Особенности психологии личности руководителя
Личность руководителя трудового коллектива предприятия многогранна. Ей присущи те же индивидуальные особенности, что характерно вообще психологии личности человека. Однако особенности труда руководителя вызывают индивидуальные особенности его психологии, поведения.
Особенно важно для руководителя быть тактичным во взаимоотношениях с подчиненными. Не бранись и не раздражайся, если не хочешь стать предметом насмешек; терпение и вежливость – краеугольные камни авторитета руководителя; без особой надобности не делай подчиненным замечаний в присутствии третьего лица, чтобы не унизить его; не забудь поблагодарить подчиненного за хорошую работу, даже если он уже был поощрен в официальном порядке; не позволяй себе шутить над подчиненными даже во внеслужебном разговоре, ведь он не может ответить тебе тем же.
Шведские психологи выработали 50 требований к администратору, среди которых обращает на себя внимание требование уметь вызывать хорошее настроение. В инструкции мастеру на одном японском предприятии конкретно указывается, что наряду с выполнением своих непосредственных производственных обязанностей он должен знать, как зовут рабочего, здороваться с ним за руку, один раз в смену поинтересоваться его здоровьем, второй раз – здоровьем жены и детей.
Руководитель должен быть эмоционально сдержанным человеком, которому присущи рассудительность, выдержанность, способность к сопереживанию.
Важно, чтобы руководитель имел “полный комплект” обычных человеческих качеств, неизменных в общении: доброжелательность, внимательность, вежливость, отсутствие раздражительности и т.д. “Имей бесконечное терпение”, назидает инструкция мастера американской корпорации “Дженерал моторс”.
В практике капиталистических фирм считается нормальным обращать внимание на честолюбие и “здоровый карьеризм”, так как по установленным стандартам человек, не стремящийся выдвинуться, не может работать с полной отдачей энергии. Так, на вопрос о критериях оценки кандидата на руководящий пост, существующих на фирме “Вестингаус”, ее вице-президент господин Эванс ответил: “Мы смотрим прежде всего на личные качества человека, которые, как мы считаем, позволяют ему внести вклад с помощью новых идей и умения эффективно доводить их до служащих в организации. Мы смотрим на аналитические способности, его честолюбие, умение хорошо говорить и писать..., способность доводить дело до конца”.
Но нельзя отрицать и того, что успех деятельности организации во многом зависит от способностей и воли руководителя. Правда, чрезмерное честолюбие может отрицательно сказаться на результатах работы коллектива и взаимоотношениях между руководителем и подчиненным.
Личные качества, выступающие как профессиональные навыки руководителя, поддаются тренировке и развитию. Следует лишь учитывать, что обучение руководителей заключается во многом не в заучивании теории, а в шлифовке личных качеств.
Руководитель – это прежде всего специалист высокого класса. Поэтому большое значение имеет анализ профессионально важных свойств личности.
С этими свойствами неразрывно связаны организаторские качества – специфические организаторские свойства, а также умение работать с людьми, готовность к выполнению приказов и распоряжений старших начальников и т.д.
Особо подчеркивается роль таких качеств управляющего, как реалистичность, схватывать все “на лету” и увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, руководить и организовывать работу коллектива, быть готовым самому выполнить работу и руководить ее выполнением, быть достаточно энергичным и напористым, решать управленческие задачи в рамках рабочего времени без всякого самопожертвования. “Не работайте до изнеможения, чтобы выглядеть настоящим руководителем, когда в действительности вы таковым еще не являетесь. Ваши подчиненные будут смеяться над вами, а ваши вышестоящие начальники будут жалеть вас, но ни то, ни другое не принесет вам никакой пользы”.
