Правило простоты № 4: «Придерживайтесь основного процесса»
На самом базовом уровне сессии коучинга и наставничества - это индивидуальные встречи, в ходе которых ученик говорит о волнующих его проблемах, а коуч или наставник слушает и задает вопросы. Эти встречи должны быть структурированы, сконцентрированы и особенно нуждаются в хорошем управлении временем. Поэтому важно придерживаться некоего простого процесса, который гарантирует, что эти требования будут соблюдаться. Поэтому:
• Попросите ученика или прийти заранее подготовленным, со своим планом, или потратьте первые несколько минут на согласование этого плана.
• В идеале, вы оба должны сверяться с ним и учитывать время, затраченное на каждый пункт.
• Согласуйте вопрос о заметках — они должны вестись исключительно добровольно.
• Однако удостоверьтесь, что вы оба включаете в план действия, о необходимости совершения которых говорит ученик, и гарантируйте, что этот пункт обязательно войдет в план вашей следующей встречи.
• Согласуйте дату и время следующей встречи.
Этот процесс действительно так прост. Если вы будете придерживаться его, ученик будет знать, что:
• Эти встречи не посвящены оценке менеджмента, действий или про
фессионализма ученика.
Семь золотых правил простоты ■ 197
• Эти встречи не посвящены оценке и ассессменту, которые требуют документации для отдела персонала.
• Эти встречи не являются дисциплинарными.
• Это те встречи, которые контролируются учеником и концентрируются на нем, его потребностях и амбициях. Сессии наставничества также являются полностью конфиденциальными встречами.
Правило простоты № 5:
«Развивайте навык "спрашивай, а не говори"»
Большинство менеджеров быстро вырабатывают привычку «действовать как менеджеры, от которых ожидают действий». Это будет варьировать от организации к организации в зависимости от преобладающей культуры (и, возможно, от того, сколько различных тренинговых курсов посетили менеджеры!). Также это будет зависеть от возраста, пола и типа личности, но вы можете быть совершенно уверены, что будут проявляться «привычки стиля менеджмента».
Вы также можете быть уверены в том, что многие менеджеры окажутся незнакомыми с ролью коучей и наставников или полностью разделяющими философию «позволить выйти из-под контроля = потенциал высокого профессионализма». Мысль о том, что хороший коучинг и наставничество означают быстрое перемещение от «директивной» к «свободной» позиции, — это один из тех барьеров, которые менеджерам наиболее трудно преодолеть.
Развитие нового навыка «спрашивай, а не говори» жизненно важно для менеджеров и добровольных общественных наставников. Мы обнаружили и другой путь, помогающий людям адаптировать свой стиль, — записать данный навык в следующем виде: «Правило: 80% времени задавай вопросы и лишь 20% времени давай ответы». Постоянная тренировка и напоминание об этом правиле, возможно, лучший способ усвоить его.
Даже те менеджеры, которые разумом принимают эту философию, сталкиваются с настоящими проблемами при попытке ее реализовать. Давление ответственности за позитивные краткосрочные финансовые результаты и результаты по удовлетворенности клиентов вынуждают многих менеджеров возвращаться к традиционным стилям и техникам «приказа и контроля». Ожидать иного нереалистично и не очень умно.
198 ■ Глава 9. Управление отношениями
Правило простоты № 6:
«Помни, все делается ради обучения»
Другая установка, являющаяся реальным барьером, который необходимо преодолеть занятым людям, — это принятие «личной ответственности за обучение». Глубоко укоренившаяся привычка, а, по сути, для некоторых людей и предпочтение, ассоциировать «обучение» с классной комнатой или мероприятиями тренингового курса. Традиционно первичную ответственность за развитие навыков и знаний своих наемных сотрудников принимают организации. Также во многих случаях они принимают ответственность за планирование всей карьеры индивида. Роль линейного менеджера главным образом сводится к проведению ежегодной аттестации и к согласованию «списка пожеланий» к тренинговому курсу.
Ежемесячные сессии коучинга и наставничества, предполагающие обсуждение Плана личного развития, определяемого учеником, будут представлять информацию об изменении поведения большинства менеджеров. Судя по нашему опыту, только около 30 % менеджеров будут готовы в кратковременной перспективе к внедрению в их повседневную рабочую практику этого вида изменений. Даже в этом случае потребуется от трех до четырех месяцев, прежде чем преимущества станут очевидными, но преимущества, несомненно, появятся, а терпение и упорство будут вознаграждены.
Одно из преимуществ, которое, скорее всего, будет замечено первым (но этому часто сопротивляются профессиональные тренеры), состоит в том, что реальная экономическая эффективность коучинга и наставничества не сравнима с результатами простой отправки людей на курсы с отрывом от рабочего места. Час обучения и развития на рабочем месте, которое можно немедленно связать с текущими делами, экономит множество времени и денег.
Настойчивое напоминание людям о том, что «все это — обучение», и простое указание на реальные преимущества помогают сделать коучинг и наставничество традиционными.