПРЕДСТАВЛЯЮ).
o Авторитет - родители.
o Игровой возраст, возраст фантазий. Впервые возникает игра с сюжетом, образно-ролевая игра. В игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения.
o Ребенок живет в мире игры. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. В игре образцом служит образ другого человека, чье поведение копирует ребенок.
Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.
o Его фантазия идет дальше его жизненного круга.
o То, во что он играет, он воспринимает, как действительность.
o Дать ему возможность играть, воспринимая все серьезно.
o Он хочет действовать, хочет помогать: готовить, убирать, стирать.
o Ребенок может сочинять, веря в то, что он говорит, и поэтому это не ложь. Не нужно говорить “неправильно”, для него это правильно.
o В этом возрасте ребенок идентифицируется (отождествляется, самоотождествляется, как личность) с другими людьми, группой, образцами.
o Девочки играют с папами, мальчики - с мамами.
o Очень важно для ребенка этого возраста видеть, как мама утверждает себя, как женщина, а папа, как мужчина. (Если мужчина или женщина не рады тому, кто они есть, ребенок не должен об этом знать) - так хотел Бог и меня Он сотворил тем, кто я есть и таким, какой я есть!
o Учитель ВШ - заместитель мамы или папы.
o Ребенок следит, как родители любят друг друга, ему это важно.
o Если нет папы, говорить только положительное о нем.
o Инициативность - хочет делать то, что его не просят!
Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.
Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще не доступно.
Он сильно стремится к самостоятельности.
Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей моделирующая жизнь взрослых.
В дошкольном возрасте появляется сложность жизненного мира, определяемая соподчинением мотивов.
Формируются устойчивые (надситуативные) мотивы и начинает складываться направленность личности.
У большинства детей проявляется значимость сложности и трудности мира.
Физически: игрок.
Очень быстро развиваются, но координация их движений еще слаба, и не во всем они могут быть самостоятельными.
o Более координированный, прочный и сильный, непоседлив и игрив - разнообразьте их физическую активность!
o Любит шум, падение предметов, грубые игры, столкновения;
o Мышечная система развивается неравномерно, мелкие мышцы отстают в развитии, хрящевая ткань заменяется костной - Учите детей маршировать, петь хором, произносить скороговорки.
o Сидеть - акт статического напряжения- учим сидеть правильно;
o Развивает навыки движения рук, может вырезать, раскрашивать;
o Разрешите детям разыграть в лицах сценку, иллюстрирующую только что проведенный урок, рассказанную сказку или спетую песенку.
o Научите ребенка поднимать руку, если он хочет что-либо сказать.
Умственно: почемучка.
Он исследователь, хочет научиться, разобраться, проверить, выяснить, как устроен мир.
Он творчески осваивает речь. У него появляется творческое воображение. У него своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.
o 436 “почему?” в день;
o период концентрации внимания около 5 минут;
o небольшой словарный запас;
o кратковременная память;
o любят повторять, 75% времени - повторение;
o внимательны к деталям;
o утраивает словарный запас до 5000 слов;
o ограничено представление о времени и пространстве;
o воспринимает все буквально, думает, что все, что ты говоришь, правда;
o не понимает символов - *** Агнец - маленькая овечка, не Иисус;
o любит коллекционировать вещи;
o очень живое воображение - не ругай, когда сказку рассказывает, как быль, не акцентируй внимания на чуде;
o запоминает не все подряд, а то, что особенно его поразило - всегда приносим подсобный материал - чем больше в процессе занятий задействованы органы восприятия ребенка, тем легче дается ему учеба, тем быстрее он запоминает новые сведения (видит, различает различные цвета и формы, слышит различные звуки, обоняет различные запахи, осязает разнообразные поверхности) - возрастает его любопытство, развивается его воображение, проявляются творческие способности.
Социально: соглашатель.
o любит и хочет угождать - очень чувствителен к мнениям других, признаки неодобрения задевают его чувства;
o основной вид деятельности - игра, но предпочитает играть с 2-мя - 3-мя детьми;
o учится уважать права и чувства других;
o нравятся обсуждения в группе;
o фантазия, подражание;
o развивается мораль, все делится на добро и зло, белое и черное;
o правила прорастают в нем, закрепляются. *** хорошо - делиться, помочь; плохо- забирать, не помогать.
Очень важно, чтобы ребенок имел представление о привлекательной внешности и развивался соответственно ему - большое зеркало в классе.
( плачущий ребенок, увидев в зеркале свое отображение, перестает плакать).
Духовно: доверчивый.
Научить вере Богу, заложить фундамент!
o начинает понимать Божий дар в Иисусе для него;
o акцентирует факт, что Бог является Творцом и любящим Отцом;
o путает имена и личности Бога и Иисуса;
o может запоминать короткие стихи из Библии;
o учите их разговаривать с Богом - вы будете поражены глубиной их веры и искренностью молитв;
o понимает смысл Библейского рассказа и практическое применение в жизни;
o может показывать Божью любовь, делая добрые дела другим;
o замечает, когда взрослые говорят одно о Боге, а действуют по-другому.
Обучая детей, думай, как ты представишь Бога этому ребенку!!!
Эмоционально: отзывчивый.
Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.
o откликается на эмоции взрослых;
o много страха - знание помогает ему не бояться;
o учится управлять собой, преодолевать антиобщественное поведение;
o это дети с чрезмерной двигательной расторможенностью. Они больше всего доставляют беспокойство и учителям и родителям;
o это тревожность детей и детские страхи
o вредные привычки: ***сосание пальца, одеяла, грызут ногти.
Половое воспитание.
o Семья играет центральную роль в сознании ребенка.
o Ребенку очень любопытно, откуда он пришел.
o Интересуется различием между мужским и женским полом.
o Хорошее взаимоотношение в семье является хорошим началом для основания сексуальной информации, которая соответственно возрасту, должна постепенно становиться подробнее.
o Интересуется разницей между полами, как они создаются, а также правдоподобностью того, что ему рассказывали в детском саду.
o Интересуется, как происходит продолжение рода, задает вопросы об оплодотворении у животных.
7-8 лет. ПЕРИОД СРЕДНЕГО ДЕТСТВА.
(ТАК НАДО).
o Меняется мировоззрение, на первом плане реальность, а не фантазия;
o Учитель - авторитет (раньше - папа и мама). Чутко подойти к ребенку, так как мнение учителя очень важно.
o Не подрывать авторитет учителя. Надо высказать свое мнение, чтобы он знал, что есть другое мнение.
o Ребенок переживает кризис: от “Я САМ” и “Я ХОЧУ” к “ТАК НАДО” - путь не близкий, и ребенку его надо пройти за каких-то 3-4 года.