Сортировка посредством фантазирования

Второй полезный способ, с помощью которого инконгруэнтности можно организовать в полярности — это сорти­ровка посредством фантазирования. Особенно эффективен этот способ с пациентами, у которых ведущей репрезента­тивной системой является визуальная система. Обратимся еще раз к просмотренному примеру. Предположим, что, обнаружив группировки пара-сообщений, психотерапевт решает использовать в качестве руководства группу 2: он дает пациенту указание закрыть глаза и визуально пред­ставить себя стоящим на одном колене с вытянутыми впе­ред руками ладонями вверх. После того, как пациент подаст знак, что сформулировал устойчивый ясный сфокуси­рованный образ самого себя, психотерапевт начинает добавлять другие пара-сообщения, но в той же самой ре­презентативной системе (визуальной), а затем и в других репрезентативных системах — пара-сообщения, конгруэн­тные пара-сообщения группы 2, уже включенным в образ. Терапевт может, например, сказать:

Наблюдая за тем, как движутся ваши губы, услышьте слова: “Я делаю для нее все, что могу, я так люблю ее”.

Затем пациент сообщает терапевту обо всем образе в целом, а психотерапевт проверяет его коммуникацию на наличие инконгруэнтных сообщений. Добившись конгру­энтности данного образа, психотерапевт начинает рабо­тать с пациентом над второй зрительной фантазией. На этот раз — это конгруэнтный образ противоположной по­лярности, который основан на пара-сообщениях, включен­ных в группу 1. Обычно психотерапевту приходится не­сколько раз предлагать пациенту переключаться с одного образа на другой, до тех пор, пока каждый из них не станет конгруэнтным. Этот способ сортировки дает пациенту до­ступ к визуальным и аудиальным репрезентациям полярностей, которые при пространственной сортировке оказы­ваются недостаточными, достижимыми 8).

Психодраматическая сортировка

Третья техника, дающая хорошие результаты при сор­тировке, — это так называемая психодраматическая сор­тировка. В этом случае пациент по указаниям психотера­певта выбирает из группы двух человек для исполнения

собственных полярностей. С помощью психотерапевта па­циент инструктирует сначала одного, а затем другого, под­готавливая их для исполнения своих полярностей. Психо­терапевт может, например, добиваться, чтобы один из чле­нов группы взял на себя все сообщения группы 2, а другой — все сообщения из группы 1. Затем пациент и психотера­певт работают с каждым из отобранных членов группы, добиваясь от каждого из них полностью выраженной конгруэнтной полярности. Этот способ сортировки позволяет пациенту испытать собственные полярности как визуаль­но, так и аудиально. В процессе инструктажа членов груп­пы с целью правильного исполнения полярностей (то есть, чтобы их исполнение согласовывалось с моделью пациен­та) психотерапевт предлагает пациенту изобразить снача­ла одну, а затем — другую полярность. В результате этого у пациента появляется возможность испытать собственные полярности кинестетически, а кроме того, обеспечить пра­вильное исполнение полярностей членам его группы. Тех­ника психодраматической сортировки — это отличное средство подготовки, помогающее психотерапевту обнару­живать, рассортировывать и воспроизводить пара-сообще­ния, предъявленные пациентом.

