Разработка структурированных собеседований
Каждый из вышеописанных подходов требует предварительно провести тщательный анализ профессиональной деятельности, чтобы можно было выявить примеры особенно хорошего или плохого выполнения данной работы (см. главу 3). Затем этим примерам экспертами в данной области или сотрудниками, выполняющими подобную работу, присваивается рейтинг, и, таким образом, создается эталон, которым опрашивающие будут пользоваться при оценивании ответов кандидатов. После этого разрабатывается банк ситуативных вопросов, для каждого из которых имеется оценочный ключ, основанный на описании поведения (например, это могут быть такие оценки, как низкий, средний или высокий уровень). Такой ключ обеспечивает системную основу оценивания, позволяя добиться как максимальной надежности, так и высокой валидности суждений о кандидатах. При отсутствии руководства для оценивания структурированное собеседование может оказаться ничуть не лучше неструктурированного. Некоторыми исследователями были разработаны шкалы на основе методов, применяемых при использовании шкалы рейтинга поведения (BARS, см. главу 3). Какая бы процедура ни применялась, важно обеспечить согласованность и объективность оценивания, которые можно контролировать путем частых проверок меж экспертного согласия. После разработки материалов начинается подготовка опрашивающих, цель которой — обучить наблюдению, развить навыки межличностного общения, оценивания, проведения собеседования и формулировки вопросов. Затем сотрудники, которые будут проводить собеседование, отрабатывают, .запросы на практике и получают обратную связь, оценку своей деятельности. Здесь можно использовать видеосъемку, позволяющую облегчить обратную связь.
В ходе самого собеседования кандидату задают примерно двенадцать вопросов из заранее разработанного набора; вопросы могут быть представлены устно или на карточках и ставятся по одному. Кампион и др. (Campion et al., 1988) указывают, что важным требованием к проведению структурированных собеседований является то, что каждому кандидату должны задаваться одни и те же вопросы, тогда как другие исследователи считают, что предпочтительнее задавать кандидатам не совершенно одинаковые, а стандартизированные вопросы из заранее определенной группы категорий. Ниже приводится пример вопроса и ключа для определения оценки, взятый нами из работы Робертсона и др. (Robertson et al., 1990).
Пример пункта ситуативного собеседования
Два молодых человека, немногим старше двадцати, обратились в вашу организацию с целью получить финансирование для открытия предприятия но производству и продаже оборудования, позволяйте- . го владельцам домашних компьютеров легко преобразовывать игровые программы для использования их на других моделях компьютеров. Молодые люди талантливы и увлечены этой идеей, но при этом они честно признаются, что у них нет никакого опыта в сфере бизнеса, производства или продаж. Что вы им посоветуете?
Оценивание по шкале
Низкий уровень • Посоветовать связаться с кем-либо другим (например, с бухгалтером) и получить информацию о движении денежной наличности
• Порекомендовать отказаться от этого замысла, поскольку он слишком рискован и отсутствует рынок сбыта
Средний уровень • Порекомендовать им какую-либо информацию » Посоветовать нанять в свою компанию опытного предпринимателя
• Сказать, что бухгалтер подсчитает издержки и подготовит отчет
• Назначить для молодых людей встречу со специалистами нашей организации • Попросить их прийтп снова, дополнительно обдумав свое деловое предложение
Высокий уровень • Сказать, что организация очень заинтересована в таких клиентах, как они
• Расспросить их о юридических аспектах преобразования игр
• Спросить, есть ли у них опытный образец оборудования
• Связаться с патентным бюро
• Сказать, что в этой области в настоящее время наблюдается значительный рост
• Получить необходимую информацию и порекомендовать обратиться в Министерство торговли, в организации по поддержке новых компаний, а также предложить имеющуюся в вашей организации информацию и помощь бухгалтеров
В сущности, структурированное собеседование обладает тремя важнейшими характеристиками, а имеиио тем, что вопросы разрабатываются на основе проведенного анализа профессиональной деятельности. всем кандидатам должны задаваться вопросы одних и тех же типов и результат выражается в форме оценки, установленной по определенной системе.
Оценочные стандарты
В последние годы у структурированных собеседовании чаще всего наблюдаются хорошие показатели валидности. Имеются также сведения о значительном уровне валидности разнонаправленных собеседований, проводившихся для отбора на самые разные должности. от стажеров в банках или студентов школ бизнеса (при этом валидность выявлялась через четыре с половиной года после собеседования) до инженеров и ученых б отделах исследований и развития. Без учета поправок коэффициенты прогностической валидности составили от 0,27 до 0,37. Проведенный Шулером и Мозером (Schuler and Moser, 1995) анализ четырех исследований, в которых рассматривалась валидность разнонаправленных собеседований, показал, что валидность с учетом поправки составила 0,51. Интересно, что в других проведенных за последнее время исследованиях высказывается мнение, что ситуативные собеседования, основное внимание которых направлено на будущие намерения, обладают большей критериальной валидностью (0,50), чем .PBDI (формализованное собеседование с целью определения поведения) (0,39), основное внимание которого уделяется поведению в прошлом (McDaniel et al., 1994). Эти данные отражают, возможно, теоретическое обоснование каждого подхода. Хотя показатели валидности являются величинами одного порядка, разница между ними приводит к значительному различию предполагаемой финансовой прибыли, определяемой на основе соотношения размеров выгоды и затрат (см. главу 5). Исследования также показали, что критериальная валидность структурированных интервью оказывается выше в тех случаях, когда их проводит один сотрудник, а не группа специалистов (показатели соответственно 0,46 и 0,38). Проведение собеседования группой специалистов требует больших затрат времени, средств, а также более сложной подготовки, чем в случае собеседования, проводимого одним сотрудником, и хотяпри оценивании каждого кандидата несколькими экспертами надежность должна быть выше, межэкспертная надежность при этом оказывается обычно низкой.
