Тематика курсовых работ. Теория и практика массовой информации

Теория и практика массовой информации

Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов 2 курса очной и заочной форм обучения по направлению 42.03.01 – Реклама и связи с общественностью

Краснодар

Составители: канд. истор. наук, доц. Ю.Б. Рагер

канд. истор. наук, доц. И.В.Реброва

канд. истор. наук, доц. М.А. Лаврентьева

Теория и практика массовой информации: метод. указания по выполнению курсовых работ для студентов 2 курса всех форм обучения по направлению 42.03.01 – Реклама и связи с общественностью/Сост.: Ю.Б. Рагер, И.В. Реброва; М.А. Лаврентьева; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. истории, политологии и социальных коммуникаций.- Краснодар, 2014.- 23 с.

Изложены требования к структуре, содержанию и оформлению курсовой работы. Даны рекомендации и приведены формы работы, обеспечивающие рационализацию процесса курсового проектирования. Приведен список рекомендуемой литературы и дана примерная тематика курсовых работ. В приложении представлены образцы оформления титульного листа и оформления работы в целом.

Рецензенты: канд. ист. наук, доцент кафедры Истории, политологии и социальных коммуникаций СГФ КубГТУ Ю.В. Хотина;

Зав. кафедрой Истории, политологии и социальных коммуникаций,
д-р ист. наук, проф. СГФ КубГТУ Н.А. Чугунцова

Содержание

Введение …………………………………………………………………
Нормативные ссылки………….............................................................
1 Общие положения ………………………………………………………
1 2 Тематика курсовых работ……………………………………..………
2 3 Содержание курсовой работы ………………………………………..
4 Защита курсовой работы ………………………………………………
5 Требования к оформлению курсовой работы……………………….
6 Правила использования цитат и оформления ссылок …..………….
Список литературы ……………………..……...........................................
Приложение А (обязательное) Пример титульного листа курсовой работы…………………………………………………………  
Приложение Б (обязательное) Форма задания на курсовое проектирование………………………………………………………..  
Приложение В (справочное) Примерная тематика курсовых работ......
Приложение Г (справочное) Пример оформления реферата…………
Приложение Д (справочное) Пример оформления содержания курсовой работы…………………………………………………..  
   



Введение

В программе подготовки будущих бакалавров по направлению реклама и связи с общественностью важное место занимает курс «Теория и практика массовой информации».

Цель дисциплины:

- усвоение теоретических, методологических и практических основ создания, функционирования, использования и восприятия информации в процессе PR-деятельности средствами журналистики.

В процессе преподавания дисциплины должны быть решены следующие задачи:

- изучение принципов функционирования средств массовой информации в условиях социально-политической реформации общественного строя, переходного периода, а также, в современных условиях

- познакомить студентов с основами информационной деятельности, историей ее возникновения, мировым и отечественным опытом работы, с развитием ее главных принципов, методов и закономерностей;

- сформировать комплекс теоретических знаний по информационной деятельности, ее роли в современном обществе;

- обучить различным методам и технологиям функционирования СМИ в практике PR (создание PR-сообщений средствами журналистики; опыт подготовки и проведения PR-кампаний);

- обозначить роль СМИ в формировании общественного мнения и поведения;

- дать представление о правовых и этических основах деятельности СМИ;

- сформировать представление о состоянии и структуре современной медиасистемы, об экономической стороне деятельности СМИ, о рынке пропагандистско-рекламных услуг в прессе, ТВ, радио, о специфике журналистского произведения.

Курсовая работа по данной дисциплине предполагает отображение результатов применения на практике полученных в процессе обучения знаний.

Процесс курсового проектирования, ориентированный на дисциплину и на общепрофессиональные дисциплины, предназначен для планомерного, последовательного и эффективного формирования у студентов качеств, в наибольшей степени свойственных их будущей профессии.

От того, насколько продуманны темы курсовых работ, обеспечена их преемственность и связь с задачами конкретных предприятий, как организованы консультирование и контроль, а также оформлена защита, зависит результативность обучения студентов, а значит и качество подготовки специалистов.

Методические указания предоставляют возможность студенту составить образ курсовой работы в целом, каждого раздела в отдельности, усвоить правила оформления текста и графики пояснительной части, а также элементов демонстрационной части курсовой работы.

