Уроки советской военной пропаганды накануне Великой Отечественной войны

Главная роль к концу 30-х годов отводилась печатному слову.

В связи с недостатками в организации пропаганды с применением печатных изданий были приняты меры по централизации руководства партийной пропаганды.

ЦК ВКПб постановил объединить отделы партийной пропаганды и агитации и отделы печатных издательств, создав тем самым единые отделы пропаганды и агитации.

Т.о. журналисты, работники печати под полным контролем и руководством партийных комитетов не могли высказывать свое несогласие линией партии в печатных изданиях.

Т.о. накануне войны управление печатью и литературой, как главным решающим оружием пропаганды было централизовано, что в конечном итоге послужило целям и задачам укрепившегося в стране в этот период тоталитарного режима. Главные установки советской пропаганды в предвоенный период определялись Сталиным, с привлечением таких специалистов, секретарей ЦК как Жданов и Щербаков.

Советская республика уже с самого начала своего существования столкнулась с проблемой защиты информации. Большевикам пришлось организовывать и в тяжелых условиях создавать централизованную систему защиты государственной тайны. Параллельно с этим, создавалась и система защиты политической информации. Все это входило в общую систему защиты информации в целом. Учитывая особенности государственного устройства РСФСР-СССР можно говорить о создании защиты партийно- государственной информации. Партийная (политическая) тайна в широком смысле, воспринималась руководством партии и партийным аппаратом как государственная тайна и наоборот. Через высшие органы ЦК, проходило и утверждалось все более или менее значимое, что было связано с защитой партийной и государственной тайны в масштабах всей страны. В ЦК и партийных комитетах на местах режимно - секретные функции выполняли секретные отделы ЦК и секретные подразделения (части, отделы) в аппаратах парткомов на местах.

Следует отметить, что в процессе функционирования партийного аппарата, работа по защите информации активизировалась в периоды обострения международной обстановки и внутриполитической борьбы. Так было, к примеру, было в 1926-1927 гг., а затем, и в 1930 - е годы, время непосредственно предшествующее Великой Отечественной войне.

В 1922 году постановлением Политбюро было принято решение о разделении партийного от советского и профсоюзного делопроизводства. Это обстоятельство способствовало созданию нормативных, регламентирующих актов по соблюдению конспирации и работе с секретными партийными документами. В партийных комитетах РКП (б) – ВКП (б) за 1918 - 1940 – е годы (до Великой Отечественной войны), было разработано и введено в действие более двадцати документов по соблюдению и обеспечению режима секретности в целом и регламентирующих работу с секретными партийными документами, в частности. Наиболее ранний нормативный документ, регламентирующий работу с документами высших партийных органов «Порядок хранения секретных постановлений ЦК РКП (б)» был принят постановлением Оргбюро ЦК 30 ноября 1922 года.

В 1928 году появилась инструкция, регламентирующая, в общем, почти всю деятельность партийных органов на местах по защите информации. Наряду с другими документами это была реальная правовая и нормативная база по обеспечению секретности и работе с секретными документами. Наряду с регламентирующими функциями, эти документы давали и легитимное, в рамках функционирующей партийно – государственной системы, правовое обеспечение, в том числе и санкций за их нарушение. Следует отметить, что принятые в конце 1920-х годов секретные партийные инструкции действовали вплоть до Великой Отечественной войны, а государственные - до принятия постановления СНК СССР от 2 января 1940 года.

Во втором параграфе рассматриваются организационные формы защиты информации в партийных органах и документальное обеспечение данной работы.

Организация секретного делопроизводства, за рассматриваемый период, являлось основным и важнейшим организационным мероприятием РКП (б) – ВКП (б) по защите информации в партийных органах, так как именно организационные формы в данный исторический период были определяющими и преобладали над техническими средствами защиты информации. Это было, прежде всего, связано с низким уровнем развития специальной техники, когда человеческий фактор и организационные методы защиты информации были основными. Другим средством защиты информации в партийных органах в данный период являлась организация закрытых (секретных) заседаний высших органов партии. Документальным обеспечением и оформлением секретных вопросов партии являлись «закрытые письма» и «особые папки». Они имелись во всех партийных комитетах, начиная с парторганов на местах и кончая Политбюро ЦК. Содержащаяся информация, и само существование «закрытых писем» и «особой папки», строго засекречивалось.

Система хранения секретных документов партии складывалась и развивалась вместе с системой партийных архивов в целом. Секретные архивы были в Политбюро, Оргбюро, Секретариате ЦК и непосредственно в Секретном отделе - Бюро Секретариата – Особом секторе. Там откладывались документы секретного делопроизводства, материалы заседаний, протоколы Политбюро, Оргбюро, Секретариата ЦК и др. С 1929 года закрепилось ведомственное закрытое хранение партийных документов, а по постановлению Оргбюро от 2 декабря 1939 года все партийные архивы передавались в ведение местных партийных комитетов и становились частью партийного аппарата.

В третьем параграфеосвещенаистория создания, структура и кадровое обеспечение секретных подразделений ЦК, т. е. подразделений осуществляющих защиту информации.

В 1918 – 1920 гг. все мероприятия в области защиты информации проводились в рамках государственного строительства и проводились по государственной линии. В то же время в аппарате ЦК существовали секретные подразделения: с 1919 г. Специальный отдел Секретариата; 1920 - 1921 гг. Секретный (конспиративный) отдел. В 1921 - 1926 гг. функционировало Бюро Секретариата, в 1926 - 1934 гг. - вновь образовавшийся Секретный отдел. В 1934 году на базе Секретного отдела создается Особый сектор ЦК ВКП (б). До образования в сентябре 1921 года Бюро Секретариата на правах отдела, данные подразделения входили в состав Управления делами ЦК. В партийных комитетах на местах имелись секретные отделы или секретные части, а в парткомах, где количество секретных документов было невелико, работа возлагалась на отдельного, специально для этого выделенного, доверенного.

Основной костяк сотрудников секретных подразделений ЦК составляли помощники Секретарей ЦК. На протяжении всего времени существования данных подразделений один из помощников Генерального секретаря, т. е. И. В. Сталина, становился руководителем подразделения и подчинялся лично ему. Сотрудники данных подразделений, в обязательном порядке, были членами партии. Кроме того, в Секретном отделе ЦК имелись «ответственные сотрудники», работа которых по нагрузке приравнивалась к массовой партийной работе, что вело за собой повышенную ответственность и заработную плату, наличие определенных льгот и улучшенное бытовое обслуживание. Все перемещения сотрудников секретных подразделений по службе проходили утверждение на заседаниях Политбюро, Оргбюро, Секретариата, т. е. на самом высоком партийном уровне. Заведующий Секретным отделом (Бюро Секретариата) утверждался Политбюро; заместители и другие ответственные сотрудники - Оргбюро, Секретариатом ЦК.

В основные обязанности секретных органов парткомов входил весь комплекс работ, связанный с защитой информации, проведением режимно – секретных мероприятий. В начале своей деятельности секретные подразделения самостоятельной роли в формировании системы защиты информации не играли, но постепенно их роль и значение как специального органа по защите информации увеличивалась. Если изначально на них было возложена только техническая организация секретного делопроизводства ЦК, то затем все больше секретные подразделения выступали инициаторами постановлений высших органов партии по организации защиты информации: они готовили проекты распорядительных документов, разрабатывали организационно – нормативные акты (инструкции, циркуляры, правила, положения и т.д.), проводили проверки, а также готовили документы, уточняющие и разъясняющие политику ЦК по защите информации.

Наши рекомендации