Тема 3.5. Технологии информатизации в коррекционной педагогике
Все больший интерес к разработке и использованию специализированных средств ИКТ проявляется в процессе становления современной системы непрерывного многоуровневого образования лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов). Количество таких людей, обучающихся в системе общего среднего образования, достаточно велико.
При обучении таких школьников средства ИКТ выступают в качестве одного из средств специальных образовательных и реабилитационных технологий, представляющих собой особую совокупность организационных структур и мероприятий, системных средств и методов, оптимальным образом обеспечивающих реализацию и усвоение образовательных программ в объеме и качестве, предусмотренными государственными образовательными стандартами, создание системы мер, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Реабилитационная и образовательная деятельность проводится с учетом действующих в системе общего среднего образования ограничений по срокам обучения, состоянию материально-технической базы, квалификации персонала, интеллектуального, образовательного и реабилитационного потенциала школьников и их специальных образовательных потребностей.
Процесс обучения детей с ограничениями по здоровью имеет следующие особенности, которые могут быть частично решены в рамках создания и использования специальных средств ИКТ:
· нерегулярность посещения учебных занятий, связанная с ограничением передвижения;
· сокращение количества часов учебной нагрузки;
· щадящий режим обучения;
· ограничение возможности развития творческих способностей;
· ограничение практической подготовки, и в первую очередь, учебных экспериментов;
· ограничение информационных и иллюстративных возможностей преподавателей в учебном процессе.
Проблема создания и внедрения средств ИКТ является одной из основных при организации интегрированного обучения школьников с ограниченными возможностями. Современная отечественная и зарубежная методология использования таких средств, применительно к инвалидам, строится на принятии в качестве определяющего того факта, что основными ограничениями для этой категории граждан являются коммуникация и доступ к информации.
Средства информатизации способны сыграть существенную роль в создании безбарьерной образовательной среды, дополнив существующую технологическую базу обучения и реабилитации школьников-инвалидов такими технологиями как:
· компьютерные и телекоммуникационные технологии;
· технологии проблемной ориентации;
· технологии «гувернерского» обучения;
· технологии графического, матричного и стенографического сжатия информации;
· технологии тотальной индивидуализации.
Практика использования средств информационных и коммуникационных технологий в обучении людей с ограниченными возможностями выявила компоненты и технологии, целесообразные к вхождению в состав соответствующих компьютерных средств обучения:
· технологии дифференциации содержания обучения;
· технологии, которые повышают соотношение формализованных и неформализованных знаний, используют дедуктивные и системно-структурные методы подачи и изложения материала, ориентированные на психофизиологические особенности контингента школьников;
· мультимедиа технологии, реализуемые на основе специально структурированных баз данных, электронных пособий и учебников, адаптированного программно-аппаратного обеспечения и периферии;
· специализированные мультимедиа-технологии в живом контакте учителя и школьника (голос, жест, тактильное общение и пр.).
ИКТ, используемые в создании средств информатизации обучения школьников с ограниченными возможностями можно условно разделить на адаптационные (собственно адаптационные, коррелятивные адаптационные, компенсирующие адаптационные) и интегральные интерфейсные.
Технологии первой группы призваны облегчить проблемы образовательной деятельности, и не могут, к сожалению, решить их полностью. Эти технологии реализуются с помощью персональных компьютеров эксклюзивной конфигурации, оригинальных контроллеров, специального программного обеспечения и функционально-адаптированной системы внешних устройств.
Интегральные интерфейсные технологии в создании средств ИКТ нацелены на радикальное решение проблемы реабилитации и интеграции школьников-инвалидов. Эти технологии реализуются на базе оригинальных процессоров, системы контроллеров и специального программного обеспечения, изготавливаемых с высокой степенью индивидуализации.
Наибольшие перспективы распространения средств ИКТ в этой сфере общего среднего образования связываются с глобальной визуализацией учебного материала, применением интерактивных методов наложения текста на учебный видеоматериал, использованием систем распознавания речи, разработкой и внедрением систем текстового сопровождения речи учителя в реальном масштабе времени, интерактивными мультимедиа презентациями и максимальным озвучиванием школьного образовательного процесса.
Существует необходимость понимания разработчиками новых средств ИКТ обязательности универсальности таких средств по отношению к школьникам с ограниченными возможностями. Пренебрежение к их специальным потребностям может привести к технологической дискриминации (и как следствие к ограничению в образовательной и профессиональной дееспособности) этой категории учащихся.
Средства ИКТ, создаваемые для обучения детей с ограниченными возможностями, должны удовлетворять следующим требованиям.
1. Специфика разработки и функционирования средства ИКТ должна способствовать физическому доступу школьников с ограниченными возможностями к компьютерной и телекоммуникационной технике как к инструменту образовательной деятельности.
2. При создании средств ИКТ должны быть определены и учтены группы наиболее важных показателей, определяющих индивидуальные психофизические особенности лиц с ограниченными возможностями, являющихся пользователями таких средств.
3. Средства ИКТ должны предоставлять возможность эффективного использования интенсивных высоких интеллектуальных технологий обучения в тех случаях, когда доступ к ним затруднен или невозможен в силу ограничений жизнедеятельности.
4. Средства ИКТ для учеников с ограниченными возможностями должны соответствовать концепции непрерывного многоуровневого интегрированного образования.
5. Средства ИКТ должны сочетать и взаимодополнять образовательные и реабилитационные технологии, обеспечивать единство образовательных и реабилитационных процессов в рамках системы общего среднего образования.
