Требования к местности
Л.1 Общие положения
Л.1.1 РМГ следует размещать со стороны грунтовой части летного поля аэродрома и, как правило, со стороны, противоположной служебно-технической территории и рулежным дорожкам.
Л.1.2 Удаление РМГ от оси ВПП должно составлять 120–180 м в зависимости от ширины ВПП и наличия грунтовой полосы. Минимальное удаление РМГ в сторону от оси ВПП должно приниматься с учетом требований к ограничению высотных препятствий на летном поле.
Примечание— Высота антенны РМГ, расположенной на расстоянии от 120 до 150 м от оси ВПП, должна быть менее 25 м (категория I) или 17,5 м (категории II, III) относительно уровня порога ВПП. На больших расстояниях от оси ВПП допускается наличие более высоких антенн РМГ. При этом высота антенны над уровнем порога ВПП должна быть не более 0,1 УАНТ + 10 м (категория I) или 0,1 УАНТ + 2,5 м (категории II, III), где УАНТ — удаление РМГ от оси ВПП.
Л.1.3 При наличии в аэропорту грунтовой ВПП допускается размещение РМГ в пределах боковой полосы безопасности, при отсутствии грунтовой ВПП размещение РМГ в пределах боковой полосы безопасности не допускается.
Л.1.4 РМГ должен устанавливаться на таком расстоянии от порога ВПП, чтобы спрямленная часть средней линии глиссады проходила через опорную точку РМС (над порогом ВПП) на высоте, обеспечивающей безопасное управление воздушными судами. Место установки РМГ зависит от номинальной высоты опорной точки РМС, угла глиссады, установленного для данного аэропорта, рельефа местности, типа антенной системы и определяется для данного аэропорта отдельно.
Примечание— Высота опорной точки должна быть возможно ближе к оптимальной, равной 15 м с допуском +3 м.
Л.1.5 В исключительных случаях (примыкание к ВПП рулежных дорожек с двух сторон, наличие вне зоны А (рисунки Л.1 и Л.2) неустранимых местных предметов и т.п.) допускается наличие рулежных дорожек в зоне А, если предусмотрены дневная маркировка и световые указатели для маркировки критических зон РМГ в соответствии с “Требованиями к границам критических зон курсового и глиссадного радиомаяков и их маркированию”.
Л.1.6 Для РМГ должна быть предусмотрена площадка под УТЗ, место размещения которой определяется по типовому проекту на установку РМГ. От РМГ к площадке под УТЗ должны быть проложены кабели связи и электропитания.
Л.1.7 Местность в зонах перед РМГ должна быть свободной от любых сооружений и местных предметов, кроме огней светосигнального оборудования ВПП.
Л.1.8 При выполнении земляных работ сопряжение спланированной поверхности зон А и Бсрельефом примыкающих участков должно приниматься следующим:
а) в продольном направлении нисходящий уклон относительно зоны А не должен превышать 0,02, восходящий — 0,01;
б) в пределах концевой и боковой полос безопасности — по требованиям к уклонам и крутизне поверхности земли в соответствии с аэродромными нормами.
Л.1.9 При выборе места размещения РМГ категорированной РМС на аэродроме предварительно должна быть дана оценка пригодности местности перед РМГ до границ, видимых с высоты средней антенны участков поверхности, но не далее 18 км, для получения требуемых характеристик РМГ. Для оценки следует использовать классификацию типов рельефа местности, наиболее часто встречающихся на аэродроме перед РМГ, приведенную в таблице Л.1.
Рисунок Л.1 – Зоны участка РГМ
Q0 = Q ± a
Определение Q, a см. выражение (1)
Рисунок Л.2 – Определение границ зон А, Б, А¢ в продольном направлении
Л.1.10 Поверхности 1 и 2 типов не вызывают искажений характеристик РМГ. В этом случае параметры РМГ могут быть обеспечены и возможно проектирование установки РМГ с антенной “Решетка Л”. Для поверхностей 3 и 4 типов, как правило, получение требуемых характеристик РМГ с антенной “Решетка Л” затруднительно. В этом случае по решению предприятия-разработчика РМГ необходимо либо провести натурные испытания, либо выполнить прогностические расчеты по специальной методике и затем, с учетом данных прогнозов, проектировать установку РМГ соответствующей категории.
