Эволюционное развитие информационной модели управления (основные западные стандарты)
Для формирования направления информатизации в условиях совершенствования менеджмента производственно-хозяйственной деятельности служит анализ классических моделей интегрированных систем управления предприятием в отечественной и мировой истории.
Идея создания единой модели интеграции процессов в рамках целого предприятия давно интересовала ряд крупных международных промышленных компаний, которые искали способ упростить управление. Первым шагом в данном направлении стала разработка концепции системы планирования материальных ресурсов для производства, или MRP (Materials Resource Planning). Основной упор делался здесь на использование материалов с зависимым спросом, когда для выпуска изделия необходимо определённое количество комплектующих к строго определённому сроку, а также с независимым спросом. Всё это отражало типичную ситуацию с запасами для торговых предприятий.
Методология движения материальных ресурсов предприятия является одной из первых управленческих задач: она была разработана и используется с начала 60-х годов прошлого столетия.
Несколько позднее находит применение система MPS (Master Production Schedule) — объёмно-календарное планирование, которая является базовой практически для всех планово ориентированных методологий.
Реализованная далее система CRP (Capacity Resource Planning) — планирование производственных ресурсов (мощностей), была принципиально похожа на MRP, но речь шла о расчётах необходимых производственных мощностей, а не о материалах и компонентах.
Эта задача была существенно сложнее, поскольку требовала учёта большого количества данных, а окончательно выполнялся не только расчёт параметров, но и последовательность использования мощностей во времени. Поскольку эта задача ресурсоёмкая, то могла быть определена только потребность в рабочем времени для выполнения запланированной производственной программы и показана нехватка используемых мощностей.
Затем наступает период, когда вышеназванные методологии MRP и CRP объединяются в интегрированную методологию (стандарт) MRP II (Manufacturing Resource Planning) — планирование производственных ресурсов. При использовании данной методологии обязательно подразумевается решение задачи анализа финансовых результатов производственного плана FRP (Finite Resource Planning). Соответственно происходит слияние двух систем MPS и FRP — планирование финансовых результатов без их интеграции в динамическую систему MRP II. Причём вновь получившаяся интегрированная система не являлась унифицированной, а использовалась для управления типовым серийным сборочным производством в машиностроении, приборостроении и некоторых других отраслях, в которых задача расчёта ресурсов была первоочередной.
В целях ускорения расчётов (принимая во внимание малопроизводительные компьютеры того времени) была разработана упрощённая модель планирования производственных ресурсов, где задача построения производственного графика осуществлялась без полной процедуры расчёта и которая называлась RSSP (Real Secure Site Protector). Окончательный баланс ресурсов осуществлялся при реализации процедуры объединения (связности) в направлениях MRP- и CRP-систем. На этом уровне модель управления предлагается и поныне и реализуется в виде тиражируемых решений системы MRP II.
В концепции MRP II устраняется серьёзный недостаток предыдущего варианта модели системы управления. Дело в том, что при расчёте потребности в материалах в рамках той модели не учитывались ни имеющиеся производственные мощности, ни их загрузка, ни стоимость рабочей силы. Новая модель позволяет вести учёт и планирование всех производственных ресурсов предприятия — сырья, материалов, оборудования, персонала и т. д. Более двух десятилетий работы с MRP-системами, несмотря на возникавшие проблемы, не прошли зря. За это время были накоплены качественные результаты в области менеджмента, заложены основы формирования новой концепции модели управления для решения задач планирования ресурсов.
По мере развития концепции MRP II к ней постепенно добавлялись возможности учёта остальных затрат предприятия. Так появилась концепция ERP (Enterprise Resource Planning) — планирование ресурсов в масштабе предприятия. Для ERP характерна более развитая модель внутреннего управления предприятием.
ERP-модель позволяет осуществлять связное и согласованное взаимодействие при полном циклическом процессе управления: планирование — учёт — контроль — регулирование. Практически это распространяется на все основные виды деятельности компании и даёт результаты, которые трудно получить даже высококвалифицированному специалисту по менеджменту в необходимых направлениях: планирование производственной деятельности; управление закупками, запасами, продажами; управление финансами; управление затратами; управление проектами/программами; проектирование продукции и технологических процессов.
Все функциональные блоки ERP-системы тесно интегрированы между собой на основе принципа создания единого хранилища данных. Здесь содержится вся деловая информация, знания, накопленные предприятием в процессе ведения производственно-хозяиственной деятельности, в частности финансовая информация, данные, связанные с производством, управлением персоналом и др. Наличие хранилища данных избавляет от необходимости передавать их от приложения к приложению. Кроме того, любая часть информации, которой располагает данная организация, становится одновременно доступной для всех работников, обладающих соответствующими полномочиями.
Концепция ERP находит широкое применение, поскольку планирование ресурсов позволило сократить время выпуска продукции, снизить уровень товарно-материальных запасов, а также улучшить связь с потребителем при одновременном сокращении административного аппарата. Согласно данной концепции, обеспечивается главное — усиление позиций в бизнесе.