6. Содержащиеся в средствах информатизации специальные образовательные технологии должны рассматриваться как информационные и интеллектуальные.
7. Средства ИКТ должны быть нацелены на возможно более полную коррекцию и компенсацию (и/или замещение) ограничений жизнедеятельности школьников.
Необходимость повышения эффективности информатизации коррекционной педагогики делает актуальным формулирование основных рекомендаций по созданию средств ИКТ, применяемых в обучении школьников с ограниченными возможностями.
При разработке такие средства следует снабжать универсальным пользовательским интерфейсом, обладающим возможностью адаптации под специфичные особенности отдельного ученика, возникшие вследствие его персональных психических или физиологических характеристик. Важными составляющими такого интерфейса являются гибкость, объектная ориентированность, расширяемость, мультимедийность, дружественность по отношению к пользователю.
Процесс обучения с использованием средств ИКТ должен быть максимально индивидуализирован, благодаря чему появятся условия для успешного обучения и адаптации учащихся. Рекомендуется строить сценарий общения средства ИКТ со школьником с учетом планирования индивидуального графика обучения в соответствии с характером ограничений жизнедеятельности учащегося, ликвидации его отставания по отдельным школьным предметам или темам. Средство ИКТ должно обладать подсистемами проведения самостоятельного индивидуального контроля, осуществления связи между отдельными школьными дисциплинами.
В средствах ИКТ следует предусматривать возможность изменения дидактических материалов, введение различных уровней сложности и выбора индивидуального темпа обучения, который учащиеся с ограниченными возможностями могли бы выбирать сами на любом этапе обучения в школе.
Средства ИКТ должны сочетать в себе несколько многофункциональных компьютерных обучающих программ, в которых были бы задействованы все возможности мультимедиа: текст, графика, звук, видео, анимация, чтобы любой материал был доступен для изучения тем способом, который наиболее удобен для школьника-инвалида.
Содержание и методику работы следует формировать на основе скорректированных учебных планов, учитывающих возможные сферы последующего трудоустройства обучающихся с ограниченными возможностями, характер доступных для них рабочих мест, специфические условия их труда.
Создание средств ИКТ должно проводиться на основе новейших телекоммуникационных технологий. Дистанционное обучение, базирующееся на коммуникационных возможностях ИКТ, позволяет снять основные ограничения, которые препятствуют инвалидам в получении образования: невозможность переезда к школе, частые пропуски занятий по болезни, отсутствие специального педагогического подхода.
Для достижения аналогичных целей рекомендуется использование в работе средств информатизации преимуществ глобальной компьютерной сети Интернет. Использование ресурсов Интернет в средствах ИКТ и возможном дистанционном обучении школьников со специальными потребностями способствует их приобщению к мировому информационному пространству, в котором школьники-инвалиды не ограничены ни пространственными, ни временными рамками для самореализации и получения знаний.
Вопросы и задания к разделу 3
1. Что относится к информационным и коммуникационным технологиям?
2. Как и почему влияют информационные и коммуникационные технологии на эффективность образования?
3. Чем отличаются технологии информатизации образования от информационных и коммуникационных технологий?
4. Что такое гипертекст и чем гипертекст отличается от обычного текста?
5. Какие компоненты обязательно должны присутствовать в гипертексте? Присутствие, каких компонентов в гипертексте не является обязательным?
6. Что такое гиперссылка? Как и где используются гиперссылки?
7. Что такое гипермедиа и чем гипермедиа отличается от гипертекста?
8. Какая связь между мультимедиа и гипермедиа?
9. Что такое тезаурус гипертекста?
10.Приведите примеры гипертекстовых документов.
11.Укажите основные преимущества использования гипертекста и гипермедиа в образовании.
12.Перечислите принципы формирования информационных статей гипертекста.
13.Что представляет собой процесс моделирования?
14.Приведите примеры использования моделирования.
15.Что такое информационная модель? Дайте определение и приведите примеры.
16.Что такое информационное моделирование? Дайте определение и приведите примеры.
17.Перечислите известные Вам сервисы современных телекоммуникационных сетей.
18.Опишите особенности и преимущества сервисов телекоммуникационных сетей.
19.Какими образовательными возможностями обладают сервисы телекоммуникационных сетей?
20.Что необходимо для эффективного проведения учебных телеконференций?
21.Что такое распределенные информационные ресурсы? Приведите примеры известных Вам ресурсов, целесообразных к использованию в образовании?
22.Как распределенные информационные ресурсы можно использовать в образовании?
23.Как организовать и провести учебный телекоммуникационный проект?
24.Опишите основные направления и преимущества использования информационных и телекоммуникационных технологий в самообразовании.
25.Объясните, почему телекоммуникации играют основную интегрирующую роль в системе средств информатизации, используемых в образовании.
26.Что такое диалог?
27.Как организовать эффективный диалог обучаемого со средством информатизации образования?
28.Какие свойства мультимедийных средств обучения называют интерактивностью?
29.Какие типы интерактивности вы знаете?
30.Какова роль диалога в педагогическом применении мультимедийных средств?
31.Какими свойствами должна обладать подсистема организации диалога мультимедийного средства обучения?
32.Какие проблемы организации диалога обучаемого с мультимедийным средством обучения вам известны?
33.Что необходимо для обеспечения гибкости и ясности диалога обучающегося с мультимедийным средством?
РАЗДЕЛ 4. ИНТЕРНЕТ В ОБРАЗОВАНИИ
«Компьютеры холодны и бездушны, но Интернет разогревает их»
Джонотан Прайс и Лиза Прайс
Текст для Web