Сортировка по репрезентативным системам

Четвертая чрезвычайно сильная техника, помогающая пациенту рассортировать свои инконгруэнтности на по­лярности — это сортировка по репрезентативным систе­мам. Один из наиболее распространенных способов, при-. меняемых людьми, чтобы сохранить у себя противоречивые модели мира, которые лежат в основе инконгруэнтностей, а следовательно, и полярностей, состоит в том, что противоречивые части их моделей (или модели) представлены в различных репрезентативных си­стемах. Этот принцип может эффективно применяться в сортировочной фазе работы над инконгруэнтностями па­циентов. Например, психотерапевт может предложить па­циенту занять один из пустых стульев и, применяя в каче­стве отправной точки пара-сообщения группы 2, обратить­ся к нему с просьбой рассказать о всех чувствах (внутренних телесных физических ощущениях — кинестетическая репрезентативная система), касающихся его жены. Особое внимание в данном случае психотерапевт уделяет применяемым предикатам, предлагая пациенту применять для описания своих чувств кинестетические предикаты. После того, как пациент закончил описание своих чувств, терапевт предлагает ему пересесть в другой стул и рассказать об образах и зрительных восприятиях, связанных с его опытом общения с женой. Тут пациент по просьбе терапевта должен стараться обходиться в своем рассказе визуальными предикатами. Один из конкретных способов применения этой техники состоит в том, чтобы связать ее с инсценизацией недавнего неудовлетворитель­ного опыта, связанного с женой. Пациент рассказывает о всех физических ощущениях, испытанных им. Затем он рассказывает о всех образах: сообщает визуальную инфор­мацию относительно данного опыта. В ходе наших семина­ров мы поощряем применение этой техники вместе с тех­никой, описываемой ниже — техникой сортировки по Сейтер категориям — так как это дает результаты, поразительные по своей эффективности.

Сортировка по категориям Вирджинии Сейтер

Применяя технику сортировки по категории В.Сейтер, психотерапевт просто-напросто распределяет имеющиеся пара-сообщения по трем категориям, к которым они при­надлежат:

Группа I Группа 2

Левая рука с прямым

указательным пальцем

Грубый пронзительный голос

Стремительный темп речи

Категория 2 по Сейтер-Бламер (обвинительство)

Правая рука раскрытой ладонью вверх лежит на колене

Слова: “Я делаю все, что могу, чтобы помочь ей, я так люблю ее”.

Категория 1 по Сейтер-Плакатер (задабривание)

Одновременное применение двух этих техник сорти­ровки во всех случаях обеспечивает сортировку инконгруэнтностей на полярности, создавая основу для глубокой интеграции я роста пациента. Мы много раз замечали для себя определенные паттерны соответствий между репрезентативными системами пациентов и их принадлежно­стью к той или иной категории В.Сейтер. С точки зрения частотности и эффективности они распределяются следу­ющим образом:

Визуальная Визуальная Аудиальная Кин естетическая

Полярность и по репрезентативным системам Кинестетическая

Аудиальная Честное слово, не знаю как тут

Кинестетическая точно расположить

Кинестетическая

Бламер 2 Бламер 2 Компьютер 3 Плакатер 1

Полярности по категориям В.Сейтер Плакатер 1

Компьютер 3 Плакатер 1 Плакатер 1

Взаимодействие этих двух принципов в значительной мере обусловливает действенность комбинированного при­менения двух описанных техник. Наиболее полезным вы­водом из имеющегося у нас опыта является тот, что следу­ющие категории Сейтер постоянно встречаются в сочета­нии со следующими репрезентативными системами.

Репрезентативная система Кинестетическая Визуальная Аудиальная

Сейтер-категория Плакатер 1 Бламер 2 Компьютер 3

Зная об этих соответствиях, психотерапевты получают в свое распоряжение чрезвычайно мощный организующий принцип, который помогает им рассортировать инконгруэнтности на полярности. Любому пациенту, который в сво­их жестах, позах и синтаксисе предстает как представи­тель Сейтер-категории 1 — плакатер (например, группа II), психотерапевт может рекомендовать употребление кинестетических предикатов; в случае же, когда поза, жесты и т.д. образуют полярность, соответствующую Сейтер-ка­тегории 2, психотерапевт наиболее эффективно поможет пациенту на этой фазе сортировки, если порекомендует употреблять предикаты, связанные со зрительной репрезентативной системой. Из опыта известно, что наиболее часто встречающейся комбинацией омывается такое рас­щепление полярностей, при которой одна полярность — это Сейтер-категория 1 (плакатер) с кинестетической ре­презентативной системой, а вторая полярность — это Сей­тер-категория 2 (бламер) с визуальной репрезентативной системой. Имеется достаточно сведений, особенно нейро-физиологического порядка, которые указывают на то, что если кинестетическая репрезентативная система представ­лена в обоих полушариях головного мозга, то две осталь­ные репрезентативные системы — визуальная и аудиальная — являются специальностью одного какого-то пол­ушария. Конкретно говоря, языковая часть аудиальной репрезентативной системы локализована в так называе­мом доминантном полушарии головного мозга, а визуаль­ная репрезентативная система в недоминантном полуша­рии 10).