Однако поддержка современными аппаратно-программными и коммуникационными средствами и развитыми сетями является хотя и достаточным, но не основным условием для внедрения современной модели управления. Необходимо также отказаться от устаревших, но продолжающих существовать традиций, которые характерны для многих отечественных предприятий. Серьёзным препятствием становится низкий уровень организации управления, при котором отсутствует практика детального документирования управленческих решений. Необходимо понимать важность представления консолидированной информации высшему управленческому персоналу «точно к установленному сроку». А это требует ввода необходимых данных в систему, причём регулярно и на всех уровнях управления. Менеджер любого уровня обязан постоянно документировать свои действия, что увеличивает ответственность и загрузку управленческого персонала, который просто не привык работать подобным образом и зачастую может оказывать активное сопротивление процессу внедрения системы.
Более того, в традиционных системах управления клиент не рассматривается в качестве субъекта, обслуживаемого системой. Такое построение системы управления предприятием объясняется тем, что всё внимание направлено на оптимизацию только внутренней деятельности. Сегодня такой подход оценивается как устаревший. Отсутствие у предприятия единого подхода к работе с клиентами негативно влияет на эффективность работы. При этом теряется возможность увеличения продаж и снижение качества обслуживания клиента.
Маркетинговые исследования выявили в качестве важнейшего фактора устойчивости и процветания бизнеса количество лояльных клиентов. Проблема качественного обслуживания клиентов возникла не сегодня. Системы, обслуживающие процессы взаимодействия с клиентами, прошли успешную апробацию и широко используются за рубежом. Заслуживает внимания система CRM (Customer Relationship Management) — управление взаимоотношениями с клиентами и партнёрами. Она является единым центром эффективной работы с заказчиками, аккумулирующим данные по каждому конкретному клиенту. Это позволяет оперативно и качественно взаимодействовать с ним, поскольку любая информация по произвольно заданному запросу может быть предоставлена незамедлительно. Фактически система CRM предоставляет единый комплекс для работы с клиентами (регистрация и анализ взаимоотношений, анализ маркетинговых акций и др.), обеспечиваемый внешним интерфейсом. Необходимо лишь интегрировать в систему современные методы принятия решений.
Владея таким инструментом, менеджеры могут сформировать индивидуальный подход к каждому значимому заказчику, а высший менеджер будет принимать взвешенные решения по стратегическим вопросам. Такая работа с клиентами позволит усилить позиции в конкурентной борьбе, опередить конкурентов даже в случае временного проигрыша по другим параметрам (новизна продуктов, объёмы продаж, реклама и т. п.). При этом можно эффективно работать как с ограниченным числом заказчиков, так и на рынке массового потребления.
В современных условиях предприятия, оставаясь самостоятельными, не могут уже развиваться отдельно друг от друга. Наличие большого количества мелких поставщиков и сложности в организации взаимодействия с ними в наших условиях не дают гарантий качества и своевременности получения необходимых комплектующих компонентов и изделий для нормальной организации производства. Чтобы повысить гибкость производства (особенно на крупных предприятиях), сегодня требуется обеспечить минимальное время перехода на новую продукцию. Соответственно логистическое регулирование потока материальных объектов должно осуществляться в совокупности с финансовым и информационным потоками.
В связи с этим была разработана методология SCM (Supply Chain Management) — управление не только внутренними, но и важнейшими внешними ресурсами предприятия, требующая для ERP интерфейсной поддержки процесса управления цепочками заказов и поставок. Здесь обеспечивается формирование оптимального плана закупок с распределением заказов между поставщиками. Весь цикл связного и согласованного взаимодействия улучшается при наличии внешних связей с поставщиками, поддержки управления внешними элементами логистики.
Нельзя не остановиться ещё на одном стандарте — CSRP (Customer Synchronized Resource Planning). Это планирование ресурсов, которое синхронизирует действия покупателя с внутренней системой планирования и управления на предприятии. Здесь осуществляется взаимодействие с клиентами, оформление наряд-заказов и технических заданий, поддержка заказчика на местах и т. п. Таким образом, если рассмотренные выше стандарты MRP, MRPII и ERP и другие ориентированы в основном на внутреннюю организацию предприятия, то стандарт CSRP включает в себя полный цикл — от проектирования будущего изделия, с учётом требований заказчика, до гарантийного и сервисного обслуживания. Суть этой концепции состоит в том, чтобы интегрировать заказчика (клиента, покупателя) в систему управления предприятием. Согласно данной концепции, не отдел сбыта, а непосредственно покупатель размещает заказ на изготовление продукции, сам при необходимости контролирует правильность его исполнения и соблюдение сроков производства и поставки. В этом случае предприятие может очень чётко отслеживать тенденции спроса на собственную продукцию.
Таким образом, в моделях SCM и CSRP реализуется функция вертикального управления между кооперированными поставщиками и заказчиками, а фактически между их системами управления. При этом жизненный цикл модели начинается на верхнем уровне процесса управления, где конечный потребитель оставляет свой заказ. После этого автоматически рассчитываются производственная программа и потребность в ресурсах для её выполнения. Автоматически распределяются заказы поставщикам через внешние интерфейсы с их системами управления, в которых поступившие заказы обобщаются, и производятся расчёты, связанные с выполнением производственных программ и пр. Эффективность интегрированных систем CSRP и SCM увеличивается в среде глобальной сети интернет при использовании концепции и стандартов электронного обмена документами, данными со сторонними организациями — EDI (Electronic Document Interchange).
Следовательно, подобная организация службы работы с поставщиками и клиентами — одна из основных задач, породившая новую стратегию, направленную на смещение усилий в сторону обслуживания клиентов. Причём неважно, для кого рассматривается стратегия: для промышленных, банковских структур или для тех и других вместе взятых.