Профессионального образования
В. И. Земцова
Ж. Г. Калеева
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
СЕЛЬСКИХ ШКОЛ К ПОЛУЧЕНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Орск, 2010
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)
Государственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
В. И. Земцова
Ж. Г. Калеева
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
СЕЛЬСКИХ ШКОЛ К ПОЛУЧЕНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Утверждено редакционно-издательским советом ОГТИ
в качестве учебного пособия
Орск 2010
Рецензенты:
1.
2.
Земцова В.И., Калеева, Ж.Г. Формирование готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования: учебное пособие / В. И. Земцова, Ж. Г. Калеева. – Орск: Издательство ОГТИ, 2010. – 158 с.
В настоящем пособии раскрыта структура и содержание подготовки учащихся сельских школ к получению профессионального образования: представлена модель готовности учащихся к получению профессионального образования, сформулированы критерии, охарактеризованы педагогические условия, обоснована педагогическая система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.
© В. И. Земцова, Ж. Г. Калеева
© Издательство ОГТИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава 1. Теоретические аспекты формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.1. Содержание понятия «готовность учащихся к получению профессионального образования» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.2. Содержание модели готовности учащихся к получению профессионального образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.3. Критерии оценки уровня готовности учащихся к получению профессионального образования. . . Вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.4. Структура и содержание системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.5. Педагогические условия формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава 2. Диагностика уровня готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования. . . . . . . . . . 2.1. Исследовательские методы оценки качества процесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования. . . . . . . . . . . . . . . . Вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.2 Методика геометрического расчета количественного значения готовности учащихся к продолжению образования. . . Вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Компьютерный практикум в программе Excel. . . . . . . . . . 2.3. Сравнительный анализ уровней готовности учащихся, полученных методами самооценки и диагностики. . . . . . . . . . . . Компьютерный практикум в программе Excel. . . . . . . . . . 2.4. Технология компьютеризации мониторинга уровня готовности учащихся к получению профессионального образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . Глава 3. Содержание и организация процесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.1. Технологическое содержание системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . 3.2. Характеристика технологии организации формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.3. Технология организации процесса формирования готовности учащихся к получению профессионального образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вопросы и задания. . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Компьютерный практикум в программе Excel. . . . . . . . . . 3.4. Технология проведения обобщения и анализа результатов формирования готовности учащихся к получению профессионального образования с последующей коррекцией этого процесса. . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вопросы и задания. . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Компьютерный практикум в программе Excel. . . . . . . . . . Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение 1. Вопросы интервью с администрацией, учителями, психологами и социальными педагогами сельских школ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение 2. Программа сбора информации о сельской школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение 3. Методика определения уровня ориентации учащихся сельских школ на продолжение образования. . . . . . . . Приложение 4. Сочинение на тему «Готов ли я к получению профессионального образования», как дополнительный метод оценки уровня готовности учащихся к получению профессионального образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение 5. Сценарий внеклассного мероприятия «Искатели, на старт!» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение 6. Распределение Пирсона. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение 7. Свидетельство о регистрации компьютерных средства в Отраслевом Фонде алгоритмов и программ (г. Москва) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка выпускников сельских школ к получению профессионального образования является одной из важных задач современной школы. В настоящее время Правительство РФ реализует приоритетные национальные проекты, одним из которых является развитие агропромышленного комплекса. Развитие сельского хозяйства предполагает внедрение последних технологических разработок, современного сельскохозяйственного оборудования, строительства животноводческих комбинатов нового образца, обновление социальной инфраструктуры. Ученики сельских школ должны быть конкурентоспособными при поступлении в учебные заведения, чтобы после их окончания вернуться в сельскую местность и работать в условиях модернизированного сельскохозяйственного производства для повышения уровня сельской жизни.
В современной школе появились новые тенденции, связанные с реализацией личностно-ориентированных моделей образовательного процесса. Введение государственной итоговой аттестации учащихся в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) предполагает улучшение качества образования за счет повышения объективности проводящегося контроля над уровнем подготовки учащихся к продолжению образования. Поэтому педагогическая задача формирования готовности учащихся к продолжению образования является актуальной.
Тема формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования является актуальной, поскольку существуют следующие противоречия:
- между потребностью общества, региона, села в квалифицированных специалистах, отсутствием льгот для сельских школьников при поступлении в образовательные учреждения, введением государственной итоговой аттестации учащихся в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) и, как показало данное исследование недостаточным уровнем развития ценностно-смыслового отношения учащихся к получению профессионального образования, слабо развитым познавательным интересом, наличием существенных пробелов в знаниях, недостаточной информационной компетентности учащихся сельских школ;
- между необходимостью повышать уровень готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ формирования данной готовности в современных условиях.
Идея продолжения образования высказывалась прогрессивными педагогами прошлого. Дальнейшее свое развитие она нашла в советской педагогике (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский) [181, 197]. Вопросы продолжения образования нашли отражение в трудах П. П. Блонского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского [37, 198, 304].