Каждое из расщеплений полярностей по репрезента­тивным системам, обнаружившие свою полезность в пси­хотерапевтической практике, подтверждает наш вывод о том, что инконгруэнтности чрезвычайно эффективно мож­но рассортировать на полярности, репрезентативные сис­темы которых расположены в разных полушариях голо­вного мозга. Это помогает нам понять чрезвычайную эффективность подхода, в котором сортировка по репрезентативным системам сочетается с сортировкой по категориям В.Сейтер.

Мы описали пять техник общего характера, которые психотерапевт может применять, чтобы помочь пациенту рассортировать полярности. Три первых — пространствен­ная сортировка, сортировка фантазированием и психодраматическая сортировка — легко могут сочетаться с двумя последними — сортировка по репрезентативным системам и сортировка по категориям Сейтер. Например, применяя технику пространственной сортировки, психотерапевт мо­жет обращаться к принципам сортировки по репрезента­тивным системам и по категориям Сейтер. Психотерапевт должен внимательно следить, используя свой слух и зре­ние, за тем, чтобы пространственно рассортированные по­лярности были связаны с различными репрезентативными системами и категориями Сейтер. Кроме того, три первых техники также могут сочетаться одна с другой. Например, в описании примеров применения техники сортировки с помощью фантазирования мы отмечали, что ее преимущество заключается в том, что она позволяет предъявлять пациенту визуальные и аудиальные репрезентации его по­лярностей, так как это невозможно в случае пространст­венной сортировки. Отметим, однако, что, применяя метод пространственной сортировки, в которой применяются два стула, психотерапевт, предлагая пациенту пересесть с од­ного стула на другой, обычно предлагает ему также проиг­рывать собственную полярность с помощью фантазирова­ния средствами визуальной и аудиальной репрезентатив­ных систем. Так что преимущества обеих методик естественным образом сочетаются между собой. Фактически, это стандартная процедура, активно применяемая на­ми на наших семинарах. Мы бы хотели подчеркнуть, что описанные нами примеры рассматривались нами в качест­ве первоначального руководства к действию, и мы реко­мендуем вам, чтобы вы относились к нам только как к руководству. С их помощью мы демонстрировали прин­цип, суть которого состоит в преобразовании одновремен­ных инконгруэнтностей в полярности, каждая из которых в своем выражении конгруэнтна. Мы хотели бы подтолк­нуть вас к созданию новых живых и оригинальных спосо­бов помощи пациентам во второй фазе работы — в ФАЗЕ превращения инконгруэнтностей в ресурсы непрекращаю­щегося роста пациента в качестве живых людей.

ВЫРАЖЕНИЕ ПОЛЯРНОСТЕЙ

Обратимся к рассмотрению конкретных способов по­мощи пациентам в совершенном выражении каждой из по­лярностей. В связи с разбором примера уже говорилось, что один из эффективных способов достичь этой цели за­ключается в том, что психотерапевт действует подобно ре­жиссеру в театре или кино. Исполняя эту роль, он приме­няет свои способности обнаруживать инконгруэнтности и умение обучать пациента, стремящегося к конгруэнтному самовыражению. Добиваясь своей цели, психотерапевт требует от пациента, чтобы тот представил ему каждую из своих полярностей совершенно конгруэнтно. Нередко пси­хотерапевт сам демонстрирует конгруэнтное представле­ние полярности, которого он добивается от пациента, яв­ляясь, таким образом, моделью для пациента. Наряду с этим подходом, скопированным с режиссера кино или театра, имеются целый ряд других способов достижения по­ставленной цели.