Л.1.11 В качестве исходной информации для расчетов следует использовать план местности по протяженности от РМГ на L = 3000 м для поверхностей 1 и 2 типов, а для поверхностей 3 и 4 типов L равно расстоянию от РМГ до границ видимых с высоты верхней антенны “Решетка Л” участков поверхности.
Таблица Л.1 — Классификация типов поверхности перед РМГ
Тип | Профиль вертикального сечения местности вдоль оси ВПП | Характеристика поверхности |
Поверхность перед РМГ не содержит значительных возвышений и понижений | ||
За относительно ровным участком перед РМГ следует понижение местности | ||
За относительно ровным участком перед РМГ следует повышение местности | ||
За относительно ровным участком перед РМГ расположен овраг с последующим повышением местности | ||
Л.2 Дополнительные требования к местности для установки РМГ РМС I категории
Л.2.1 Для вновь проектируемых аэродромов, с учетом перспективы перехода к РМС II и III категорий, местность под РМГ должна отвечать требованиям, которые предъявляются для установки РМГ по II и III категории.
Л.2.2 Для существующих аэродромов указанные в п. Л.2.1 требования к местности должны быть выполнены, если при этом нет необходимости реконструировать существующую ВПП и если уклоны ранее спланированной по аэродромным нормам летной полосы позволяют это выполнить без значительных (до 10 000 м3) земляных работ в зоне РМГ.
Л.2.3 Если выполнение этих требований на существующем аэродроме связано со значительными земляными работами (более 10 000 м3) или при этом необходимо реконструировать существующую ВПП, должны быть выполнены требования, изложенные ниже.
Л.2.4 Допускается сохранять в зонах перед РМГ существующий рельеф, спланированный по аэродромным нормам.
Л.2.5 Неровности рельефа в зонах А и Б должны быть не более ± 30 см. Высота травяного покрова и толщина снежного покрова (целинного и после уплотнения) не должна быть более 30 см.
Л.2.6 В зоне А в рабочем секторе антенны РМГ (45° в сторону ВПП и 30° в противоположную сторону относительно линии, проходящей через антенну РМГ параллельно оси ВПП) на протяжении до ближней приводной радиостанции все местные предметы должны быть ниже угла возвышения 1:50 (0,02).
Л.3 Дополнительные требования к местности для установки РМГ РМС II, III категорий
Л.3.1 Продольный угол местности в зоне А (см. рисунок Л.1) должен быть: нисходящий — не более 0,015, восходящий — не более 0,008; в зоне Б — с отклонением от величины угла, принятого для зоны А, в пределах ± 0,05 для нисходящего и ± 0,02 для восходящего уклона. Поперечный уклон в зонах А и Б должен находиться в пределах ± 0,025.
В зонах А и Б, за исключением примыкающих к ВПП участков шириной 40–50 м, должно быть обеспечено постоянство продольных уклонов. В зоне А¢ необходимо обеспечить постоянство поперечных уклонов.
Для определения границ зон А, А¢, Б — см. рисунки Л.1 и Л.2.
Л.3.2 Высота травяного покрова и толщина снежного покрова (целинного и после уплотнения) в зонах А, А¢, Б не должна превышать 20 см.
Неровности микрорельефа в зонах А, А¢ должны быть не более ± 20 см.
Л.3.3 Вне зоны А в рабочем секторе антенны (45 ° в сторону ВПП и 30 ° в противоположную сторону относительно линии, параллельной оси ВПП и проходящей через антенну РМГ) на протяжении до ближней приводной радиостанции все местные отражающие предметы должны быть ниже угла
b = (Q ± a)/3, (1)
где Q – угол глиссады, установленный для данного аэропорта в градусах;
a — средний продольный уклон спланированной поверхности в зоне А, в градусах.
При восходящем среднем продольном уклоне в зоне А значение a берется с отрицательным знаком, при нисходящем уклоне — с положительным.
Л.3.4 Вне зоны А должны быть выполнены требования, изложенные в п.п. Л.1.8 –Л.1.11.
Л.3.5 В целях уменьшения объемов земляных работ допускаются отступления от требований к условиям местности, если возможность этого подтверждена заключением предприятия-разработчика РМГ или, по согласованию с ним, другого предприятия, специалисты которого компетентны в данной области. При необходимости, заключение должно основываться на прогностических расчетах.