Общие вопросы продолжения образования, как определенной системы, исследовались М. А. Вейт, А. А. Вербицким, А. Д. Жижиной, Л. Я Зориной, А. Н. Новиковым, В. Г. Онушкиным, Н. И. Ролик, В. Н. Турченко [49, 51, 107, 135, 222, 315, 269, 317].
Ряд аспектов подготовки учащихся к продолжению образования стал предметом изучения А. К. Громцевой, Л. В. Жаровой, П. И. Пидкасистого, А. И. Кочетова, А. В. Мудрик, М. Г. Тайченкова [82, 106, 239, 176, 216, 307].
Вопросам изучения личности школьника посвящено исследование З. И. Васильевой, Т. В. Ахаян [16, 47]. Проблема комплексного подхода к формированию личности учащихся рассмотрена В. В. Богословским, И. Б. Котовой, В. Филипповым, Е. Н. Шияновым [39, 346, 228, 229].
Изучению зависимости результатов обучения от организации ориентировочной деятельности посвящено исследование П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной [68, 69, 308, 309, 310]. Вопросам общего умственного развития личности посвящены труды Б. Г. Ананьева, Н. Е. Кабановой-Меллер, С. Л. Рубинштейна [9, 143, 271]. Проблеме формирования системности знаний посвящены работы Л. Я Зориной [135], вопросам оптимизации процесса усвоения знаний – З. И. Калмыковой и В. И. Самохваловой [146, 262]. Вопросам формирования глубоких и прочных знаний посвящены работы Н. К. Гладышевой И. И. Нурминского, М. Н. Скаткина, И. Г. Федоренко [224, 152, 327]. Формированию и развитию приемов умственной деятельности посвящены работы Е. Н. Кабановой-Меллер [143]. Изучению проблемы формирования познавательных интересов и потребностей посвящены работы следующих авторов. Г. Н. Щукина разработала классификацию, критерии оценки и методику изучения познавательных интересов [351, 352]. М. Д. Виноградова показала, что познавательный интерес лучше всего проявляется в коллективной, познавательной деятельности [53]. Развитию познавательного интереса учащихся посвящены работы В. Б. Бондаревского, А. К. Марковой, Р. Олвер [41, 204, 142].
Идеи и методы развивающего обучения были выдвинуты Л. В. Занковым в дидактической системе, содействующей интенсивному развитию учащихся [115]. Существенный вклад в решение задач развивающего обучения внес В. В. Давыдов [89, 90]. Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса исследовались Ю. К. Бабанским, В. П. Беспалько [18, 19, 32]. Вопросам компьютеризации образования посвящены работы В. С. Герушинского, Е. И. Машбиц, Н. Ф. Талызиной [71, 72, 210. 308, 309, 310]. Инновации педагогической деятельности рассматриваются в работе Л. В. Подымовой и В. А. Сластенина [287, 288].
Особенностям деятельности сельской школы посвящены научные работы и актуальные публикации М. П. Гурьяновой, А. П. Жильцовой, М. И. Зайкина, Е. С. Зайцева, Л. Ф. Стирлина, В. А. Фролова, А. М. Цирульникова [85, 86, 87, 109, 112, 113, 298, 335, 337]. Опыт работы Павлышской сельской школы описывает В. А. Сухомлинский [304]. Общие вопросы образовательного процесса рассматривают М. И. Зайкин, А. Ф. Иванов, Е. К Лосевская, К. М. Ушаков [112, 113, 137, 196]. Значительный вклад в изучение проблемы внесли А. Д. Жижина, Л. Я. Зорина, А. Н. Новиков, Н. И. Ролик [107, 135, 222, 269]. Разработкой проблемы формирования готовности учащихся к получению профессионального образования занимались А. А. Вербицкий, А. К. Громцева, В. Г. Онушкин, В. Н. Турченко [51, 82, 315, 317].
Изучению проблемы подготовки учащихся сельских школ к получению профессионального образования посвящено исследование В. И. Земцовой (В. И. Огрызко) [121, 125, 227]. В. И. Земцова дает определение готовности учащихся к продолжению образования, выделяет ряд качеств личности, важных для продолжения образования, предлагает критерии их оценки, средства и методы их формирования.
Перечисленными авторами разрабатывалась теория вопроса формирования готовности, а так же некоторые практические и организационные формы подготовки учащихся к продолжению образования. Изучение педагогической литературы показало, что в исследовании вопроса формирования готовности учащихся сельских школ к продолжению образования некоторые моменты оказались недостаточно разработанными. Поэтому в данном пособии заслуживает внимания уточнение понятия «готовность учащихся к получению профессионального образования» и научное описание модели готовности учащихся к получению профессионального образования. Существующие критерии определения уровня готовности учащихся к получению профессионального образования адаптированы к современным условиям, теоретически обоснована система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования, разработаны современные технологии формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования, с использованием компьютерных программ и новых методов обработки и анализа результатов процесса формирования указанной готовности.
Образовательный процесс в сельских школах, как объект педагогического исследования позволил сконцентрировать внимание на процессе формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования и теоретически обосновать и разработать систему формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.