Один из способов помочь пациенту полностью выра­зить каждую из своих полярностей предполагает обраще­ние к техникам Метамодели, описанным в “СТРУКТУРЕ МАГИИ I”. Согласно этим техникам, психотерапевт обра­щает внимание на форму языковой репрезентации паци­ента, требуя от него восстановления всех опущений (час­тей предложения, которые оказались опущенными) и кон­кретизации глагола (чтобы описание процессов позволяли бы как пациенту, так и психотерапевту восстановить связь языковой репрезентации пациента с его опытом). Затем психотерапевт использует остальные различения Метамодели, что представляет в его распоряжение метод дости­жения завершенности каждой из полярностей пациента.

Согласно нашему опыту одна из трудностей при оказа­нии помощи пациентам в полном выражении каждого из наборов пара-сообщений в качестве конгруэнтных полярностей состоит в том, что часто пациент способен в совер­шенстве выразить одну из своих полярностей (ту, которая у него выражена более полно), но испытывает значитель­ные трудности, когда пытается полностью развить другую полярность, выраженную у него в меньшей степени. В этом случае можно применить обходной маневр, неодно­кратно доказавший свою эффективность при обучении па­циента полному выражению более слабых полярностей.

Мы называем этот прием “проигрыванием полярно­стей”. Имеется два варианта этого приема: первый вариант — это когда психотерапевт дает пациенту четкие указания продолжать исполнять более полно выраженную поляр­ность; фактически, психотерапевт требует от пациента, чтобы тот исполнял эту полярность в настолько преувели­ченной форме гиперболизированной, насколько психоте­рапевту позволяет его смелость и изобретательность, когда он помогает пациенту в ее создании. Этот ход со стороны психотерапевта с неизбежностью приводит к ряду положи­тельных результатов. Во-первых, психотерапевт полно­стью принимает поведение пациента и использует его. Фактически, он рекомендует пациенту продолжать делать то, что он и без того уже делает. Отметим, что пациент здесь оказывается в положении, где он может выбрать одну из двух возможностей:

(А) — Согласиться с указаниями психотерапевта и на­чать исполнять то, что он уже делает, в гиперболизирован­ной форме.

(Б) — Не согласиться с указаниями психотерапевта исполнять то, что он уже делает в гиперболизированной форме.

Если пациент выбирает вариант (А), указание психо­терапевта воспринимается им в качестве законного. Обыч­но проблема, возникающая в данной ситуации, анализиру­ется как проблема контроля. Эта тема подробно и развер­нуто рассмотрена в работах Хейли (см. например, его книгу “Стратегия психотерапии”). Обычно, когда методи­ка проигрывания полярностей только вводилась в ходе на­ших Семинаров, особую озабоченность участников семи­нара вызывало то, что эта методика воспринимается ими в качестве особой техники манипулирования. На наш взгляд, здесь речь идет, в первую очередь не о контроле. Мы считаем, что этот прием представляет собой такое ис­пользование ограничений модели пациента, которое помо­гает пациенту выразить ранее подавляемые части самого себя и принять их. Утверждать же, что проблема здесь сво­дится к контролю, — значит соглашаться с такой моделью мира, согласно которой один человек может контролиро­вать, посредством манипулирования, другого человека.

Мы подробно обсуждали эту тему в “Структуре магии I” в связи с проблемой семантической неправильности (см. особенно главы 3 и 4.) Здесь же мы хотели указать лишь на то, что характеризовать этот ход как контроль за поведе­нием пациента — значит недооценивать способность паци­ента к усвоению новых способов реагирования и не верить в его огромный потенциал к интеграции множества частей самого себя. Одним из результатов того, что пациент со­глашается с указаниями психотерапевта и начинает ис­полнять свою полярность в гиперболизированной форме, является то, что довольно быстро пациент переключается в другую полярность.

Другими словами, в результате гиперболизированного исполнения более полно выраженной полярности пациен­та у него возникает противоположная полярность 11). В различных формах психотерапии эта общая тактика про­игрывания полярностей известна под разными названия­ми.

