Основные технологические характеристики каналов коммуникации
· Качество информационной площади канала. Необходимо учитывать эту характеристику, так как не стоит стремиться резко улучшать качество подаваемой вами информации по сравнению с привычным для этого канала. Качество должно быть лишь не много выше, чтобы не вызывать отторжение у потребителя.
· Качество информации. Чем качественнее информация, которая вбрасывается в информационное поле, тем больше косвенных контактов она породит на региональном уровне.
· Количество контактов. Эффективность канала воздействия принято рассчитывать через соотношение стоимости использования и количества прямых контактов. Однако если на федеральном уровне можно исследовать количество контактов, которое заказчику даст размещение информации на том или ином информационном канале в то или иное время, то для каждого отдельного региона это неизвестно. Поэтому, скорее всего, стоит говорить об охвате той или иной группы. Как только мы начинаем повышать качество информации,
· появляется определенное количество косвенных информационных контактов. Необходимо понимать, что есть такое средство информирования населения, как слухи, которое вообще строится только на косвенных контактах. Чем ниже уровень информационного поля (федеральный — региональный — местный), тем более высокую роль играет циркуляция слухов. На региональном, а в особенности на местном уровне невероятно тяжело строить адекватную атаку без использования косвенных контактов. Однако необходимо учитывать, что, например, местные жители, прочитав районные газеты, часто передают их почитать другим, и тогда количество прямых контактов возрастает примерно в три раза, а иногда даже выше.
· Возможность площадки. Каждый информационный канал имеет свои технические объемы, которые он может выделить для коммерчески ориентированной информации.
· Доля целевой аудитории на площадке. Прежде чем начать разрабатывать информационную атаку, необходимо понять, кто является целевой группой вашего продукта,: например, это абоненты потребления электричества; женщины старше 18 лет, покупающие косметику, или кто-то другой.
· Цена контакта. Необходимо не только попытаться рассчитать стоимость количества прямых и косвенных контактов, но и цену привлечения через этот канал информации качественного посетителя — того, который приобретет наш продукт.
· Четкость рекламного предложения. Эта характеристика показывает, насколько представители информационного канала могут четко сформулировать свои технологические возможности.
· Имидж площадки — особенности подачи информации потребителям в соответствии с их ожиданиями.
PR-атака будет эффективной только в том случае, если вы снизите влияние импровизаций. Если вы не создадите информацию о себе, за вас это сделают другие. Вот какой случай произошел во время проведения одной PR-атаки. Некой журналистке заказали позитивную статью о предприятии и работниках. Ее провели по предприятию и предоставили возможность в присутствии руководителя побеседовать с сотрудниками, которые, однако, постарались передать ей «горячую» информацию. Когда статью прислали на согласование, в ней даже намека не оказалось на позитивность — более того, краски были с размахом сгущены. После того как руководить PR-атаки позвонил заместителю главного редактора и поговорил с ним на тему «мы вам платим деньги не для того, чтобы вы нас обливали грязью», пришла отличная позитивная статья. На телевидении происходит то же самое: если вы заранее не просмотрите смонтированные ролики, то рискуете увидеть на широком экране, как при острых вопросах, заданных журналистами представителю компании, крупным планом показывают его руки, нервно теребящие какую-нибудь вещь.
Помните золотое правило PR-атаки: если вы не контролируете потоки информации, они контролируют вас.
Теперь обратимся к специфике работы с классическими каналами воздействия.
Телевидение на данный момент является ведущим средством информации населения и по охвату, и по низкой стоимости за прямой контакт. В силу своей оперативности ТВ задает содержательную канву для печатных СМИ; тематически совпадает с материалами прессы, опережая волны материалов в прессе на несколько дней (в форме серий репортажей и интервью). Это технологическое преимущество нужно научиться использовать. При этом комментарии экспертов будут выходить при наличии информационного повода. Как правило, в PR-атаке рекомендуется использовать краткие новостные ролики (около 30 секунд), одну-две тематические передачи, а также поучаствовать в нескольких передачах в качестве гостя, но так, чтобы в них шло обсуждение вашего продукта.
От прямых эфиров лучше отказаться, так как информацию на них труднее контролировать (во-первых, они гораздо длиннее, чем новостной сюжет, во-вторых, вам придется готовить «случайные» вопросы).
