Б. Схема обследования стоматологического пациента
Обследование пациента начинается со сбора жалоб и данных анамнеза. Большинство пациентов обращаются к врачу-стоматологу с жалобами на зубную боль или по поводу кровоточивости десен. Частыми причинами посещения стоматолога являются отломы или выпадения пломб, плохо функционирующие протезы, эстетические дефекты. Задавая целенаправленные вопросы пациенту, стоматолог уточняет и направляет изложение пациентом своих жалоб для постановки правильного диагноза. Ответ на вопрос о начале и продолжительности зубных болей позволяет приблизительно разделить их на острые и хронические. Пульсирующая боль свидетельствует о проходящих в пораженных зубах гнойных воспалительных процессах, при этом применение холода часто снижает интенсивность боли. Тупые боли и чувствительность при накусывании указывают на поражение периодонтальной связки. Боли от холодного, от химических раздражителей (например, от сладкого за счет изменения осмотического давления) – говорят о наличии кариозного процесса. Поэтому очень важным является правильность проведения расспроса, осмотра и выбора дополнительных методов обследования.
В. Расспрос – это 1. Выявление жалоб. Врач-стоматолог задаёт пациенту вопросы: Что Вас беспокоит?»; «Как Вас это беспокоит?»; «От чего возникает боль (на холод, на горячее, самопроизвольная боль, боль иррадиирующая, ночная боль, кровоточивость в десне т.д.)?»; «Когда усиливается?»; «Какая боль (длительная, пульсирующая, ноющая и т.д.)?»
Врач-стоматолог уточняет причину возникновения боли, время появления, длительность, т.е. детализирует жалобы.
Следует различать уже при опросе разные виды болевого симптома: при поражении твердых тканей зуба - кратковременная, иногда сильная, но быстро проходящая боль. При воспалении пульпы - в ответ на раздражитель возникает продолжительная боль, которая продолжается и после устранения раздражителя. При пульпите боль может возникать и без всяких раздражителей, как правило, ночью боли более интенсивны. Для пульпита характерны светлые промежутки, когда боли нет или почти нет. Для пульпита характерна иррадиация боли в висок, ухо, в область шеи. При гангренозном пульпите боль снижается при охлаждении, усиливается от горячего. При воспалении периодонта - боль носит постоянный, пульсирующий характер и постепенно нарастает, больной легко называет больной зуб.
Жалобы кроме боли могут быть: при болезнях пародонта - кровоточивость десен, подвижность зубов, в запущенных случаях зубы выпадают, гной течет в рот. При заболеваниях слизистой оболочки рта - возможны покраснения, эрозия, язва во рту, жжение, нарушение слюноотделения (сухость полости рта). Если сухость рта сопровождается сухостью глаз и деформацией суставов рук, это системное заболевание. Может быть естественная сухость рта - после приема лекарств, вследствие возрастных изменений.
Г. Данные расспроса являются мнением самого больного о заболевании, на которое влияют многочисленные психологические факторы, уровень образования больного и так далее, поэтому они должны проверяться объективными исследованиями.
История развития заболевания (анамнез заболевания): подробности о начале и развитии болезни: когда впервые появилась боль, с чем связывает развитие боли, как развивалась клиническая картина, проводилось ли ранее лечение. Оценка течения болезни: давность, рецидивы. Эффективность проведенного ранее лечения: эффективное, не эффективное.
История развития жизни (анамнез жизни): сведения о перенесенных и сопутствующих заболеваниях. Врач-стоматолог должен выяснить у пациента следующие моменты:
• Место рождения ?Место жительства ?Условия работы на производстве ?
• Бытовые условия ?Особенности рациона питания ?Перенесенные и сопутствующие заболевания ?Аллергоанамнез ?Вредные привычки ?
Далее врач-стоматолог проводит:Внешний осмотр:Общий вид больного (habitus);
• Симметрия лица;Цвет кожных покровов;Состояние волосистой части головы;
• Состояние красной каймы губ, конъюнктивы глаз, крыльев носа.
СРСП. Задание 1. 1. Работа по микрогруппам: опираясь на микротексты по сециальности , используя материал по оформлению дискуссии составьте и продемонстрируйте диалог-дискуссию .
Оформление дискуссии. Вопросительные предложения: Вы согласны, что...? Вам не кажется, что ...? Вы не считаете, что...? Знаете ли вы, что ...? Справедливо ли утверждать, что... ? Конструкции с двумя отрицаниями (со значением утверждения): не мог не знать, нельзя не заметить. Косвенная речь. Формулы (клише), содержащие повторение мысли оппонента: Вы сказали, что ...; По вашим словам ...; Как было сказано...; Вы считаете, что ... Формулы (клише), выражающие согласие, несогласие, возражение: (полностью, совершенно)согласен; Совершенно справедливо; Присоединяюсь к словам (мнению)...; Трудно согласиться...; Разрешите (позвольте)сказать (возразить); Извините, что я вас прерываю, но ... Формулы (клише), выражающие оценку высказывания: В вашем высказывании много ценного (интересного, важного); Это интересная мысль! Формулы (клише), для оформления убеждения: Проверьте; Согласитесь, что...; Давайте посмотрим...; Поймите меня правильно.
Задание 2. Работа по микрогруппам:ознакомьтесь с ситуациями. Скажите, как прослеживаются в этих примерах владения (нарушения) врачом профессиональной этики? Как бы вы действовали в данной ситуации? Составьте микродиалоги по заданным ситуациям. Охарактеризуйте типы диалогов.
Врач-пациент-коллега | 1.Врач знает о допущенной им диагностической ошибке, но пациент и коллеги о ней не знают | |||||
Допущена ошибка при диагностике пульпита, в результате чего возникло осложнение, что стало известно больному от другого врача | ||||||
Врач не согласен с материалами разбора случая его диагностической ошибки, представленными на врачебную конференцию его | ||||||
Врач – младший персонал | 2. Несмотря на неоднократные замечания врача, медсестра нарушает режим стерилизационной обработки инструментария | |||||
Врач – население | 3.Население информировано о том, что врач не использует современные методы лечения | |||||
Врач – администрация | 4.Руководствуясь интересами пациентов, администрация ставит дежурство в выходной день врачу, имеющему маленького ребенка | |||||
Врач – коллектив | 5.Врач не согласен с решением коллектива об отказе, о выдаче ему рекомендации для получения высшей категории | |||||
Врачебное общество – население | 6. Население не поддерживает рекомендации врачебного общества фторировать питьевую воду с целью профилактики кариеса | |||||
Задание 3. Опираясь на изученный материал, составьте разные виды диалогов на тему: «Врач-стоматолог - пациент (больной)»; «На приеме у стоматолога», «В стоматологической клинике».