Импульсивность/рефлективность

Данный когнитивный стиль, в соответствии с первоначаль­ным предположением Дж. Кагана, характеризует индивидуаль­ные различия в склонности принимать решения быстро либо медленно. Наиболее ярко это стилевое свойство проявляет себя в условиях неопределенности, когда требуется осуществить пра­вильный выбор из некоторого множества альтернатив. Импуль­сивные испытуемые склонны быстро реагировать в ситуации множественного выбора, при этом гипотезы выдвигается без анализа всех возможных альтернатив. Для рефлективных испы­туемых характерен замедленный темп реагирования в подобной ситуации, гипотезы проверяются и многократно уточняются, решение принимается на основе тщательного предварительного анализа признаков альтернативных объектов.

Методики диагностики импульсивности/рефлективности

1. Методика «Сравнение похожих рисунков». Испытуемому предъявляется 2 тренировочных, затем 12 основ­ных листов, на каждом из которых сверху находится изображение знакомого предмета (фигура-эталон), а внизу располагаются в два ряда 8 почти идентичных изображений этого же предмета, среди которых только одно полностью идентично фигуре-эталону. Испытуемый должен найти и указать изображение, полностью идентичное фигуре-эталону.

Показатели импульсивности/рефлективности: 1) латентное время первого ответа (сумма); 2) общее количество ошибок.

Рефлективные индивидуумы находятся выше медианы време­ни ответа и ниже медианы количества ошибок, тогда как импуль­сивные индивидуумы — ниже медианы времени ответа и выше медианы количества ошибок. В среднем примерно 2/3 выбор­ки приходится на рефлективных и импульсивных испытуемых, 1/3 — на две особые категории испытуемых, получивших назва­ние «быстрых/точных» и «медленных/неточных». Во всех ис­следованиях с использованием этой методики сообщается о зна­чимой отрицательной корреляции между показателями времени первого ответа и количеством ошибок. Дети с возрастом стано­вятся более рефлективными, причем отрицательная корреляция между скоростью и точностью с возрастом увеличивается.

2. Методика сравнения объектов на основе осязательного и зрительного сравнения. Испытуемый получает в руку — без зрительного контакта — деревянную фигуру, кото­рую он без ограничения времени изучает, ощупывая ее пальца­ми. Затем испытуемому зрительно предъявляется доска с пятью подобными фигурами. Предъявляемые образцы — это частично геометрические объекты, частично — знакомые предметы. Из этих фигур только одна идентична той, с которой испытуемый так­тильно познакомился. Именно эту фигуру он должен найти сре­ди образцов.

Показатели импульсивности/рефлективности: 1) время, не­обходимое для тактильного изучения основной фигуры; 2) ла­тентное время первого ответа; 3) количество ошибок.

Обычно в интерпретации этого когнитивного стиля на первый план выходят индивидуальные различия в когнитивном темпе. Однако, как справедливо отметил В. Колга, при анализе данного стилевого параметра целесообразно различать его содержатель­ные (точность) и динамические (скорость) аспекты. Более того, в последнее время все чаще высказывается мнение, что именно компонент «ошибки» является критическим в осмыслении при­роды этого когнитивного стиля.

В связи со сказанным представляют интерес данные о том, что у дошкольников показатель «количество ошибок» стабилен, а показатель «латентное время первого ответа» в значительной степени вариативен. Среди школьников наблюдается обратная тенденция: время первого ответа стабильно, тогда как количество ошибок варьирует. Этот факт говорит о том, что фактор школь­ного обучения оказывает определенное влияние на формирова­ние этого когнитивного стиля, и, по-видимому, наиболее чув­ствительным его аспектом по отношению к обучению является компонент «ошибки».

Обзор исследований данного стилевого параметра, представ­ленный в работе Б. Мессера, свидетельствует, что в области скани­рующего поведения рефлективность предполагает более тщатель­ный и систематический сбор информации в условиях работы с методикой Кагана. В частности, судя по характеру глазодвига­тельной активности, рефлективные испытуемые затрачивают больше времени на общее рассматривание всех рисунков, у них большее количество взглядов на отдельные рисунки, они чаще фиксируют взгляд на одинаковых признаках рисунков, сравни­вая их между собой . Рефлективные лица не только тратят больше времени, оценивая свои гипотезы, но также собирают больше информации до момента своего ответа.

Для полюса рефлективности характерны следующие особен­ности интеллектуальной деятельности (соответственно противо­положные особенности характеризуют полюс импульсивности): использование более продуктивных стратегий решения задач; более высокий уровень метапамяти в виде интроспективного знания об особенностях работы собственной памяти; поленезависимость; высокие показатели учебной успеваемо­сти, в том числе отсутствие трудностей в чтении.

Характерно, что тенденция задерживать ответ в ситуации неопределенного выбора проявляет себя и в особенностях дви­гательной активности: рефлективные дети более успешны в про­извольном замедлении своих моторных действий (при инструк­ции выполнять какое-либо двигательное задание как можно медленнее). Кроме того, рефлективные дошкольники, по срав­нению с импульсивными, обладают более зрелым уровнем речи, которую они успешно используют в целях саморегуляции, в том числе и для контроля своих моторных действий. Эти факты, по мнению Б. Мессера, говорят о том, что для реф­лективных детей характерна большая выраженность вербально­го контроля за своим поведением.

В целом результаты изучения этого когнитивного стиля сви­детельствуют, что импульсивность/рефлективность выступа­ет в качестве косвенной меры соотношения ориентировочной, контрольной и исполнительной фаз в структуре интеллектуаль­ной деятельности. При этом основное различие между полюса­ми импульсивности и рефлективности заключается в объеме той информации, которую индивидуум собирает до принятия реше­ния: импульсивные лица принимают решения на недостаточной информационной основе, тогда как рефлективные лица склон­ны принимать решения с учетом максимально полной инфор­мации о ситуации.

Наши рекомендации