«Круглые столы» стоит проводить только в том случае, если ваши противники успели начать ответные действия в СМИ. Тогда вы можете обсудить их аргументы. Конечно, представители противника не нужны на таком «круглом столе» — там нужны «эксперты». Вы должны понимать, что не имеет смысла идти на полемику с конкурентами, если вы на 90% не уверены в своей победе. Полемика — это признак войны, долгих действий. Если атака завязнет в полемике, значит, она не удалась.
Необходимо отслеживать все телепередачи, которые имеют отношение к вашему продукту. Мы не будем перечислять все уловки: существуют тысячи способов устроить конкуренту ловушку...
Главное, вы должны заставить телевизионщиков сделать не то, что им легче, а то, за что вы заплатили. Однако помните, что это профессионалы с определенным уровнем технических возможностей, поэтому необходимо установить с ними контакт. Лучше всего это сделать при помощи наличных тайком от начальства, причем такой «контакт» желателен со всеми наиболее значительными журналистами, так как они смогут предупредить вас, если противник соберется поместить свою информацию, и тогда вы решите, как вам поступить.
На радио лучше размещать краткие информационные сообщения, формирующие общественное мнение. Напомним, что при размещении материалов нужно учитывать специфику аудитории проводного и беспроводного радио. Если радиоканал практикует новостные сообщения, на нем могут прозвучать новостные ролики, интервью, выступления и трехминутные тематические передачи, в противном случае можно написать песню об организации минуты на три и передавать ее в эфире, чтобы заполнить этот канал информацией такого типа.
Для создания песни лучше обратиться к местному барду и составить для него техническое задание.
1. В песне не менее трех раз должно упоминаться название продукта
и организации.
2. Мелодия должна быть простой, запоминающейся, чтобы ее мог напеть даже человек без музыкального слуха.
3. Песня не должна превышать трех минут.
4. В ней должны звучать несколько фраз из месседжа, а также как
можно больше задушевных, эмоционально значимых слов.
Наружную рекламув PR-атаках используют редко, поскольку это достаточно дорогого, а фирмы, продающие эти услуги, располагают ограниченным количеством рекламных площадей. Это важный компонент пространственного позиционирования продукта, однако его не успевают задействовать чаще всего по техническим причинам. Наружную рекламу обычно задействуют как поддерживающий ресурс для промоакций, полевой работы.
Как добраться до потребителей: рекомендации по каналам коммуникации
Значение промоакций часто недооценивают. Помнится, как в компании Hershey's к праздникам День святого Валентина (14 февраля) и 8 Марта проводилась промоакция «Открой сердце — подари Hershey's». В каждую пятидесятую коробочку конфет был вложен недорогой золотой кулон с фианитом. Один из сотрудников фирмы получил в подарок набор шоколадных конфет, в котором, к его полному изумлению, обнаружил сюрприз. На следующий день счастливец оповестил всех, что в коробочке Hershey's нашел настоящий золотой кулон с бриллиантом. При этом он уверял, что приятель-ювелир подтвердил баснословную цену этой безделицы. В результате акции прирост продаж продукции оказался на 31% выше запланированного.
Промоакций необходимо проводить для соблюдения принципа тотальности.
Так, однажды мы не могли подыскать на ближайший месяц информационный повод для вхождения на информационный рынок. Нашим клиентом была компания местного уровня. Тогда мы решили провести в городе, где проживало около 100 тысяч жителей, чемпионат по дворовому футболу. Информацию об этом мы разместили в местных СМИ, а также по городу на черно-белых плакатах. Собралось более тридцати команд. Число игроков было одинаковым, а вот возраст — от 10 до 50 лет. Команды выставили также некоторые организации: электрики, милиционеры, налоговики и т. д. Кубок выиграли налоговики, причем честно, поэтому особенно дорожили им и установили на стенде при входе в организацию. Мало того, что за 500 долларов в городе изменилось отношение к нашему клиенту, но и красивый кубок, стоящий при входе в налоговую инспекцию, с крупно выгравированным названием фирмы клиента, был очень кстати для имиджа клиента.
К адресной рассылке в целях PR-атаки стоит прибегать только в том случае, если у вас нет возможности доставить необходимую информацию потребителю через существующие СМИ.