Стратегический менеджмент
1.Элементы стратегии фирмыВыбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического планирования. Существуют два противоположных взгляда на понимание сути стратегии.
Первая трактовка стратегии базируется на том, что все изменения во внешней среде и внутренней структуре предприятия детерминированы, управляемы и поддаются полному контролю со стороны аппарата управления фирмой.Вторая трактовка стратегия предусматривает свободу выбора участников хозяйственной деятельности с учетом изменяющейся ситуации.Следует различать корпоративную и функциональную стратегии. Корпоративная деловая стратегия относится к фирме в целом, а функциональная служит для обозначения конкретной функции фирмы в рамках общей стратегии.При всем разнообразии различных вариантов стратегий можно выделить четыре стратегические альтернативы.
К этим стратегиям относятся:• стратегия концентрированного роста(относятся те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают отрасль, технологию, положение фирмы внутри отрасли. Конкретными типами стратегий в этой группе являются стратегия развития продукта, стратегия усиления позиции на рынке, стратегия развития рынка.)• стратегия интегрированного роста(реализуется путем ежегодного значительного повышения темпов увеличения продаж по сравнению с предшествующим периодом. Выделяют два основных типа стратегий интегрированного роста: стратегия обратной вертикальной интеграции и стратегия предшествующей вертикальной интеграции. Первая направлена на рост фирмы за счет приобретения или установления контроля за поставщиками. Вторая выражается в приобретении, создании или установлении контроля за хозяйствующими субъектами, находящимися между фирмой и конечными потребителями ее продукции)
• стратегия диверсифицированного роста,( реализуются в том случае, если фирмы не могут развиваться на рынке с выпускаемым продуктом в данной отрасли.)• стратегия сокращения(оправдана в случаях, когда необходима реструктуризация после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности в периоды спада. Выделяют четыре типа стратегий сокращения: стратегия ликвидации; стратегия быстрого успеха; стратегия сокращения расходов, стратегия сокращения).
2.Разработка дерева целей фирмыДерево целей - это структурированный иерархический перечень целей организации, в котором цели более низкого уровня подчинены и служат для достижения целей более высокого уровня.
Исходя из большого числа целей предприятия, их индивидуального характера и сложных взаимосвязей для их анализа используется специальная модель - модель дерева целей.Существуют правила построения "дерева целей" ----- 1.генеральная цель не складывается из частных, более конкретных целей. Она формулируется администрацией учреждения, а затем "распадается" на более частные цели;2.ни одна цель высшего уровня не достигается сама по себе, а лишь посредством достижения подцелей, на которые она распадается;3.нижние цели выводятся из верхних;4.расчленение генеральной цели прекращается по достижении элементарного (мероприятийного) уровня "дерева целей";5.если стратегическая цель достаточно сложна, то она распадается на целый ряд уровней целей, причем, чем ниже уровень, тем конкретнее цель;6.при переходе на нижние уровни системы целей повышается не только их конкретность, но и количественная определенность целевых нормативов и показателей. Этапы построения –формирование стратегической цели, записываем условия под цели,дробим дальнейшие цели.
3.Стратегический маркетинг Стратеги́ческий ма́ркетинг — активный маркетинговый процесс с долгосрочным горизонтом плана, направленный на превышение среднерыночных показателей путём систематического проведения политики создания товаров и услуг, обеспечивающих потребителей товарами более высокой потребительской ценности, чем у конкурентов.Стратегический маркетинг нацеливает компанию на экономические возможности, адаптированные к её ресурсам и обеспечивающие потенциал для роста и рентабельности. Задачей стратегического маркетинга является уточнение миссии фирмы, разработка целей, формирование стратегии развития и обеспечение сбалансированной структуры товарного портфеля фирмы. Задача стратегического маркетинга:-Уточнение миссии компании,-Определение целей,-Разработка стратегии развития,
-Обеспечение сбалансированной структуры товарного портфеля
Цели стратегического маркетинга заключаются в систематическом сборе и анализе полученных данных по сбыту продукции. Объединение всех этих методов будет составлять стратегический маркетинг, а не отдельно по каждой позиции, только при составлении программы действий можно добиться успеха в процветании предприятия.
