Собеседование как социальное взаимодействие
Важно понимать, что собеседование по сути представляет собой процесс социального взаимодействия и с этим связаны возможные проблемы, вызванные проблемами общения и ошибочными суждениями как проводящего собеседование, так и кандидата. Подобные проблемы наиболее значительны при проведении традиционных, неструктурированных собеседований. В 1981 году, опираясь на теорию атрибуции (см. Kelley and Michela, 1980), Хэрриот утверждал, что повсеместно наблюдаемый низкий уровень валидности, присущий традиционным кадровым собеседованиям, может отчасти объясняться неправильным пониманием участниками своей роли, а также неверной трактовкой опрашивающими поведения кандидатов.
Кажется, что в основе большинства подобных проблем лежит несогласованность ожиданий кандидатов и опрашивающих. Сюда же может добавиться допускаемая кандидатом или опрашивающим так называемая фундаментальная ошибка атрибуции (см. главу 10), состоящая в том, что поведение другого приписывается в основном личностным факторам. При этом не учитывается влияние факторов ситуативных. Например, опрашивающие обычно считают, что кандидаты, которые на собеседовании кажутся тревожными, ведут себя таким образом, поскольку являются беспокойными людьми, а не потому, что находятся под воздействием стресса, связанного с прохождением собеседования. Наглядный пример несоответствия ожидании кандидатов и опрашивающих, его влияние па решения о приеме кадров можно найти в работе Хэрриота и Ротвелла (Herriol and RothweU, 1981). В ней на основе реальных собеседовании было показано, что опрашивающие предполагают, что кандидат большую часть времени будет говорить о себе, тогда как сами кандидаты ожидали, что опрашивающие большее время посвятят разговору об организации и вакантной должности. Чем меньше кандидаты говорили о себе, чем меньше вопросов они задавали опрашивающим, тем меньше у них было шансов, что их признают пригодными для данной работы. Это может служить показателем того, что мнение о человеке отчасти определяетсятем, является ли его поведение ролевым (in-role) при внеролевом (out-of-гоlе). Ролевое поведение заключается в следовании нормам, диктуемым условиями, имеющими преимущественное значение; поведение человека обычно считается внеролевым, если кажется, что он действует в основном под влиянием своих личных предпочтений. Однако часто правила, действующие при проведении собеседования, недостаточно ясны и неодинаковы в разных организациях, и в результате любая из участвующих сторон может считать другую сторону нарушителем установленных правил, что приводит к приписыванию нежелательных качеств. Ролевое или внеролевое поведение может проявляться в вербальном поведении (например, в том, что именно говорится), невербальном поведении (например, в языке жестов), артнкулятивном поведении (например, громкости голоса, быстроте речи и т. п.) и во внешности (например, в одежде). Все эти формы поведения могут оказать влияние на решение о трудоустройстве или отказе как со стороны организации, так и со стороны кандидата. Исследования реальных собеседований, рассматривающие важность вербального, невербального и артикуляционного поведения для принятия решений об отборе, выявили, что наибольшее значение имеет «то, что говорится», чуть меньшее — то, насколько ясно говорит кандидат. Умение спокойно себя вести и внешность кандидата также играют роль, но не настолько значительную. Сильно влияет на решения о приеме или отказе зрительный контакт. Отсеянные кандидаты в основном избегали зрительного контакта, меньше улыбались и держались напряженно. Принятых кандидатов, напротив, характеризовал высокий показатель зрительного контакта. В своем исследовании 1990 года Нил Андерсон и Вив Шаклетоп обнаружили, что на впечатления опрашивающих о личности кандидата влияло невербалыюе повеление кандидата. а именно: зрительный контакт, мимика, движения рук, головы, положение тела. В свою очередь, такие впечатления о личности кандидата влияли на решение о приеме или отсеве. Кроме того. оказывало влияние то, насколько кандидат лично правился сотруднику, задающему вопросы, и в какой степени опрашивающему казались, что у кандидата с ним много общего. То же самое показали и другие исследования:
чем более привлекательным кажется кандидат опрашивающему, тем больше вероятность того, что ему будет предложена должность в компании. В целом к упоминавшихся выше исследованиях показывается, что продолжительность зрительного контакта, которая считается показателем уверенности кандидата в себе, играет очень важную роль во время собеседования. При этом здесь можно обнаружить внутреннее противоречие. С одной стороны, создается впечатление, будто опрашивающие ожидают, что кандидат будет в значительной степени поддерживать зрительный контакт. С другой стороны, ожидается, что говорить в основном будет кандидат. Не поддерживающие достаточный уровень зрительного контакта кандидаты воспринимаются как люди, демонстрирующие внеролевое поведение. В действительности их действия совершенно уместны и соответствуют ролевому поведению, поскольку слушатели в среднем смотрят на говорящих 75% от всего времени, тогда как говорящие на слушающих ~ только 40%. Таким образом, не следует ожидать, что кандидаты, которые большую часть собеседования говорят, будут при этом поддерживать высокую степень зрительного контакта с опрашивающими. Здесь мы видим элементарный пример того, как ложные ожидания со стороны сотрудников, проводящих опрос, могут привести к негативным установкам по отношению к кандидату.
Проводились также и исследования, оценивающие влияние восприятия кандидатом опрашивающего. Оказалось, что стиль общения опрашивающего (зрительный контакт, кивки головой и улыбка) влияет на восприятие кандидатом самого опрашивающего и качества его профессиональной деятельности. Кроме того, в случаях, когда опрашивающие не поддерживают зрительный контакт, кандидаты обычно дают более короткие ответы. Это, в свою очередь, снижает вероятность предложенийпо трудоустройству. Шмитт и Койл (Smitt and Coyle, 1976) показали,что восприятие кандидатом личности опрашивающего и его невербального поведения влияет на их решение принять предложенную должность или отказаться от нее. В более поздних исследованиях было выявлено, что на готовность кандидата поступить на работу влияет то, насколько внимательным слушателем кажется сотрудник, задающий вопросы. Таким же образом, внешняя представительность опрашивающего, его компетентность и умение сообщить необходимую информацию формируют мнение кандидата о предложенной должности и об организации в целом, что в итоге определяет решение кандидата об устройстве на работу. Вышеприведенные сведения не являются исчерпывающими, но все же достаточно важны, поскольку показывают, как опрашивающие и кандидаты реагируют друг на друга и как их восприятие определяет решение опрашивающих о приеме кандидатов и решение кандидатов принять предложенную должность.