Совокупность результатов описанных выше исследовании позволяет прийти к выводу, что структурированные разнонаправленные или ситуативные собеседования, проводимые одним сотрудником и использующие руководство для оценивания кандидатов на основе поведения, являются более надежными, валидными и рентабельными. Насколько известно авторам книги, эта позиция начинает завоевывать доверие и многие консалтинговые фирмы е! кадровые специалисты стали проводить структурированные собеседования, уделяя особое внимание профессионально важному поведению, хотя все еще часто собеседование проводит группа специалистов.
Было обнаружено, что надежность структурированных собеседований значительно выше, чем традиционных, главным образом благодаря применению руководства для оценивания, в основе которого лежит описание поведения. Все это было показано в проведенном Лэтамом и Саари (Latham and Saari, 1984) исследовании ситуативных собеседований. В этой работе сообщается, что проводящие опрос сотрудники первоначально записывали свое общее впечатление о том или ином кандидате, не используя руководство для оценивания. Последовавшая за этим повторная оценка тех же самых кандидатов на основе руководства привела к значительно лучшим показателям надежности и валидности. В целом было выявлено, что все три типа структурированных собеседований обладают приемлемой межэкспертной надежностью (от 0,71 до 0,96) и внутренней согласованностью (от 0,61 до,0;82).
Положительной характеристикой структурированных собеседований является меньшая зависимость результатов от предубеждений опрашивающих, т. е. ошибок типа «кандидат рассуждает так же, как и я/>, от влияния первого впечатления и эффекта снисходительности. Кроме того, структурированные собеседования ограничивают возможность расовой или половой дискриминации кандидатов, благодаря чему предприятию легче защитить свои интересы в случае судебного процесса. Можно сделать вывод, что структурированные собеседования более соответствуют принятому Комиссией по равным возможностям Великобритании своду правил (UK Equal Opportunities Commission's Code of Practice), где предписывается, чтобы «вопросы, задаваемые на собеседовании, были связаны только с требованиями должности. В случае, когда необходимо узнать о кандидате частные подробности, а также насколько они позволят кандидату выполнять работу, об этом следует спрашивать в нейтральной форме у всех кандидатов.
Другим положительным свойством структурированных собеседований является их субъективная приемлемость. В США было проведено исследование, в ходе которого пользователи процедур кадрового отбора, другие сотрудники предприятий, потенциальные кандидаты, а также ад покаты сравнивали практичность традиционных и структурированных собеседований. В число пользователей входили представители верхних эшелонов компаний, линейные менеджеры, а также сотрудники отдела персонала. Было выявлено, что группа пользователей предпочла структурированные собеседования как дающие возможность:
• казаться организованными и хорошо подготовленными;
• определить способность кандидатов выполнять определенную работу;
• сравнивать кандидатов объективно;
• принимать или отсеивать кандидатов только на основании причин, связанных с выполнением работы.
Структурированные собеседования были ниже оценены с точки зрения легкости их подготовки, для которой чаще всего требуется не менее одного дня, тогда как собеседование в свободной форме может ' быть проведено сразу же, в любой необходимый момент. Многие сотрудники предприятий не считали, что одна из форм проведения собеседования является более предпочтительной, тогда как студенты колледжей выразили предпочтение традиционным собеседованиям, поскольку в этом случае имеется большая возможность выиграть в суде дело о дискриминации при отборе. Адвокаты, как и ожидалось, предпочли структурированные собеседования, поскольку в этом случае легче защищать компанию от обвинений в дискриминации, с которыми обращаются в суд отсеянные кандидаты. Приводились следующие доводы в пользу структурированных собеседований:
• они основаны на анализе профессиональной деятельности;
• вопросы представляют собой описания реального поведения, связанного с конкретной работой;
• менее вероятна возможность того, что сыграют роль предубеждения опрашивающего;
• всем кандидатам задаются одни ите же вопросы.
Это исследование проведено в США, но вероятнее всего, и Великобритании результаты отличились бы: незначительно, судя по все большему распространению структурированных собеседований.
Что касается полезности, то в исследовании Кампиона н др. (Campion et al., 1988) приводится показатель $100 тыс. в год в случае приема 149 кандидатов на основе ситуативных собеседований. Кроме того, Шулером и др. (Schuler et at., в печати) был проведен анализ общей полезности оценочного центра, предназначенного для отделов исследований и развития, где одним из компонентов центра являлось разнонаправленное собеседование. Как ни странно, коэффициент валидности разнонаправленного собеседования оказался сравнимым с показателями, определенными для оценочного центра в целом- Можно предположить, что потенциальная прибыль от проведения одних только разнонаправленных собеседовании равна прибыли, получаемой при использовании ассесмент-центра.