Например, в гештальт-терапии это — “хождение по кругу” (“Гештальт психотерапия сегодня”: сборник ста­тей, составитель Джек Фагин). Психотерапевт предлагает пациенту проигрывать свою более развитую полярность с каждым из членов группы до тех пор, пока эта полярность не изменится на противоположную. Контекст “брифинг-психотерапия” (смотри описание нескольких случаев в книге Вацлавика II, Уикленда Ж.,Фиша Р., “Изменение”) — эту методику назначают пациенту довольно часто в ка­честве домашнего задания. Милтон Эриксон применяет ча­сто эту методику в качестве первого этапа своей работы. Например, работая с пациентом, страдающим от ожире­ния, который заявляет, что хотел бы скинуть лишний вес, Эриксон обычно начинает с того, что предписывает ему увеличить вес. Как объясняет сам Эриксон, этот ход осно­ван на предположении, что пациент способен контролиро­вать собственный вес, что выполнение задания по увеличе­нию веса равносильно принятию на себя ответственности в данной конкретной области его поведения, которую он раньше оценивал в качестве неподвластной ему (см. сбор­ник работ “Продвинутые методики гипноза в психотера­пии, составитель Дж.Хейли.)

Если пациент решил отклонить указание психотера­певта, он выбрал вариант (Б) — обычный реакцией в этом случае является смена полярностей. Таким образом, неза­висимо от того, выбирает пациент А или Б, его менее выра­женная полярность начинает проявлять себя, инициируя в итоге процесса роста и изменения.

Еще один вариант проигрывания полярностей — это исполнение полярности самим психотерапевтом. Цель это­го хода состоит в том, чтобы помочь пациенту в полном выражении более слабой из его полярностей в качестве подготовительного этапа на пути к интеграции. В данном случае работает тот же принцип полярностей, так как пси­хотерапевт стремится помочь пациенту в репрезентации менее полно выраженной полярности, он исполняет более полно выраженную полярность. Например, психотерапевт принимает положение тела, совершает движения, исполь­зует свой тон голоса, темп речи, характерные особенности синтаксиса, употребляет соответствующие репрезентатив­ной системе предикаты и т.д., то есть сообщения, которые поступают по входным каналам пациента, характеризую­щие его наиболее полно выраженную полярность. Самым главным в данном маневре является то, что психотерапевт должен представить пациенту его собственную полярность с большей конгруэнтностью и напором, чем это делает па­циент, когда он сам представляет данную полярность. Как свидетельствует опыт, результат часто появляется немед­ленно и в крайне резкой форме. В ответ на действие психо­терапевта пациент выражает свою, которая была у него выражена в меньшей степени. Психотерапевт продолжает играть первую полярность в преувеличенной форме до тех пор, пока пациент с такой же силой не начнет выражать свою противоположную полярность. Пациент редко осоз­нает преднамеренность со стороны психотерапевта в этих действиях. Более того, даже если пациент прекрасно пони­мает, что психотерапевт всего лишь играет полярность, он (до достижения интеграции) будет реагировать противопо­ложной полярностью до тех пор, пока психотерапевт будет выражать более сильную полярность.

Теперь рассмотрим процессом, с помощью которого психотерапевт определяет, что пациент успешно рассорти­ровал свои полярности, сделав это таким образом, который допускает возможность значимой интеграции. Так как об­щая цель фазы 2 работы над инконгруэнтностью состоит в том, чтобы симультанную инконгруэнтность превратить в секвенциальную, психотерапевт использует все свои вход­ные каналы — он использует свое тело, прикасаясь к паци­енту, проверяя распределение мышечных напряжений, он использует свои глаза, внимательно следя за всеми пара-сообщениями, предъявляемыми положением тела пациен­та и его жестами, он пользуется слухом, проникновенно прислушиваясь к тону голоса, обращая внимание на темп речи и предикаты, отражающее ведущую репрезентатив­ную систему — все это для того, чтобы убедиться, что па­циент, когда он выражает сначала одну, а затем другую из своих полярностей, полностью конгруэнтен в своем обще­нии. И ничто, насколько мы разбираемся в этом деле, не может заменить психотерапевту ясности слухового и зри­тельного восприятия и чуткости тела. которыми он пользу­ется для проверки пациента на конгруэнтность коммуни­кативного поведения. Работая на семинарах по подготовке психотерапевтов, мы обнаружили, что для оценки резуль­татов фазы 2 над инконгруэнтностью весьма эффективны две очень конкретные операции контрольной проверки. Можно считать, что инконгруэнтности пациента адекват­но рассортированы и можно начинать их интеграцию, если соблюдаются все три следующие условия:

1 — каждая из полярностей устойчиво связана с репре­зентативной системой, отличающейся от репрезентатив­ной системы другой полярности.

