Правила обращения с фонограммами и звукозаписывающей аппаратурой
1. На идентификационное исследование представляется оригинал фонограммы (не копия), а также магнитофон (диктофон), на котором осуществлялась звукозапись, а не равнозначный аппарат.
2. Прослушивание должно быть ограничено до минимума и по возможности осуществляться на магнитофоне, на котором была произведена запись.
Для решения тринадцатого и четырнадцатого вопросов может потребоваться комплексная экспертиза, к участию в которой привлекаются сведущие люди иных специальностей, в частности для исследования особенностей местного говора - лингвист, этнограф.
3. Магнитные фонограммы нельзя хранить в металлических сейфах или вблизи массивных металлических предметов, а также приборов, создающих магнитное поле.
4. Разорванную или поврежденную магнитную ленту не реставрировать.
5. С направляемой на исследование аппаратурой не производить какие-либо манипуляции (ремонт, регулирование, звукозапись или воспроизведение и т. д.).
6. Фонограммы и аппаратуру беречь от пыли и влаги. Магнитные ленты хранить в полиэтиленовых пакетах и картонных коробках, оберегая от воздействия тепла.
Фототехническая экспертизаПримерный перечень вопросов
1. Изготовлен данный снимок с помощью малоформатной или крупноформатной фотокамеры?
2. Не является ли снимок (негатив или позитив) результатом применения фотоаппарата, представленного для исследования?
3. Каков тип объектива, примененного для изготовления снимка (с нормальным углом изображения, широкоугольный или телескопический)?
Для решения этого вопроса эксперту по возможности сообщаются сведения о модели или типе фотокамеры, примененной при съемке.
4. Напечатан ли данный снимок с представленного негатива?
5. При печати данных снимков применялась одна или несколько кадрирующих рамок?
6. Не применялось ли при печати данное техническое средство (кад-рирующая рамка, кассета, увеличитель, глянцеватель, резак)?
7. Посредством какого фотографического метода получен фотоснимок (обычная фотография, электрофотография, диффузионное обращение и т. д.)?
8. Не изготовлен ли снимок путем монтажа и если да, то из скольких и каких именно частей он составлен?
9. Фотоснимок является оригиналом или фотокопией снимка?
10. Подвергался ли снимок (негатив или позитив) ретуши и если да, то какие детали ретушировались?
Эксперту может быть дано задание восстановить первоначальное изображение, имевшееся до ретуширования.
11. Подвергался ли снимок тонированию или он раскрашен краской?
12. Каковы размеры таких-то изображений на снимке предметов (или расстояния между ними)?
При необходимости исследования измерительного снимка, изготовленного с глубинным, квадратным или иным масштабом, эксперту сообщаются данные о размерах масштаба и цена одного деления. Если требуется исследовать обычный снимок, необходимо по возможности сообщить эксперту следующие данные: марку фотоаппарата и объектива, высоту установки фотоаппарата при съемке (расстояние между полом и центром объектива), угол наклона фотоаппарата, способ печати снимка (контактный, проекционный), увеличение при проекционной печати, размеры каких-либо предметов, изображенных на снимке. Наряду с отпечатком желательно представить и негатив.
13. Каков тип светочувствительного материала, использованного при изготовлении данного фотоснимка?
В благоприятных случаях может быть установлен тип светочувствительного материала, характеризуемый в том или ином отношении (светочувствительность, спектральная чувствительность, контрастность, разрешающая способность).
14. Однородны ли данные светочувствительные материалы (или использованные для изготовления данных фотоснимков) и если да, то по признакам какой группы возможно меньшего объема?
15. Подвергался ли снимок ретушированию и если да, то какая ретушь была осуществлена - негативная или позитивная?
Задание, данное эксперту, может касаться также восстановления выцветшего фотоизображения.
Контрольные вопросы
1. Какое место занимает криминалистическая экспертиза в системе работы с доказательствами в практике расследования преступлений?
2. Является ли криминалистическая экспертиза отраслью криминалистической техники и разделом науки криминалистики?
3. Классификационная криминалистическая экспертиза и решаемые ею задачи.
4. Идентификационная экспертиза и ее основные задачи.
5. Диагностическая экспертиза и решаемые при этом задачи.
6. Объекты криминалистической экспертизы, виды экспертиз в зависимости от специфики объектов исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверьянова Т. В., Белкин Р. С, Корухов Ю. Г., Российская Е. Р. Криминалистика / Под ред. Р. С. Белкина. - М., 2000.
2. Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. - М, 2001.
3. Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. - М., 2000.
4. Волынский А. Ф., Российская Е. Р. Криминалистическая регистрация.-М., 1992.
5. Жбанков В. А. Получение образцов для сравнительного исследования. -М, 1992.
6. Зинин А. М, Кирсанова Л. 3. Криминалистическая фотопортретная экспертиза. - М., 1991.
7. Зинин А. М. Применение субъективных портретов. - М, 1996.
8. Ищенко Е. П. Криминалистика. Краткий курс. - М., 2003.
9. Ищенко Е. П., Ищенко П. П., Зотчев В.А. Криминалистическая фотография и видеозапись. - М, 1999.
10. Комаринец Б. М. Судебно-баллистическая экспертиза. Вып. 1. -М., 1974.
11. Криминалистика / Под ред. Н. П. Яблокова. - М., 2000.
12. Крылов И. Ф. Криминалистическое учение о следах. - Л., 1976. П.Ложкевич А. А. Подготовка и назначение фоноскопической экспертизы. - М., 1981.
14. Подшибякин А. С. Холодное оружие. Криминалистическое учение.-М., 1997.
15. Российская Е. Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе: Практическое пособие. - М, 1996.
16. Руководство для следователей / Под ред. Н. А. Селиванова и В. А. Снеткова. - М, 1997.
17. Сосенушкина М. Н. Основы технико-криминалистической экспертизы документов. - М, 1996.
18. Справочник следователя. Практическая криминалистика: Подготовка и назначение судебных экспертиз. Вып. 3. - М., 1992.
19. Судебно-почерковедческая экспертиза: Общая часть. - М, ВНИИСЭ, 1989.
20. Чулков И. А., Латышов И. В. Материальная часть стрелкового огнестрельного оружия. Криминалистические аспекты. - Волгоград, 1999.