Экономическая информация как часть информационного ресурса общества
Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Применение информационных и коммуникационных технологий имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства.
Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Современный период развития общества характеризуется интенсивным ростом объема информационных потоков в экономике. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима эффективная экономическая деятельность.
Как показывает практика промышленно развитых стран (США, Англии, Японии), решение проблемы информатизации общества является глобальной целью развития и связывается с выходом страны на новый уровень цивилизации. В основе такой целенаправленной деятельности лежит долговременная программа создания системы информационного обеспечения всех потребителей информации в стране, которая предоставляет им возможность использования новых информационных технологий на базе широкого применения информационно-вычислительных ресурсов и автоматизированной системы связи.
В нашей стране решение проблемы информатизации общества предусмотрено Федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Основой информатизации России является решение проблемы создания единого пространства информационных ресурсов. В общем случае информационные ресурсы формируются в результате деятельности, как органов государственной власти, так и государственных и негосударственных предприятий, научных, учебных и общественных организаций. Они включают информацию, знания, а также лингвистические средства, применяемые для описания конкретной предметной области и для доступа к информации и знаниям.
Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения оперативных задач социально-экономического развития. Основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются:
1. обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
2. формирование и защита информационных ресурсов;
3. создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве РФ;
4. создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
5. содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий и средств их обеспечения;
6. формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;
7. создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;
8. развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.
К государственным информационным ресурсам относятся:
1. ресурсы, создаваемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и вырабатываемые в результате этой деятельности;
2. ресурсы, создаваемые негосударственными организациями по заказам и в интересах органов государственной власти.
В ходе становления рыночных отношений значительная часть экономических информационных ресурсов формируется в негосударственном секторе экономики, в котором уже сегодня действуют сотни организаций — производителей информационной продукции и организаций, специализирующихся на информационном обслуживании. Негосударственные организации в настоящее время доминируют на рынке деловой и коммерческой информации. Негосударственные структуры зачастую существенно опережают государственные в тех случаях, когда имеется платежеспособный спрос на определенные виды информационных продуктов и услуг. В этом секторе создаются базы и банки данных, предназначенные чаще всего для использования в экономической и социальной сферах; это прежде всего финансовая, банковская, биржевая, коммерческая, а также другие виды информации.
Государственные и негосударственные информационные ресурсы, по существу, должны образовать систему взаимоувязанных информационных ресурсов, использующих как традиционные информационные технологии и носители информации, так и автоматизированные базы и банки данных. Эта система должна быть открыта для включения в нее по мере необходимости создаваемых новых информационных ресурсов.
Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Существенная роль в формировании единого информационного пространства отводится созданию общенациональной телекоммуникационной сети страны, которая позволит объединить различные сети, системы и комплексы средств связи, обеспечив потребителям доступ к соответствующим территориально-распределенным информационным ресурсам, обмен информацией в режимах передачи данных и электронной почты.
Единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:
· информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
· организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
· средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.
Основным политическим и экономическим аспектом формирования единого информационного пространства России является преодоление информационного монополизма управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы. Юридическая поддержка открытости государственных информационных ресурсов является необходимой предпосылкой обеспечения интеграции единого информационного пространства России с европейским и мировым информационным пространством.
Формирование и развитие единого информационного пространства России предусматривает, в первую очередь, обеспечение оперативного доступа к имеющимся информационным ресурсам и проведение работ по их включению в единое информационное пространство. Вновь формируемые информационные ресурсы, включаемые в единое информационное пространство, должны быть на законном основании доступны органам управления государственной власти, хозяйствующим субъектам и гражданам.
Составной частью информационного ресурса общества является экономическая информация, которая отражает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Экономическая информация характеризуется большим объемом и разнообразием, многократным использованием, обновлением и преобразованием при необходимости хранения чрезвычайно больших архивов данных о прошлой хозяйственной деятельности различных субъектов экономики.