Соотнесение процессов ISO12207 и соответствующих компонентов ГОСТ34 и CDM

Соотнесение произведено на верхнем структурном уровне. Даже на таком уровне оно не отражает совпадений в формальном смысле, так как один материал содержит только процессы и не содержит явных этапов, а другой явно содержит только стадии и этапы (работы соответствуют документам и не связаны явно в процессы).

Более того, соотнесение и должно делаться в условных соответствиях, так как:

· ГОСТ34 и CDM в первую очередь ориентированы на действия по созданию и поддержке систем, а ISO12207 - на приобретение и эксплуатацию систем, а разработка является процессом, логически вытекающим из приобретения;

· и главное: ISO12207 изначально предусматривает конкретные применения своих положений после построения профиля для конкретного проекта; таким образом, очень часто некоторый элемент конкретной методики или стандарта может или должен только условно соотноситься с элементами исходных положений ISO12207 и наоборот. Таким образом, конкретное соотнесение элементов должно делаться в процессе адаптации стандартов к проекту и выработки профиля ЖЦ.

Тем не менее, и в этих условиях соотнесение приносит пользу. Оно придает большую ясность выводам и рекомендациям, формулируемым в разделе ИТОГИ.

Основные процессы

В таблице 2 в первом столбце указаны стадии и этапы ГОСТ 34.601-90, как материала, направленного на формирование ЖЦ системы в целом. Во втором столбце указаны процессы ISO12207, в третьем - процессы CDM. В четвертом столбце примечания показывают возможную трактовку соотнесения, возникающую при традиционной (на взгляд автора) трактовке организации ЖЦ АС, близкой к ИС организационно-экономического типа.

ГОСТ 34.601-90; "э.X.Y" - этап Y стадии X ISO/IEC12207: 1995-08-01 Oracle CDM; Примечание
э.5.3 ТП, э.7.3 ВД. 1) Процесс приобретения разработчиком нет в ГОСТ это приобретение планируется
нет 2) Процесс поставки нет CDM содержит процесс CV,
Все этапы ГОСТ34.601 кроме 8. Сп, а именно: 1. ФТ, 2. РК, 3. ТЗ, 4. ЭП, 5. ТП,6. РД, 7. ВД. 3) Процесс разработки. Определяет действия предприятия-разработчика, которое разрабатывает принцип построения программного изделия и программный продукт (в контексте создания системы). RD, ES, TA, DB, MD, (DO), TE, (TR), TS. аналог есть в ГОСТ (э.7.5 ВД и ранее), в ISO аналога нет в явном виде. Процессы DO TR из CDM указаны в скобках, так как они отражены и в других стандартах ГОСТ34 и процессах ISO12207.
нет 4) Процесс эксплуатации нет По ISO организация-оператор разрабатывает план и гарантирует соответствие плану
8. Сп., развитие АС - по пункту.1.3 ГОСТ 34.601. 5) Процесс сопровождения PS ISO предполагает развитие как элемент сопровождения, вызывающий новый процесс разработки, в CDM в этом смысле полномасштабное развитие не предусмотрено

ИТОГИ

1. Ни один из рассмотренных материалов не является полным, не описывает все виды действий и задач, реально требующиеся в конкретных проектах АС и ПО. Выходя за рамки приведенной выше таблицы, можно предположить, что эта ситуация является объективно неизбежной для любых достаточно конкретных стандартов и фирменных методик.

Так, CDM предусматривает существенно меньший набор действий по гарантированию качества, развитию системы и ПО, функционированию системы, определению действий пользователя и др. Вместе с тем, CDM явно вводит принципиально важный в реальных проектах смены поколений АС процесс CV - "конвертирование данных", который не выделен в ISO12207 и слишком косвенно отражен в ГОСТ 34.601-90. Кроме того, CDM вводит процесс проектирования базы данных в трактовке, близкой к классической.

2. Однако наличие в практике использования значительного числа конкретных методик, ориентированных к тому же на различные инструменты и терминологические "школы", заново воспроизводит, и, может быть, в еще более острой форме проблему "вавилонской башни", для решения которой создавался ГОСТ34.

3. В то же время ISO12207 имеет набор процессов, действий и задач, охватывающий наиболее широкий спектр возможных ситуаций при максимальной адаптируемости.

Он показывает пример того, как должен строиться хорошо организованный стандарт, содержащий минимум органичений (принцип "нет одинаковых проектов"). При этом детальные определения процессов, форм документов и т. п. целесообразно выносить в различные функциональные стандарты, ведомственные нормативные документы или фирменные методики, которые могут быть использованы или не использованы в конкретном проекте.

4. По этой причине центральным стандартом, положения которого берутся за начальный "стержневой" набор положений в процессе построения профиля стандартов ЖЦ для конкретного проекта, полезно рассматривать именно ГОСТ 34.601-90. Этот "стержень" может задавать модель ЖЦ ПО и АС, принципиальную схему гарантирования качества, модель управления проектом.

1. ФТ - Формирование требований к АС. 1.1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС; 1.2. Формирование требований пользователя к АС; 1.3. Оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания);
2. РК - Разработка концепции АС. 2.1. Изучение объекта; 2.2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ; 2.3. Разработка вариантов концепции АС, удовлетворяющей требованиям пользователя 2.4. Оформление отчета о выполненной работе;
3. ТЗ - Техническое создание АС. 3.1. Разработка и утверждение технического задания на задание.
4. ЭП - Эскизный проект. 4.1. Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям; 4.2. Разработка документации на АС и ее части.
5. ТП - Технический проект. 5.1. Разработка проектных решений по системе и ее частям; 5.2. Разработка документации на АС и ее части; 5.3. Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и/или технических требований (технических заданий) на их разработку; 5.4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации.
6. РД - Рабочая документация. 6.1. Разработка рабочей документации на систему и ее части; 6.2. Разработка или адаптация программ.
7. ВД - Ввод в действие. 7.1. Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие; 7.2. Подготовка персонала; 7.3. Комплектация АС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями); 7.4. Строительно-монтажные работы; 7.5. Пуско-наладочные работы; 7.6. Проведение предварительных испытаний; 7.7. Проведение опытной эксплуатации; 7.8. Проведение приемочных испытаний.
8. Сп - Сопровождение АС. 8.1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами; 8.2. Послегарантийное обслуживание.

3. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АИС.

Заказчику не обходимо организовать учет явки работников на работу и ухода с нее. До начала работы каждый работник должен в порядке, установленном заказчиком, отметить свой приход, а по окончании - уход. Учет явок на работу и ухода с нее ведется в табелях использования рабочего времени установленной формы, в годовых табельных карточках и других документах. Учету подлежит фактическое рабочее время, которое состоит из отработанного и неотработанного времени, включаемое в соответствии с законодательством в рабочее время. При приеме на работу руководитель организаций обязан ознакомить с ними работника под роспись. Правила внутреннего трудового распорядка определяют порядок выполнения работниками работы в организации под его руководством и контролем. Работник обязан в порядке, установленном в организации нанимателя, отметить: приход на работу; уход с работы. Если правилами внутреннего трудового распорядка данного предприятия регламентировано, что приход работников на работу и уход с нее регистрируется в журнале установленной формы, это является правомерным.

Наши рекомендации