4. Ситуационный анализ Ситуационный анализ - это оценка возможных изменений в деятельности фирмы с учетом влияния действующих внешних факторов, т.е. факторов, на которые данная фирма повлиять практически не может.
Задачей ситуационного анализа является определение положения, в котором находится компания, т.е. определение места, занимаемого предприятием в общем экономическом пространстве, основных факторов, воздействующих на предприятие.
Ситуационный анализ складывается из:1. Анализа сильных и слабых сторон и их взаимодействия с угрозами и возможностями внешней среды (SWOT-анализ).2. Анализа стратегической позиции, занимаемой предприятием.
3. Анализа сегментов рынка.4. Анализа конкуренции.5. Позиционного анализа.
Цель ситуационного анализа - представить руководству фирмы и руководителям подразделений то истинное положение, в котором на момент проведения анализа находится предприятие.
В процессе ситуационного анализа выявляют положение фирмы с точки зрения требований рынка, возможности изменить это положение с учетом влияния внешней среды и внутреннего состояния производственной системы. Для оценки внутреннего состояния фирмы в процессе ситуационного анализа выявляют степень готовности элементов производственной системы к обеспечению выполнения требований рынка. Анализируется технико-экономический уровень развития служб подготовки производства, производственных подразделений основного производства, обслуживающих подразделений производственной инфраструктуры, подразделений социальной инфраструктуры.
5. Методы портфельного анализаПортфельныйанализ – это инструмент сравнительного анализа стратегических бизнес-единиц компании для определения их относительной приоритетности при распределении инвестиционных ресурсов, а также получения в первом приближении типовых стратегических рекомендаций. Портфельный анализ является важным этапом разработки маркетинговой стратегии.Суть портфельного анализа заключается в том, что компания рассматривается как совокупность стратегических бизнес-единиц, каждая из которых относительно самостоятельна. Цель портфельного анализа – согласование стратегий и наиболее эффективное использование имеющихся инвестиционных ресурсов с точки зрения достижения устойчивого положения компании в целом и роста финансовых результатов.
Этапы портфельного анализа-1. Определение стратегических бизнес-единиц компании.2. Выбор матричного метода анализа 3. Сбор необходимой для построения матрицы информации.( - состояние и тенденции развития отраслей, в которых работают бизнес-единицы;- конкурентоспособность бизнесов; - доля бизнес-единиц на их рынках;- стадии жизненного цикла продуктов и отраслей;)4. Построение выбранных матриц портфельного анализа.5. На базе типовых рекомендаций выбранного метода матричного анализа разрабатываются общие стратегии для бизнес-единиц.
6. Стратегия внешнеэкономической деятельности. Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы - это направление экономической стратегии, которое должно вырабатывать правила и приемы поведения фирмы на внешнем рынке как в роли экспортера, так и импортера товаров и услуг. Она определяет принципы осуществления экспортно-импортных операций с учетом действующего в стране и за ее пределами законодательства. При выборе стратегии экспорта фирма учитывает свой экспортный потенциал, выбирает рынки, определяет стратегические цели экспорта, вырабатывает тактику, распределяет ресурсы по формам экспортной деятельности. Основу импортной стратегии (стратегии импорта) составляет исследование цен и качества поставляемых товаров, сроки и качество обслуживания, определение технологического уровня импортируемых товаров и др.Стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия должна способствовать углублению и расширению его внешнеэкономических связей как с поставщиками, так и с заказчиками (потребителями, покупателями) в целях более полного удовлетворения экономических и социальных потребностей трудового коллектива и каждого его члена наряду с соблюдением общегосударственных интересов. В рамках конкретного предприятия внешнеэкономическая стратегия предполагает определение задач деятельности (с очерченным кругом ответственности) внешнеэкономических служб, подразделений и отдельных работников, а также планирование достижений конкретных целей. Стратегия внешнеэкономической деятельности предполагает тщательное рассмотрение всех возможных вариантов, относящиеся к долгосрочным целям, и их обоснование для принятия решений, учитывая действие целого ряда внешних и внутренних факторов