И оценки физической подготовленности военнослужащих
Обоснование упражнений и нормативов для проверки
Отбор контрольных упражнений и установление нормативов для проверки и оценки предполагают получение данных, позволяющих ответить на два основных вопроса: во-первых, какие физические, специальные качества и двигательные навыки необходимы военнослужащим и, во-вторых, каков должен быть уровень их развития.
Одним из обязательных условий отбора контрольных упражнений является установление их добротности, т. е. определение их информативности и надежности.
Под информативностью контрольного упражнения принято понимать степень точности, с какой оно измеряет физическое, специальное качество и двигательный навык.
В практике физической подготовки определяющим является установление значимости (важности) соответствующего упражнения для обеспечения эффективности боевой деятельности военнослужащих. Общепринятая последовательность определения информативности контрольных упражнений предусматривает:
содержательный анализ характера и условий учебно-боевой деятельности;
составление профессиограммы с целью изучения требований к физической подготовленности; подбор предполагаемых контрольных упражнений;
расчет коэффициента информативности (коэффициента корреляции) контрольного упражнения с критерием.
В абсолютном большинстве случаев трудность составляет установление критерия, в качестве которого используют показатели выполнения боевых приемов и действий, состояние работоспособности и т. п. В практической работе весьма часто имеется несколько критериев. Одним из способов сокращения их количества является установление их эквивалентности, определяемой по равноценности коэффициентов корреляции.
Под надежностью контрольного упражнения понимается степень совпадения результатов при повторной проверке одних и тех нее военнослужащих в одинаковых условиях.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что упражнения, используемые для оценки уровня развития двигательных навыков на этапе их формирования, характеризуются низкой надежностью.
Конкретный показатель надежности (коэффициент корреляции между повторными попытками) зависит от важности выводов, сделанных на основе применения контрольного упражнения. Принято считать, что коэффициент корреляции 0,95-0,99 свидетельствует об отличной надежности, 0,90-0,94 — о хорошей, 0,80-0,89 — о приемлемой, 0,70-0.79 — о плохой, 0,60-0,69 — о сомнительной для индивидуальных оценок. Однако последняя конкретная величина надежности может быть использована для характеристики группы испытуемых.
При равных коэффициентах информативности нескольких контрольных упражнений преимущество имеют упражнения с более высокой надежностью. В случае равенства коэффициентов информативности и надежности решающее значение имеют разносторонность оценки и экономичность контрольного упражнения. При подборе тестов целесообразно отбирать те контрольные упражнения, которые позволяют оценить разные стороны физической подготовленности в краткие сроки.
Упражнения и нормативы, характеризующие преимущественно уровень развития физических и специальных качеств, должны быть обоснованы с точки зрения реального переноса этих качеств на военно-профессиональную работоспособность при выполнении боевых задач. Основным путем получения данных о характере и величине такого переноса являются исследования, в основе которых лежит метод сопоставления показателей военно-профессиональной работоспособности военнослужащих в условиях, приближенных к боевым, и их физической подготовленности.
Требования к подбору упражнений для проверки и способу оценки физической подготовленности военнослужащих. Из множества возможных вариантов подбора упражнений и способов оценки физической подготовленности военнослужащих важно определить наиболее объективный и простой.
Порядок подбора контрольных упражнений должен предусматривать оптимальное количество упражнений и требований к их подбору. Имеющиеся научные данные показывают, что в ходе проверки принципиальной является объективная и адекватная оценка особенно важных для боевой деятельности двигательных функций военнослужащих. Это положение диктует необходимость выбора оптимального числа самых существенных контрольных упражнений, позволяющих оценить наиболее важные стороны физической подготовленности военнослужащего.
Эквивалентность воздействия гомогенных упражнений на организм военнослужащих определяется по величине корреляционных связей с оцениваемым физическим качеством или двигательным навыком.
Пусть два контрольных упражнения корреляционно связаны, тогда они заключают в себе долю общей информации о характере физической подготовленности и, чем выше коэффициент корреляции, тем значительней их вклад в оценку. Поэтому включение в число уже отобранных каждого нового упражнения вносит все меньший дополнительный вклад в общую информацию.
Количество упражнений, по результатам выполнения которых определяется уровень физической подготовленности военнослужащих, может быть сравнительно небольшим: три-пять.
Способы определения индивидуальной оценки физической подготовленности военнослужащих бывают весьма различны. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что наиболее объективным и простым является определение индивидуальной оценки физической подготовленности по соотношению оценок за выполнение отдельных упражнений.
Таким образом, принципиальные подходы к обоснованию основных вопросов проверки и оценки физической подготовки известны. В настоящее время важное значение имеет накопление широких экспериментальных данных по этим вопросам применительно к современному этапу развития средств и способов вооруженной борьбы.
Содержание первых трех из указанных видов проверки является стандартным, а для всех остальных определяется путем подбора и назначения проверяющим отдельных контрольных упражнений.