Виды взглядов и их трактовка
Подъем головы и взгляд вверх | Подождите минуту, подумаю | Контакт прервать |
Движение головой и насупленные брови | Не понял, повтори | Контакт усилить |
Улыбка, возможно легкий наклон головы | Понимаю, мне нечего добавить | Контакт продолжить |
Ритмичное кивание головой | Ясно, понял, что тебе нужно | Контакт продолжить |
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику | Хочу подчинить себе | Действовать по обстановке |
Взгляд в сторону | Пренебрежение | Уйти от контакта |
Взгляд в пол | Страх и желание уйти | Уйти от контакта |
Экстралингвистические и паралингвистические средства делового общения
Экстралингвистические средства - это паузы, смех, плач, кашель, вздохи.
Особую роль в деловом общении играют паузы, которые помогают преодолеть монотонность речи и привлечь внимание к сказанному.
Паралингвистические средства: темп, модуляция, тональность, ритм, тембр голоса, интонация, дикция. Их профессиональное использование придает выразительность и благозвучие речи, делает ее более убедительной, влияет на эмоциональное состояние участников делового общения. Для каждого слова существует один-единственный способ написания и более сотни различимых на слух и по смыслу вариантов произнесения. Вокальная гибкость придает семантическое многообразие словам.
Темп речи: быстрый, средний, замедленный.
Модуляция голоса: плавная, резкая.
Тональность голоса: высокая, низкая.
Ритм: равномерный, прерывистый.
Тембр: раскатистый, хриплый, скрипучий.
Интонация.
Дикция.
Наибольшее впечатление на деловых партнеров производит плавная, спокойная, размеренная речь[11].
Темп речи. Быстрая речь отражает взволнованность или обеспокоенность, медленная – угнетенное состояние, горе, высокомерие или усталость.
Благозвучие речи. Неблагозвучным считается обилие в речи шипящих и свистящих звуков. Речь, в которой чередуются ударные и безударные слоги, сочетаются короткие и длинные слова, - благозвучна.
Голосовые особенности деловой речи. Благоприятное впечатление на слушателя производит мелодичный, низкий, бархатный, теплый голос, неблагоприятное – высокий, скрипучий, гнусавый, пронзительный, дрожащий, резкий.
Тональность голоса. Энтузиазм, радость, недоверие передаются высоким голосом, гнев, страх – тоже довольно высоким, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков, горе, печаль, усталость – мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы.
Интонация. Для каждого языка характерен свой интонационный строй. В русском языке используются восходящий тон, фиксирующий незавершенность, незаконченность речи, нисходящий, отражающий ее завершенность, законченность, и ровный тон, который может выражать как незаконченность речи, так и ее законченность.
Тембр голоса.Тембр голоса обусловлен эмоциональным состоянием говорящего. Если человек волнуется, то он говорит дрожащим и дребезжащим голосом; в спокойном состоянии его голос становится мягким; «металлические» нотки в голосе свидетельствует о сдерживаемом недовольстве. В деловой коммуникации лучше воспринимается голос, отличающийся глубоким и мелодичным тембром[12].
Такесика и проксемика в деловой коммуникации
Формы телесного контакта: рукопожатия, похлопывания, объятия и др. Однако, в деловой сфере принят только один вид телесного контакта – рукопожатие. В форме рукопожатия больше, чем при использовании других невербальных средств, проявляются статусные различия партеров. В соответствии с этой особенностью различают три формы рукопожатия:
Рука сверху, ладонь повернута вниз: это действие говорит о стремлении к доминированию того, чья это рука;
Рука снизу, ладонь повернута вверх - отражает позицию покорности;
Ладони в одинаковом вертикальном положении – эта форма рукопожатия говорит о равноправии партнеров.
В случае наличия близких отношений между деловыми партнерами и равенства их статусов возможно и похлопывание по плечу[13].
Зоны и дистанции
Интимная «buble» - «пузырь» | Личная | Социальная | Публичная, общественная |
15-45 см | 0,46-1,2 м | 1,2-3,6 м | Свыше 3,6 м |
Зона безопасности, единственное условие – доверие. В деловом общении вторгаться не принято | Нормальные коммуникационные процессы между деловыми партнерами. Характерна для таких форм деловой коммуникации, как беседа, деловые переговоры или дружественная встреча, прием посетителей и консультирование | Принята для групповой деловой встречи, совещания, дискуссии, пресс-конференции, семинара, «круглого стола» и пр. | Предпочтитель-на при взаимо-действии с большой группой людей, с массовой аудиторией |
1.Позиция углового расположения партнеров характерна для людей, занятых непринужденной беседой
Вы
Он
2. Позиция делового взаимодействия и сотрудничества
Вы Он
3. Позиция соперничества
Вы
Он
4. Независимая позиция – свидетельствует об отсутствии заинтересо-ванности
Вы
Он
Кроме того, пространственная дистанция служит показателем статусно-ролевых различий между участниками делового общения: дистанция между партнерами, имеющими одинаковые статусы, является более близкой, чем расстояние между сотрудниками, находящимися на разных позициях в статусной иерархии.