В общем виде к выраженным качествам руководителя можно отнести: развитый интеллект, эмоциональную зрелость, комплекс волевых качеств, принципиальность, самостоятельность, высокую политическую, моральную, правовую и профессиональную ответственность, распорядительность, личную организованность, чувство нового, быструю ориентацию в обстановке, личное обаяние, общее умение работать с людьми. Руководитель должен обладать следующими качествами: “Первое – знание своего дела. Второе – умение работать с людьми. Третье - личная ответственность и способность добиться ответственности от подчиненных”. Об умении работать с людьми: “С точки зрения директора – это значит быть авторитетным. Нужно добиться, чтобы подчиненные не сомневались в правильности твоего распоряжения и выполняли его с удовольствием. Подчиненный должен видеть, что руководитель – человек дела”.
Руководителю должны быть присущи и определенные педагогические качества: умение осуществлять трудовое воспитание и профессиональное обучение; организовывать общекультурное, эстетическое и физическое воспитание молодежи; четкое, логичное, образное изложение своих мыслей и т.д.
В последнее время появились разработки структуры собственно педагогических качеств. Выделяют три основные группы педагогических свойств: информативные, организаторские и воспитательные. Высококвалифицированные преподаватели-эксперты дали следующую иерархию моральных качеств педагога-руководителя: требовательность, справедливость, внимательность, непрерывный самоконтроль, педагогический такт, умеренный юмор.
Одновременно руководитель должен быть чутким психологом, “открывающим” в самом скромном работнике внутренние силы и способности, о которых он, может быть, и сам не подозревает, предостерегающим от ошибок, поддерживающим в минуту сомнений и неудач.
Важным фактором, обеспечивающим эффективность управления, является авторитетность. Авторитет основан на глубоком уважении к руководителю. Истинному авторитету чужды как голое администрирование, так и авторитет “панибратства” с элементами заискивания.
Гнев – это явление, встречающееся в жизни руководителя даже чаще, чем у большинства других людей. Обстоятельства, не подвластные контролю, часто заставляют руководителя сердиться. Однако от руководителя ожидают полного владения эмоциями и сохранения спокойствия в большей мере, чем от подчиненных, несмотря на то, что руководитель испытывает большее напряжение.
Злость просто нельзя отрицать, ею следует управлять. Тот, кто отказывается заниматься ею конструктивно, обнаружит ее последствия как в деятельности возглавляемого коллектива, так и на своем здоровье. Зная, как утихомирить собственный гнев, нужно уважительно обращаться к другими, а также научиться управлять своей злостью.
Чувства хозяйственного руководителя хорошо развиты, но находятся под контролем сознания. Руководителю в работе мешает чрезмерная эмоциональность, влияющая на ход принятия решений и его результаты. Эмоциональный руководитель склонен к импульсивным, поспешным, необоснованным действиям, иногда к грубости в общении с подчиненными. Излишняя эмоциональность отрицательно влияет и на интеллектуальную деятельность, и на взаимоотношения с коллективом.
С другой стороны, руководителю помогает эмоциональность. Чувства способствуют подъему физических и духовных сил и формированию увлеченности делом, без чего невозможен подлинный успех. Чувства помогают в налаживании нормальных взаимоотношений с подчиненными. Привлекать людей может лишь тот, кто способен радоваться и печалиться. В зарубежных руководствах по управлению говорится, что руководителю необходимо быть эмоционально зрелым, т.е. уметь контролировать свои чувств.
Деятельность руководителя требует самостоятельности суждения, решений и т.д. Творческий характер руководящей деятельности предполагает склонность к поискам оригинальных решений в соответствии с конкретной ситуацией. Кроме того, и во взаимоотношениях с подчиненными необходима самостоятельность, невнушаемость. Человек, подверженный влиянию других людей, теряет авторитет среди подчиненных.
Контрольные вопросы
1. Что такое личность, ее проявления в трудовом коллективе организации?
2. Раскройте направленность и особенности личности.
3. Опишите эмоциональный мир личности.
4. Проанализируйте характер и темперамент личности.
5. Раскройте процедуру подбора и расстановки кадров с учетом характера и темперамента работника.
6. Какие особенности присущи личности руководителя?