Методические указания состоят из шести разделов. Первый, второй и третий разделы помогут студенту выбрать тему курсовой работы и уяснить то, что необходимо в ней отразить. Четвертый раздел содержит методические рекомендации для завершающей стадии курсового проектирования – защиты курсовой работы, пятый и шестой дают представление о требованиях стандарта при оформлении курсовой работы.

Настоящие методические указания будут способствовать как улучшению качества курсового проектирования, так и повышению профессионального уровня подготовки специалистов в области Рекламы и Связей с общественностью.

Нормативные ссылки

В настоящих методических указаниях использованы следующие нормативные документы:

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам

ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы

ГОСТ 2.701-84 ЕСКД. Схемы. Виды и типы. Общие требования к выполнению

ГОСТ 6.30-2003 УСД. Унифицированная система. Требования к оформлению документов

ГОСТ 7.1-2003. СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления

ГОСТ Р 7.0.5-2008 СИБИД. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления

ГОСТ 7.80-2000. СИБИД. Библиографическая запись. Заголовок

ГОСТ 7.83-2001. СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения

ГОСТ 7.9-95-95. СИБИД. Реферат и аннотация. Общие требования

ГОСТ 7.12-93. СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила

ГОСТ 7.32-2001. СИБИД. Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления

ГОСТ 8.417-2002. ГСИ. Единицы величин

ГОСТ 9327 или ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы

Р 50-77-80 ЕСКД. Правила выполнения диаграмм

ОК 015-94 (МК 002-97). Общероссийский классификатор единиц измерения

СТП КубГТУ 1.9.2-2003 СМК. Документирование системы менеджмента качества. Стандарт предприятия

МР КубГТУ 4.4.3-2004. Методическое руководство системы менеджмента качества. Учебно-методическая деятельность. Выпускные квалификационные работы

Общие положения

1.1 Учебным планом социально-гуманитарного факультета университета по направлению 42.03.01 – Реклама и связи с общественностью на втором курсе (очной и заочной форм обучения) предусмотрено курсовое проектирование, результатом которого является написание и защита студентом курсовой работы.

1.2 Содержание курсовой работы и результаты ее защиты должны свидетельствовать о том, что студент в основном усвоил пройденный за время обучения материал по общепрофессиональным и иным дисциплинам и овладел практическими навыками в конкретной сфере, являющейся объектом его будущей профессиональной деятельности.

1.3 Курсовая работа разрабатывается студентом самостоятельно.

1.4 Научное руководство выполнением курсовой работы осуществляется руководителем, которого назначает заведующий кафедрой.

1.5 Курсовая работа выполняется в соответствии с заданием, которое разрабатывается и выдается руководителем работы каждому студенту.

1.6 Основной аналитический материал для выполнения курсовой работы студент должен сформировать в процессе предшествующей курсовому проектированию производственной практики после второго курса и в ходе преподавания данной дисциплины.

1.7 Перед началом курсового проектирования студент должен ознакомиться со всеми организационными вопросами, связанными с подготовкой и выполнением курсовой работы, порядком прохождения производственной практики, а также рационально распределить все время, отведенное для написания работы.

1.8 Графики написания, сдачи и защиты курсовых работ составляются и утверждаются кафедрой.

1.9 Курсовая работа базируется на изучении законов, постановлений правительства, нормативных и методических материалов, литературных источников, а также на практическом материале, материалах периодической печати, экспериментальных и статистических данных.

1.10 Студенты заочного отделения выполняют работу на материалах предприятий, где они работают или проходят практику.

1.11 Содержание работы следует иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, фотографиями, рисунками и другими материалами; графическому материалу по тексту необходимо давать пояснения.

1.12 Выполненная студентом курсовая работа проверяется в срок до 10 дней преподавателем – руководителем работы, который дает письменное заключение по работе – отзыв.

1.13 Студенту рекомендуется представить курсовую работу научному руководителю для предварительного рецензирования. В этом случае студент получает возможность доработать курсовую работу с учётом отмеченных в рецензии недостатков и упущений. Представление курсовой работы для предварительного рецензирования обязательным не является. Студент, желающий получить предварительную рецензию, должен сдать курсовую работу не на кафедру, а лично научному руководителю.

