Принципы рецензирования
1. Собственное мнение рецензента должно быть тщательно обосновано, аргументация продумана и расположена логично.
2. Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента.
3. Отношения между рецензентом и автором – творческий диалог при равном положении сторон; большое внимание уделяется речевой культуре, этике взаимоотношений.
Примерный план рецензии
1. Библиографическое описание (автор, название источника, где и когда опубликован).
2. Актуальность и значимость тематики источника.
3. Краткая информация о содержании (тема, проблематика, основные вопросы, рассматриваемые автором, выводы и рекомендации автора).
4. Оценка литературного источника по параметрам, перечисленным в пунктах 1. и 2. (оценка может быть представлена отдельно после характеристики источника или производится по ходу рассмотрения источника).
5. Выводы и предложения рецензента.
План –
перечень основных вопросов исходного текста. Пункты плана только называют, озаглавливают части текста, но не раскрывают их содержания. План может быть
простым и сложным.
Краткий перечень вопросов исходного текста
детальный перечень вопросов исходного текста
При составлении плана целесообразно соблюдать следующий порядок действий:
1) чтение текста (полностью);
2) выделение смысловых частей текста;
3) выделение вопросов, доказательств, аргументов, примеров и т.п. внутри смысловой части (для сложного плана);
4) озаглавливание каждой части;
5) проверка.
Тезисы –
(от греч. Thesis «утверждение»)основные положения, выводы, приводимые в исходном тексте.
Каждый тезис – это обобщённый, чёткий ответ на вопрос, рассматриваемый в источнике, выражающий его основную суть.
Тезисы записываются в соответствии с логическим планом текста, либо в соответствии с логикой производимой работы. Записи делаются либо дословно (цитирование), либо формулируются своими словами.
При составлении тезисов целесообразно соблюдать следующий порядок действий:
1) чтение текста (полностью);
2) выделение смысловых частей текста;
3) составление плана текста;
4) составление тезисов в соответствии с пунктами плана:
каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не только называет, озаглавливает, часть текста, а в краткой, лаконичной форме передаёт основную мысль, основное положение этой части.
Цитата –
(лат. citatum < citare приводить, провозглашать) – дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.
Цитата точно воспроизводит часть текста или выступления оратора, всегда даётся со ссылкой на источник.
Авторы научных произведений прибегают к цитатам для подтверждения своей мысли, разъяснения или подтверждения того или иного положения; цитаты могут приводиться в начале изложения какой-либо теории, в этом случае они служат отправным пунктом рассуждения.
Конспект –
особый вид текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника (исходного текста).
Цель написания конспекта — выявление, систематизация и обобщение (с возможной критической оценкой) наиболее ценной (для конспектирующего) информации. Письменная фиксация этой информации в форме не предназначенного для публикации вторичного текста избавляет составителя К. от необходимости повторно обращаться к первоисточнику.
Конспект обладает признаками текста: тематическим, смысловым и структурным единством.
Тематическое и смысловое единство конспекта выражается в том, что все его элементы прямо или опосредованно связаны с темой высказывания, заданной первоисточником, и с установкой пишущего (зафиксировать индивидуально важную информацию с возможным последующим восстановлением ее).
В конспекте также выделяются структурно-смысловые части (в большинстве случаев даже оформленные графически), но выбор таких смысловых частей, как и их порядок, произволен. Связность не является обязательным признаком К., так как опущенные связи существуют в памяти пишущего, могут быть восстановлены при «развертывании» информации.
К. классифицируют:
— по объему (по степени сжатия): краткие, подробные (или развернутые) и смешанные.
Для краткого конспекта отбираются лишь самые важные положения, факты; в подробном конспекте фиксируются также доказательства выдвинутых положений, пояснения, иллюстративные материалы; смешанный конспект предполагает совмещение того или другого способа предъявления информации, но допускает изложение некоторых элементов первоисточника в виде пунктов плана, тезисов, схемы и т. п.;
— по количеству перерабатываемых источников:монографические (составленные по одному источнику) и сводные (или обзорные, составленные по нескольким источникам на одну тему);
— по степени эквивалентпости первоисточнику: интегральный и селективный.
Интегральный конспект передает все основные положения и важнейшие смысловые связи, т. е. всю смысловую сетку первоисточника.
Селективный конспект включает отдельные элементы первоисточника, представляющие новизну и значимость для составителя, но в совокупности не отражающие основных положений первоисточника. Селективный конспект носит индивидуальный характер, отражает конкретные потребности составителя в той или иной информации.
Конспект может быть составлен для личного пользования (для себя) и для других.
Конспектирование
1. Процесс мыслительной переработки и письменной фиксации читаемого или аудируемого текста, результатом которого является запись в форме конспекта.
2. Сложный и своеобразный вид речевой деятельности, сочетающий аудирование или чтение (рецептивные виды речевой деятельности) с письмом (продуктивным видом речевой деятельности).
В зависимости от способа предъявления информации выделяются: конспект печатного текста (конспект на основе чтения); конспект устной речи (конспект на основе слушания, т. е. аудирования).