2 — каждая из полярностей устойчиво связана с Сейтер-категорией, отличающейся от Сейтер-категории дру­гой полярности.

3 — репрезентативная система и Сейтер-категория каждой полярности сочетаются друг с другом, как указано ниже:

репрезентативная система Сейтер-категория

визуальная 2 кинестетическая 1 аудиальная 3

Когда эти все условия соблюдены, психотерапевт пере­ходит к интеграции полярностей — третьей фазе работы над инконгруэнтностью.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

ИНКОНГРУЭНТНОСТЕЙ НА ЧАСТИ (больше двух)

Насколько нам известно, существует только одна тех­ника рассортировки инконгруэнтностей, предъявленных пациентом, на части, число которых больше двух. Это “дружеская встреча частей” — техника Вирджинии Сейтер. Мы применяем ее в своей работе и считаем, что это отличный и эффективный метод.

В “дружеской встрече” частей в полной мере применя­ется техника психодрамы. Обращаясь к технике проекции (состоящей в том, чтобы, например, отобрать имена ряда известных людей, не важно, действительно существующих или существовавших или вымышленных, к которым паци­ент испытывает особо яркие чувства притяжения или от­вращения, а затем наделить каждого прилагательным, ко­торое наилучшим способом описывает его с точки зрения пациента), психотерапевт может помочь пациенту ото­брать из группы несколько человек в качестве исполните­лей каждой из выделенных частей и проинструктировать их. После этого члены группы взаимодействуют между со­бой в контексте дружеской встречи или приема и т.п., при­чем каждый из них выступает как бы только в одном изме­рении, как, например, если кто-нибудь из членов группы, участвующих в “дружеской встрече”, взялся бы сыграть роль, охарактеризованную как “гневный”, то этот человек (после того, как пациент проинструктировал его относи­тельно конкретных способов выражения гнева) будет вы­давать гневное сообщение через каждый выходной канал в

каждом пара-сообщении, в каждом контакте с другими ча­стями. Пациент обычно находится в том месте, чтобы ви­деть и слышать все, что совершает каждая из его частей. Как правило, пациент видит и слышит такие действия, со­вершаемые своими частями, которые до сих пор происхо­дили с ним только в воображении, в то же время он наблю­дает поведение, которое случалось у него, когда он имел дело с другими на людях. Обычно, после того, как пациент идентифицировал (сделал своими собственными) все свои части, во взаимодействии частей происходит определен­ный, мобилизирующий их всех кризис. В итоге кризиса некоторые из частей преобразуются в другие, связанные с ними способности и ресурсы, а все они вместе научатся сотрудничать друг с другом. Заключительный этап “дру­жеской встречи” частей состоит в том, что пациент прини­мает каждую из своих частей в качестве некоторого ресур­са — это фаза интеграции.

