Методы информатизации контроля и измерения результатов обучения
При конструировании контрольно-измерительных средств ИКТ необходимо учитывать ряд рекомендаций и требований, обусловленных положениями современной дидактики. При разработке подобных средств и технологий целесообразно предусмотреть:
· наличие специальных средств для мотивации школьников, поддержания их внимания и интереса;
· градуирование степеней трудности и сложности учебного материала, заданий и упражнений подсистем контроля и оценки;
· наличие средств формализации и необходимых процедур для облегчения процессов обобщения;
· наличие итоговых обобщающих схем, определяемых по результатам контроля и измерения знаний школьников;
· использование значков и других специальных символов, обеспечивающих четкое различение компонентов учебного материала, видов контрольных заданий и упражнений;
· сопровождение теоретических описаний практическими примерами, построение контрольно-измерительных материалов на основе конкретных примеров из практики;
· описание связи учебного материала и материала контрольно-измерительного характера с дополнительными дидактическими действиями по поддержке самостоятельной познавательной деятельности школьников (обзорными объяснениями нового материала, консультациями преподавателей, видеоконференциями, списками рассылки, форумами и т.п.).
· доступность и дружественность языкового стиля, его ориентацию на целевые группы обучаемых;
· простоту навигации по учебному материалу, вопросам и заданиям компоненты контроля и измерения уровня знаний;
· сохранение общепринятых обозначений и терминологии;
· справочный режим, содержащий определение всех используемых объектов и отношений;
· возможность отмены школьниками ошибочных действий в ходе самостоятельной работы как в ходе изучения содержательного материала, так и в процессе выполнения соответствующих контрольно-измерительных процедур.
Говоря о внедрении информационных и коммуникационных технологий в систему педагогических измерений можно выделить аспекты, положительно сказывающиеся на эффективности измерений и контроля. Такие аспекты также должны войти в систему подготовки педагогов и сотрудников, занимающихся педагогическими измерениями. В числе таких аспектов:
· освобождение учителя от выполнения трудоемкой и рутинной работы по подготовке и проведению персональных педагогических измерений для каждого школьника,
· предоставление учителю времени для творческого совершенствования профессиональной деятельности,
· обеспечение всесторонней и полной проверки результативности обучения,
· повышение объективности педагогических измерений и обеспечение их стандартизации,
· высокая степень формализации и унификации педагогических измерений,
· возможность одновременного проведения измерений для нескольких школьников,
· возможность организации дистанционного педагогического измерения с использованием телекоммуникационных технологий,
· возможность привлечения большего количества педагогов к разработке, ведению и использованию базы контрольно-измерительных материалов,
· оперативность и многофакторность статистической обработки результатов педагогических измерений.
Возможный отрицательный эффект от информатизации педагогических измерений может быть вызван тем, что:
· скорость работы школьников с компьютерной техникой во многих случаях становится важным фактором, влияющим на результаты педагогических измерений;
· процесс работы школьника за компьютером невозможно сохранить в динамике для последующего анализа и оценки, возможно сохранение и фиксация только лишь статического результата его работы, эквивалентного тому, что может быть отражено на листе бумаги;
· существующие стандарты образования и учебные программы не фиксируют тип техники и перечень программного обеспечения, используемых в обучении в системе общего среднего образования. Это влечет за собой возможность несоответствия типа аппаратного и программного обеспечения, используемых для обучения, компьютерам и программам, используемым для педагогических измерений, что может необоснованно повлиять на итоговый результат;
· во многих случаях средства ИКТ могут являться отвлекающим фактором, отрицательно сказывающимся на объективности педагогических измерений.
Для успешного внедрения педагогических систем измерения результативности обучения важно решение трех основных задач. Первая из них состоит в собственно создании таких систем измерений, как на содержательном, так и на технологическом уровне. Систем, привязанных к существующему государственному стандарту общего среднего образования, позволяющих определить степень достижения каждым школьником требований к знаниям, умениям и навыкам, определенным в стандарте. Вторая задача заключается в необходимости обязательной подготовки и переподготовки педагогов к эффективному использованию современных систем и средств педагогических измерений в рамках преподавания «своей» дисциплины. И, наконец, третья задача заключается в необходимости выработки у обучаемых умений и адекватного отношения к проверке и самопроверке результативности обучения.