1.14 При оценке работы учитывается содержание работы, ее актуальность, полнота и качество историографического раздела, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и специальный). Одновременно рецензент отмечает ее положительные стороны и недостатки, а в случае надобности указывает, что надлежит доработать. Рецензия заканчивается выводом, может ли работа быть допущена к защите и какой оценки она заслуживает.

1.15 Положения настоящих методических указаний рекомендуется применять в комплексе с требованиями учебного плана практического обучения по направлению 42.03.01 – Реклама и связи с общественностью

Тематика курсовых работ

2.1 Студенту на выбор предоставляется примерная тематика курсовых работ.

2.2 Тема курсовой работы выбирается при участии преподавателя, научного руководителя работы. Она не должна совпадать с темами, закрепленными за другими студентами.

2.3 Тема курсовой работы разрабатывается студентом совместно с руководителем работы.

2.4 Основанием для выбора темы курсовой работы могут служить курсовые работы, выполненные студентом ранее, знания и навыки, полученные студентом при изучении специальной литературы и прохождении им производственной практики.

2.5 Курсовая работа выполняется по одному из следующих направлений:

– разработка;

– история изучения проблемы;

– совершенствование;

– исследование.

2.6 Разработка может предполагать работу, связанную с вопросами теории средств массовой информации.

2.7 История изучения проблемы включает работу по изучению способов, форм и методов исследования проблем, связанных с развитием массовой информации.

2.8 Совершенствование предполагает формирование предложений, связанных с улучшением деятельности органов средств массовой информации.

2.9 Исследование предполагает проведение работ, связанных с получением, систематизацией и анализом информации по существующим или вновь разработанным методикам.

2.10 Примерная тематика курсовых работ дана в приложении В.

Содержание курсовой работы

3.1 Курсовая работа в общем случае может состоять только из пояснительной или пояснительной и демонстрационной частей.

3.2Пояснительная частьпредставляет собой текстовый и графический материалы и включает следующие составляющие (в скобках указано рекомендуемое количество страниц) в их последовательности:

- титульный лист (1);

- содержание (1);

- задание на курсовое проектирование (1);

- нормативные ссылки (1);

- реферат (1);

- введение (3);

- основная часть (25–30);

- заключение (3);

- список использованных источников (1–2);

- приложения.

Содержание. Лист оглавления показывает структуру работы и определяет деление на главы и параграфы. Обозначаются: введение, главы, параграфы, список использованных источников, приложения. Все разделы обозначаются постранично. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три – пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы, точка в конце не ставится.

В оглавлении необходимо указать номера страниц, на которых начинаются соответствующие структурные элементы курсовой работы. Пример оформления содержания курсовой работы приведен в приложении Д.

Титульный лист. Пример оформления титульного листа приведен в приложении (см. приложение А). Он должен включать: полное название министерства, учебного заведения, кафедры, тему курсовой работы, данные студента, научного руководителя, место и год выполнения работы.

Задание на курсовое проектирование.Пример оформления задания на курсовое проектирование приведен в приложении (см. приложение Б). Оно должно включать тему курсовой работы, содержание задания и перечень рекомендуемой литературы. Задание выдается студенту преподавателем под роспись для соблюдения всех сроков выполнения и сдачи работы на кафедру.

Реферат.Состоит из краткого описания курсовой работы (10–12 предложений), списка основных (до 15) терминов, употребляемых в тексте работы. Пример оформления реферата приведен в приложении Г.

Введение. Содержит следующие элементы: актуальность избранной темы; хронологические и территориальные рамки исследования; краткое изложение истории изучения данного вопроса (историография); объект, предмет исследования; обоснование цели и задач работы; определяются также метод (или методы) исследования.

Под актуальностью темы подразумевается степень ее важности для решения данной проблемы, задачи или вопроса.

Историография включает краткий обзор литературы, представляющий собой очерк основных этапов и переломных периодов в развитии научной мысли по разрабатываемой проблеме. Обзор литературы по теме должен показать основное знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать сделанное ранее другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. В обзоре литературы нужно особо подчеркнуть те вопросы, которые остались неразрешенными, и таким образом определить свое место в решении проблемы.