Готовность к получению профессионального образования это интегральное качество личности, включающее в себя устойчивую ориентацию на продолжение образования, развитый познавательный интерес, глубокие и прочные знания, информационную компетентность и определяющее выбор деятельности учащихся с целью дальнейшего обучения в учебных заведениях, либо самообразования.
Формирование готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования будет эффективным, если
§ созданы педагогические условия формирования готовности учащихся к получению профессионального образования учитывающие специфику функционирования современной сельской школы
- повышение уровня мотивации и компетентности педагогов в реализации системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования на теоретическом и методическом уровне;
- использование в процессе формирования готовности учащихся к получению профессионального образования компьютерных средств, способствующих формированию данной готовности, ориентированных по своему содержанию на сельскохозяйственную тематику, и методических рекомендаций по их применению;
- создание ситуаций творчества, успеха и достижения в процессе применения педагогической технологии организации формирования готовности учащихся к получению профессионального образования с учетом специфики сельских школ в условиях преимуществ малой комплектации классов;
§ теоретически обоснована и реализована на практике система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования, которая позволяет научно обоснованно руководить указанным процессом в соответствии с функциями управления: целеполагание, ранжирование, реализация, обобщение и анализ, коррекция;
§ реализованы следующие педагогические технологии: компьютеризации мониторинга уровня данной готовности; организации указанного процесса с учетом специфики сельских школ; информатизации обобщения и анализа результатов формирования готовности учащихся к получению профессионального образования с последующей коррекцией этого процесса.
Методологической основанием теоретического описания процесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования является философская теория систем (П. К. Анохин, Л. Берталанфи, Ю. С. Попков, В. И. Садовский, К. В. Судаков, А. И. Уемов [11, 12, 356, 357, 358, 253, 254, 255, 257. 302, 303, 319]), теории деятельности (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, Б. С. Герушинский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, В. А. Сластенин [9, 68, 69, 71, 72, 89, 90, 115, 190, 191, 287, 288]).
Реализация процесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования требует использования анализа научной, учебной, методической, научно-публицистической литературы, моделирования системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования, проведения анкетированя, обобщения опыта работы учителей, опросов, бесед, наблюдений, тестирований, методов экспертных и субъективных оценок, реализация сравнительного анализа,прогнозирования, многомерного отображения результатов исследования; для создания диагностических и аналитических компьютерных программ рекомендуется использовать методы математического анализа и статистики.
В настоящем пособии представлено теоретическое описание модели готовности учащихся к получению профессионального образования, раскрыто содержание показателей (индикаторов состояния данной готовности), сформулированы критерии (признаки, на основании которых формируется оценка уровня развития показателей готовности), охарактеризованы педагогические условия, учитывающие специфику функционирования сельских школ, описана система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.
Определенное педагогическое значение имеет представленная в пособии формулировка понятия «готовность учащихся к получению профессионального образования», а так же описанные закономерности и предложены принципы интегративности и компьютеризации процесса формирования данной готовности, теоретически обоснованная система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования. В пособии наряду с классификация известных педагогических технологий представлены новые технологии формирования указанной готовности.
Учебное пособие включает в себя методическое описание разработанного диагностического программного обеспечения для определения уровня готовности учащихся к получению профессионального образования: двух программных комплексов «Диагностика определения уровня готовности учащихся к получению профессионального образования», «Тестовая карта для определения уровня знаний учащихся», компьютерной программы «Мониторинг готовности учащихся к получению профессионального образования», информационной структуры «Технологическая разработка анкетирования и анализа полученных данных через сеть Интернет». Предлагается так же методика определения уровня ориентации учащихся сельских школ на продолжение образования.
Готовность к получению профессионального образования – интегральное качество личности, определяющее выбор деятельности учащихся с целью дальнейшего обучения в учебных заведениях, либо самообразования.
Показателями готовности учащихся к получению профессионального образования являются взаимосвязанные и определяющие взаимное развитие качества личности: устойчивая ориентация на продолжение образования, развитый познавательный интерес; глубокие и прочные знания, информационная компетентность.
Система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования, сконструированная на основе теорий деятельности, систем, принципов интегративности и компьютеризации процесса формирования данной готовности, имеет следующую структуру: целеполагание, ранжирование, реализация, обобщение и анализ, коррекция.
Эффективность формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования зависит от реализации педагогических условий, учитывающих специфику функционирования сельских школ:
- повышение уровня мотивации и компетентности педагогов в реализации системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования на теоретическом и методическом уровне;
- использование в процессе формирования готовности учащихся к получению профессионального образования компьютерных средств, способствующих формированию данной готовности, ориентированных по своему содержанию на сельскохозяйственную тематику, и методических рекомендаций по их применению;
- создание ситуаций творчества, успеха и достижения в процессе применения педагогической технологии организации формирования готовности учащихся к получению профессионального образования с учетом специфики сельских школ в условиях преимуществ малой комплектации классов.
Функционирование системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования обеспечивается технологиями мониторинга уровня данной готовности, организации указанного процесса, обобщения и анализа результатов формирования рассматриваемой готовности с последующей коррекцией этого процесса.