Помогая пациенту идентифицировать с помощью тех­ники проекции части или ресурсы, которыми он располага­ет, мы обнаружили, что желательно, чтобы пациент подо­брал равное число мужских и женских хорошо известных персонажей. Обычно мы называем пациенту много персо­нажей, число которых вдвое меньше числа персонажей, с которыми мы предлагаем работать. После того, как паци­ент подберет прилагательные для выбранных лиц, мы об­ращаемся к нему с просьбой назвать нам прилагательное, значение которого прямо противоположно значению вы­бранного прилагательного, и так с каждым прилагатель­ным, последовательна одно за другим. Фактически, он подыскивает прилагательные, описывающие такую часть самого себя, которая в модели его мира максимальна инконгруэнтна с уже описанной частью. С помощью такого подхода мы одновременно идентифицируем так называе­мые хорошие и плохие части, так и уравновешиваем их по отношению к модели мира пациента. Это соответствует фазе 1 работы с полярностями, описанной нами выше. Та часть “дружеской встречи”, частей, в которой пациент с помощью психотерапевта инструктирует каждого из буду­щих исполнителей частей, в наибольшей степени связана со второй фазой работы с полярностями, также описанной выше. Тут мы обычно просим человека проинструктиро­вать человека, исполняющего какую-либо конкретную часть, например, гнев, стать в этот момент гневным. С помощью техник, направленной фантазии или инсценизации (см. Структура магии I. гл.6) мы помогаем пациенту в буквальном смысле этого слова четко показать тому, кто будет играть гневную часть, каким образом ее следует иг­рать. В то время, как пациент показывает исполнителю, как быть гневным, мы применяем свое умение выявлять инконгруэнтные пара-сообщения, стремясь помочь паци­енту добиться максимальной конгруэнтности в выражении гнева. В данном случае применяются техники, используе­мые при обучении пациента максимальной конгруэнтно­сти общения, например, принятие на себя роли режиссера, проверку употребления предикатов, характеризующих ре­презентативную систему на непротиворечивость, и т.д. После того, как пациент конгруэнтно выразил свою гнев­ную часть, мы просим исполнителя этой части скопировать все пара-сообщения — положение тела, движения, тон го­лоса. Теперь пусть сам пациент выступает в роли режиссе­ра. Его задача состоит в том, чтобы придать исполнителю гневной части нужное положение тела, движения, тон го­лоса и т.д., которые в его восприятии наиболее конгруэнт­но выражают его гневную часть.

После того, как первый набор прилагательных распре­делен между людьми, а они получили инструкции от паци­ента о том, как конкретно следует исполнять эти части, мы, как уже говорилось, просим пациента узнать, назвать для каждого из них прилагательных первой группы прилагательное, представляющее собой противоположность. После этого мы опять просим пациента выбрать для ис­пользования этой части кого-либо из членов группы. Здесь хорошие результаты дает такой прием. В то время, как пациент начинает давать указания людям, каждый из ко­торых будет играть каждую из полярных противоположно­стей, человек, исполняющий исходное прилагательное, выходит вперед и начинает взаимодействовать с пациен­том. В результате (независимо от того, понял пациент этот маневр или нет) пациент быстро становится максимально конгруэнтен в выражении полярной противоположности и становится отличной моделью для исполнителя этого при­лагательного. Психотерапевт может и сам сыграть поляр­ное прилагательное, не привлекая для этого исполнителя данного прилагательного. С началом встречи пациент с по­мощью психотерапевта начинает работать над тем, чтобы исполнители максимально конгруэнтно исполняли назна­ченную роль.

Принципы, сформулированные нами для работы с полярностями, работают и в случае “встречи частей”. Стра­тегия психотерапевта состоит в том, чтобы помочь пациен­ту рассортировать его инконгруэнтности на несколько час­тей. Некоторые из этих частей полярно противоположны друг другу, что поможет психотерапевту четко проверить, хорошо ли рассортированы полярности. Проверить, напри­мер, что две полярные противоположности не используют­ся одной и той же репрезентативной системой. Основная задача психотерапевта в этой работе состоит в том, чтобы рассортировать противоречивые и симультанно-инконгруэнтно выраженные модели мира на части, каждая из кото­рых конгруэнтна. Это готовит основу фазы 3 — Фазы ин­теграции, в которой пациент может использовать эти инконгруэнтности в качестве ресурсов, способных помочь ему отыскать свой путь в мире и обеспечить дальнейший рост. В этом процессе психотерапевт помогает пациенту трансформировать противоречивые части самого себя — части, являющиеся в прошлом источником боли и страда­ния, неудовлетворенности, части, которые своим противо­борством мешали ему получить то, к чему он так стремил­ся — ресурсы, которые теперь он может употреблять на то, чтобы создать себе насыщенную, гармонизированную, полную волнений жизнь, превратив страдание в основу для роста.

Наши рекомендации