Производитель - дистрибьютор - магазин - покупатель
Из этой цепочки видно, что повлиять непосредственно на конечные продажи производитель не может. (Кстати, практика показывает, что эта цепочка может быть и длиннее.)
Служба мерчандайзинга может оказать влияние на конечные продажи и предоставить достоверную обратную связь. На рисунке это выглядит так:
Каждое из звеньев этой цепи имеет свою заинтересованность в мерчандайзинге:
- ПРОИЗВОДИТЕЛЬ
- ДИСТРИБЬЮТОР
- ПОКУПАТЕЛЬ
- ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРЧАНДАЙЗИНГА
Перед любой компанией, планирующей организацию мерчандайзинга, возникает вопрос: выполнять эту работу своими силами или обратиться в специализированное агентство?
Каждый из этих двух вариантов имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Организация собственной службы мерчандайзинга при всей хлопотности имеет неоспоримые преимущества. Руководитель компании всегда будет иметь возможность оперативно реагировать на ситуацию на рынке и решать текущие вопросы.
Стороннее профессиональное мерчандайзинговое агентство возьмет на себя проблемы, связанные с организацией работы персонала, а также позволит клиенту снизить затраты. Работа со сторонней мерчандайзинговой службой обходится дешевле, чем содержание собственного отдела мерчандайзинга.
Чаще всего к услугам мерчандайзинговой службы прибегают производители, которые ведут продажи через дистрибьюторов, либо компании, не имеющие представительства с большим штатом сотрудников в данном городе или регионе.
Система мерчандайзинга по заказу, давно существующая на западном рынке, прижилась и в наших "суровых" российских условиях. На сегодняшний день в России услугами сторонних мерчандайзинговых служб пользуются не только представительства иностранных компаний, но и российские производители.
Если, взвесив все "за" и "против", вы решили прибегнуть к услугам мерчандайзинговой службы, необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:
- общий ассортимент по товарной группе;
- уровень дистрибьюции по каждой единице ассортимента;
- средняя цена по каждой единице ассортимента;
- минимальная цена по каждой единице ассортимента;
- максимальная цена по каждой единице ассортимента.
- наличие ассортимента производителя;
- количество фейсингов продукции;
- количество и места размещения рекламы;
- переданные заказы;
- пожелания из магазинов;
- информация о проводимых в магазинах акциях конкурентов.
- увеличение объема продаж товара;
- поддержание имиджа товара в глазах покупателей и работников розничной торговли;
- контроль ситуации в розничной сети;
- контроль работы дистрибьюторов;
- контроль работы торговых представителей.
- увеличение объема продаж товара производителя;
- поддержание имиджа компании, торгующей качественным товаром;
- контроль ситуации в розничной сети;
- контроль работы своих торговых представителей;
- помощь отделу сбыта в виде переводных заказов от мерчандайзеров.
- увеличение объема продаж товара;
- помощь сотрудникам магазина в выкладке товара;
- выделение магазина среди конкурирующих торговых точек за счет эстетично и правильно размещенных рекламных материалов и красивой, удобной выкладки товара;
- поддержание ассортимента товара за счет своевременных переводных заказов;
- привлечение новых покупателей.
- доступность товара на полках магазина;
- возможность получить информацию о товаре непосредственно в магазине;
- удовольствие от процесса покупки.
- набор и обучение персонала;
- создание рабочих мест в офисе;
- серьезный подход к мотивации персонала, так как при очень высоких требованиях к уровню сотрудников однообразная работа является их сильным демотиватором;
- контроль работы мерчандайзинговой службы;
- обработка отчетов;
- дополнительные заказы на проведение исследований.
- разрабатывает ли мерчандайзинговая служба стандарты выкладки продукции;
- чем обеспечен профессиональный уровень сотрудников службы;
- предлагаемая периодичность посещений розничных точек (как часто посещается каждая из обслуживаемых точек, от чего зависит количество посещений);
- охват розничных точек на обслуживаемом рынке (сможет ли мерчандайзинговая служба охватить от 50 до 75 % точек, реализующих продукцию клиента);
- система отчетности перед клиентом (какие отчеты предоставляются клиенту, какую информацию включают, как часто предоставляются).
Автор:Черепнин Тимур Викторович