Иногда студент, не находя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления, однако позднее это не подтверждается. Такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со своим научным руководителем.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Это та часть практики или научного знания, с которой студент имеет дело. После объекта формулируется предмет исследования, под которым понимается то, что находится в границах объекта. При формулировании предмета исследования следует знать, что он должен совпадать с темой исследования или по звучанию быть очень близок к ней.

Объект и предмет как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него должно быть направлено внимание, именно предмет определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как её заглавие.

На основе определения объекта и предмета исследования определяется его цель.

Цель исследования – это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы над курсовой. Сформулированная цель исследования логически определяет его задачи, которые чаще всего выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели в конкретных условиях. Задачи логически вытекают из общей цели и рассматриваются как основные этапы работы над курсовой. Чаще всего формулировки таких задач делаются в форме перечисления и нумеруются (маркируются). Формулировки задач исследования необходимо делать как можно точнее и тщательнее, так как описание их решения должно составить содержание глав работы. Из формулировок задач обычно формулируются и названия глав самой курсовой работы.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру курсовой работы и обосновать последовательность её расположения.

Основная часть. Состоит из разделов, глав, параграфов. Разделы работы соответствуют обозначенным во введении задачам. Как правило, больших разделов или глав содержится в работе не больше трех, параграфов – не более четырех. В основной части раскрывается содержание работы. В ней содержатся теоретические положения, анализ приведенной информации, статистические данные. По каждому из обсуждаемых вопросов в конце каждого подраздела должны содержаться выводы. Все данные, которые приведены в работе из различных источников, должны иметь ссылку и быть оформлены сноской.

В главах рассматриваются и анализируются изучаемые явления и факты. Особое внимание обращается на их обработку и систематизацию.

В тексте глав основной части встречаются заголовки отдельных параграфов. Заголовок должен состоять по возможности из ключевых слов. Чаще всего такие слова отражают предмет, о котором идет речь, или дают общие характеристики этого предмета. Любой заголовок должен быть точен и краток. Однако чрезмерная краткость опасна, особенно однословные заголовки. В тех случаях, когда заголовок очень длинный и нужно четко передать содержащийся в нем смысл, вводят подзаголовок, который обычно заключается в круглые скобки.

Заключение. Содержит выводы, как по отдельным разделам работы, так и в целом. Задача заключения – подвести итог исследованию и определить, насколько поставленная цель была достигнута. Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведенным исследованием. Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретического материала.

Список использованных источников. Располагается после текста и отражает самостоятельную творческую работу студента. Он должен иметь следующую структуру. Первым разделом размещаются источники: неопубликованные и опубликованные, затем монографии, коллективные научные работы, сборники научных статей, статьи в научных журналах, электронные ресурсы с полным указанием адреса.

Все источники формируются в порядке упоминания их в тексте работы и выполняются в строгом соответствии с требованиями к библиографическому описанию.

Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в тексте курсовой работы. Не следует включать в список те работы, на которые нет ссылок в тексте курсовой.

Приложения состоят из вспомогательных или дополнительных материалов. Приложения могут быть текстовые, графические, выполненные в форме таблиц и динамических рядов. Все формы приложений располагаются отдельно и имеют нумерацию в виде заглавных букв русского алфавита: приложение А, приложение Б и т.д.

3.3 Демонстрационная часть курсовой работыпредназначенадля иллюстрации доклада во время защиты курсовой работы. Объем демонстрационной части определяется руководителем курсовой работы.

3.4.Язык и стиль курсовой работыпозволяет судить об общей культуре ее автора. Выработались определенные традиции научного языка. Для научного текста характерны смысловая законченность, целостность и связанность. Одна из отличительных черт научной лексики – специальная терминология. Научный термин – не просто слово, а выражение сущности данного явления.

Сугубо деловой и конкретный характер описания изучаемых явлений, фактов, процессов полностью исключает индивидуальные особенности слога, эмоциональность и изобразительность. Стиль письменной научной речи – безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица. Авторское «я» отступает на второй план. Лучше употреблять неопределенно-личные предложения:

Вначале производят отбор…,

формы изложения от третьего лица:

Автор полагает…,

использовать страдательный залог:

Разработан комплексный подход к исследованию…

Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость.

Наши рекомендации