Раздел 3. Обзор ситуации
Раздел «Обзор ситуации» объясняет, в силу каких причин кампания по связям с общественностью необходима, и формулирует проблемы, которые эта кампания должна решить. Обзор ситуации делается на основе анализа печатных материалов, в основном СМИ, и полевых исследований, таких как интервью, анкетирование и т.д.
Цель копирайтера в этой части коммуникационной программы — показать, что ее составители хорошо осведомлены о положении вещей и понимают потребности клиента. Копирайтер должен изложить материал так, чтобы у читателя возник интерес к предлагаемой программе, к тому, что будет изложено в дальнейшем. Этого удается достичь, если:
■ четко очерчена проблема, которую клиент должен решить;
■ интерпретация ситуации веско аргументирована фактами и цифровыми данными;
■ объем обзора не превышает трех страниц.
Обзор ситуации может быть представлен в виде словесного текста или диаграмм, может сочетать эти типы представления информации. Целесообразно разделить его на два подраздела, выделив негативные и позитивные аспекты.
ОБЗОР СИТУАЦИИ
Обзор ситуации составлен в основном на базе исследования результатов предыдущих кампаний за чистый воздух и опросов населения.
ПРОБЛЕМА:
Рост населения Н-ска опережает развитие инфраструктуры города, в частности системы дорог. Горожане (более двух миллионов) предпочитают автомобиль другим видам транспорта. Н-ск занимает первое место в стране по времени, которое жители проводят за рулем своих автомобилей.
В результате:
—значительно возросли расходы федеральных дорожных фондов,
— резко ухудшилась экологическая ситуация (вследствие загрязнения воздуха выхлопными тазами).
Предыдущие кампании, проводившиеся многочисленными группами борцов за чистый воздух, не оказали какого-либо заметного влияния на общественность Н-ска — мегаполиса, живущего стремительной жизнью и, главным образом, сосредоточенного на бизнесе.
АНАЛИЗ ИТОГОВпредыдущих кампаний за чистый воздух показал:
— жители Н-ска не желают расставаться со своими автомобилями и использовать вместо них общественный транспорт, ходить пешком или ездить на велосипеде;
— улучшение качества воздуха в регионе не является для горожан самым насущным вопросом;
— жители Н-ска не верят, что они могут оказать положительное влия-
ние на качество воздуха в регионе.
ОПРОС НАСЕЛЕНИЯ,проведенный перед началом и после окончания сезона смога, позволил сделать следующие выводы:
— в списке важнейших тем для жителей Н-ска загрязнение воздуха за
нимает четвертую позицию, следуя за категориями «преступность»,
«транспорт» и «другое»; более 99% жителей не относят качество
воздуха к своим основным приоритетам;
- только меньшинство (30%) обеспокоено возможным влиянием качества воздуха на свое здоровье;
- только 2% еженедельно моют машину; 24% пользуются общественным транспортом; 7% еженедельно активно используют средства телекоммуникаций; 31% ежедневно работают по свободному графику; 5% заправляют бензобак по окончании рабочего дня; 9% во время одной поездки стараются выполнить несколько дел;
— большинство считает, что решением проблемы может быть увели
чение количества дорог, которое сократит нагрузку на транспорт
ную сеть и уменьшит загрязнение.
Раздел 4. Цели и задачи
Цели и задачи программы по связям с общественностью вытекают из обзора ситуации, и их достижение является решением тех проблем, которые стоят перед клиентом. В изложении целей и задач копирайтер должен продемонстрировать понимание этих проблем авторами коммуникационной программы.
Цели и задачи должны быть сформулированы прямо, кратко и чет-I ко. Образность и двусмысленность выражения здесь не допускаются. Предпочтительная форма представления информации — изложение по пунктам, а не сплошным текстом.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЦЕЛИ:
Улучшить репутацию кампании за чистый воздух и обеспечить ее бесперебойную работу; добиться сдвига в общественном мнении и поведении целевых аудиторий.
Агентство планирует вести кампанию в основном посредством распространения информации путем регулярных контактов с прессой, проведения различных мероприятий для СМИ и работы с выразителями общественного мнения.
ЗАДАЧИ:
— поддержать дальнейшее развитие имиджа кампании за чистый воздух и повысить информированность населения о ней;
— обеспечить положительный информационный фон;
— сформировать устойчивый интерес к кампании;
— позиционировать кампанию за чистый воздух как единственный источник информации о качестве воздуха в Н-ске и его окрестностях;
— максимизировать потенциал ресурсов воздействия через тесную координацию информационной тактики с тактикой аналогичных кампаний, таких как...
— достичь 7% сдвига в поведении, ежедневно распространяя рекомендации о том, как сделать воздух чище;
— увеличить на 20% информированность общественности о важнейших источниках загрязнения воздуха и мерах профилактики;
— постоянно и целенаправленно работать с целевыми СМИ и выразителями общественного мнения от имени Клиента.
Раздел 5. Целевые аудитории
Обзор целевых аудиторий необходим как авторам программы, так и клиенту. Такой обзор помогает определить стратегию и коммуникационные инструменты кампании. Разделы, посвященные целевым аудиториям и коммуникационным инструментам, должны дополнять друг друга.
Лучшей формой письменного представления обзора целевых аудиторий является диаграмма или изложение по пунктам. Давать здесь какое-то обоснование в текстовой форме, как правило, нет необходимости.
ОБЗОР ЦЕЛЕВЫХ АУДИТОРИЙ ПЕРВИЧНЫЕ:
— водители автомобилей;
— пожилые люди, дети, любители прогулок на природе.
ВТОРИЧНЫЕ:
— деловое сообщество;
— государственные чиновники;
— общественные организации.
ЦЕЛЕВЫЕ СМИ:
— пресса:
— общественно-политические/деловые: ...
— специализированные: ...
— глянцевые:...
— информационные агентства:...
— радиостанции: ...
— телевидение:....
В условиях ограниченного времени, отведенного на кампанию, Агентство будет контактировать преимущественно с ключевыми СМИ. Связь с остальными целевыми аудиториями будет вестись опосредованно, через СМИ.