Классификация культурно-цивилизационных моделей психологического управления современными конфликтами и их сравнительный анализ
Сегодня в мире существует 4 основных подхода к использованию технологий информационно-психологического воздействия в современных конфликтах:
· англосаксонский (США, Великобритания);
· восточноазиатский (Китай, Вьетнам, Малайзия, Тайвань, Япония);
· ближневосточный (исламский мир);
· романо-германский (Германия, Франция, Италия, Норвегия, Канада).
В основе англосаксонской модели лежит идеология и мировоззрение протестантизма: все 3 основные американские идеологические концепции – «экспорт демократии», «силовое умиротворение» и «бархатные революции» – по сути являются переработкой и развитием основных норм протестантского мировоззрения. В основе восточноазиатской модели лежит в основном традиционное конфуцианское мировоззрение и идеология, а также философское учение Лао-Цзы. В основе ближневосточной модели, сформированной в культурно-цивилизационной традиции различных направлений и течений ислама, лежит исторический опыт расширения ареала распространения и влияния исламского мира. В основе романо-германской модели лежит значительный опыт конфликтного сосуществования различных народов в рамках тесной Европы.
Англосаксонская модель видит процесс разрешения конфликтов в полной принудительной трансформации политических систем конфликтующих сторон под свои политические нормы и стандарты («демократический шаблон»), используя при этом как методы прямого силового давления («силовое умиротворение», «гуманитарные интервенции», борьба с «международным терроризмом», концепция «жесткой силы»), так и методы непрямых действий (концепция «мягкой силы», «бархатные революции», психологическая война).
Восточноазиатская модель видит процесс разрешения конфликтов в интеграции (фактически во встраивании) политических систем и ценностей конфликтующих сторон в собственную систему политических отношений (например, по принципу «одна страна – две системы»), постепенно растворяя в своей системе национальную идентичность политических систем более слабых участников международных отношений.
Ближневосточная (исламская) модель видит процесс разрешения конфликтов в переносе, проекции исторически сложившихся в исламе традиционных механизмов регулирования социально-политических отношений на зоны конфликтов, в том числе за счет расширения ареала распространения и влияния исламского мира.
Романо-германская, или западноевропейская, модель видит процесс разрешения конфликтов в изменении взглядов участников конфликта на сам конфликт:
· в качестве объекта управления выбирается восприятие конфликта непосредственными сторонами конфликта, посредниками и международным общественным мнением в целом;
· с помощью информационно-психологических технологий воздействия на массовое сознание происходит формирование образа конфликта в глазах как непосредственных участников, так и третьих сторон;
· с помощью технологий политического маркетинга и рекламы происходит дальнейшее «продвижение» сформированного образа конфликта в сознании активных участников в виде и по законам продвижения «коммерческого продукта», «марки» или «бренда».
Основные отличия восточноазиатской модели от англосаксонской состоят в следующем:
· Если представители англосаксонской школы достигли совершенства в разработке и применении прикладных технологий психологического воздействия на массовое сознание населения в зонах конфликтов и вне их, то восточноазиатская школа разрабатывает технологии, формирующие стратегические механизмы управления региональной политикой на базе создания центров сил (в виде временных и постоянных союзов, коалиций, точек совпадения и пересечения интересов, векторов экспансии) и их перемещения в пространстве.
· Если американцы и другие представители англосаксонской школы воздействуют своими технологиями напрямую, то китайцы предпочитают делать глобальную политику чужими руками, формируя баланс сил в зоне их интересов и управляя ситуацией, временно раскачивая этот баланс в том или ином направлении и используя субъектов международных отношений, стремящихся восстановить равновесие, в качестве инструмента политического воздействия.
· Относительно короткопериодные психологические операции других активных участников политической игры встраиваются китайцами в собственные операции, рассчитанные на длительную перспективу, и в этом смысле американцы с их простым, понятным и предсказуемым стремлением к мировому доминированию могут служить для китайцев орудием, используемым «втемную»;
· Важное значение в национальных отличиях играет фактор времени. В планировании американцами и другими представителями западной элиты психологических операций наблюдается определенная цикличность: большинство внешнеполитических кампаний не выстраивается на большой период времени, а четко привязывается к событиям внутриполитической жизни, в первую очередь к цикличности президентских выборов. Китайцы же разрабатывают психологические операции, рассчитанные на длительную перспективу, сравнимую с жизнью нескольких поколений, и способны придерживаться выбранного курса на протяжении всего периода, не отступая от него.
Приведем основные отличия романо-германского (европейского) подхода к психологическим технологиям от англосаксонского (США).
· Представители англосаксонского подхода стремятся трансформировать окружающий мир под себя, перестроить его в соответствии с собственной политической моделью организации общества и ввести туда свои правила политической игры; избыток политической силы и практически абсолютное доминирование англосаксонских союзов в мировой политике предоставляет им такие возможности.
· Представители романо-германского подхода стремятся влиять на политические процессы, производя определенный политический продукт-марку (например, образ политического деятеля или конфликта) и предлагая его гражданам как товар, который они могут принять, но могут и отвергнуть, в зависимости от общей успешности маркетинговой кампании. Так же, как и в повседневной жизни, не всегда приобретенный товар полностью удовлетворяет покупателя, однако применение технологий политического маркетинга, основанных на психологических методах воздействия на сознание, позволяет успешно решать проблему «сбыта».