Принципы рецензирования

1. Собственное мнение рецензента должно быть тщательно обосновано, аргументация продумана и расположена логично.

2. Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента.

3. Отношения между рецензентом и автором – творческий диалог при равном положении сторон; большое внимание уделяется речевой культуре, этике взаимоотношений.

Примерный план рецензии

1. Библиографическое описание (автор, название источника, где и когда опубликован).

2. Актуальность и значимость тематики источника.

3. Краткая информация о содержании (тема, проблематика, основные вопросы, рассматриваемые автором, выводы и рекомендации автора).

4. Оценка литературного источника по параметрам, перечисленным в пунктах 1. и 2. (оценка может быть представлена отдельно после характеристики источника или производится по ходу рассмотрения источника).

5. Выводы и предложения рецензента.

План –

Принципы рецензирования - student2.ru перечень основных вопросов исходного текста. Пункты плана только называют, озаглавливают части текста, но не раскрывают их содержания. План может быть

Принципы рецензирования - student2.ru Принципы рецензирования - student2.ru простым и сложным.

       
  Принципы рецензирования - student2.ru
    Принципы рецензирования - student2.ru
 

Краткий перечень вопросов исходного текста

детальный перечень вопросов исходного текста

При составлении плана целесообразно соблюдать следующий порядок действий:

1) чтение текста (полностью);

2) выделение смысловых частей текста;

3) выделение вопросов, доказательств, аргументов, примеров и т.п. внутри смысловой части (для сложного плана);

4) озаглавливание каждой части;

5) проверка.

Тезисы –

(от греч. Thesis «утверждение»)основные положения, выводы, приводимые в исходном тексте.

Каждый тезис – это обобщённый, чёткий ответ на вопрос, рассматриваемый в источнике, выражающий его основную суть.

Тезисы записываются в соответствии с логическим планом текста, либо в соответствии с логикой производимой работы. Записи делаются либо дословно (цитирование), либо формулируются своими словами.

При составлении тезисов целесообразно соблюдать следующий порядок действий:

1) чтение текста (полностью);

2) выделение смысловых частей текста;

3) составление плана текста;

4) составление тезисов в соответствии с пунктами плана:

каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не только называет, озаглавливает, часть текста, а в краткой, лаконичной форме передаёт основную мысль, основное положение этой части.

Цитата –

(лат. citatum < citare приводить, провозглашать) – дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.

Цитата точно воспроизводит часть текста или выступления оратора, всегда даётся со ссылкой на источник.

Авторы научных произведений прибегают к цитатам для подтверждения своей мысли, разъяснения или подтверждения того или иного положения; цитаты могут приводиться в начале изложения какой-либо теории, в этом случае они служат отправным пунктом рассуждения.

Конспект –

особый вид текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника (исходного текста).

Цель написания конспекта — выявление, систематизация и обобщение (с возможной критической оценкой) наиболее ценной (для конспектирующего) информации. Письменная фиксация этой информации в форме не предназначенного для публикации вторичного текста избавляет составителя К. от необходимости повторно обращаться к первоисточнику.

Конспект обладает признаками текста: тематическим, смысловым и структурным единством.

Тематическое и смысловое единство конспекта выражается в том, что все его элементы прямо или опосредованно связаны с темой высказывания, заданной первоисточником, и с установкой пишущего (зафиксировать индивидуально важную информацию с возможным последующим восстановлением ее).

В конспекте также выделяются структурно-смысловые части (в большинстве случаев даже оформленные графически), но выбор таких смысловых частей, как и их порядок, произволен. Связность не является обязательным признаком К., так как опущенные связи существуют в памяти пишущего, могут быть восстановлены при «развертывании» информации.

К. классифицируют:

— по объему (по степени сжатия): краткие, подробные (или развернутые) и смешанные.

Для краткого конспекта отбираются лишь самые важные положения, факты; в подробном конспекте фиксируются также доказательства выдвинутых положений, пояснения, иллюстративные материалы; смешанный конспект предполагает совмещение того или другого способа предъявления информации, но допускает изложение некоторых элементов первоисточника в виде пунктов плана, тезисов, схемы и т. п.;

— по количеству перерабатываемых источников:монографические (составленные по одному источнику) и сводные (или обзорные, составленные по нескольким источникам на одну тему);

— по степени эквивалентпости первоисточнику: интегральный и селективный.

Интегральный конспект передает все основные положения и важнейшие смысловые связи, т. е. всю смысловую сетку первоисточ­ника.

Селективный конспект включает отдельные элементы первоисточни­ка, представляющие новизну и значимость для составителя, но в совокупности не отражающие основных положений первоисточника. Селективный конспект носит индивидуальный характер, отражает конкретные потребности составителя в той или иной информации.

Конспект может быть составлен для личного пользования (для себя) и для других.

Конспектирование

1. Процесс мыслительной переработки и письменной фиксации читаемого или аудируемого текста, результатом которого является запись в форме конспекта.

2. Сложный и своеобразный вид речевой деятельности, сочетающий аудирование или чтение (рецептивные виды речевой дея­тельности) с письмом (продуктивным видом речевой деятельности).

В зависимости от способа предъявления информации выделяются: конспект печатного текста (конспект на основе чтения); конспект устной речи (конспект на основе слушания, т. е. аудирования).

Наши рекомендации