Объектно-ориентированное программирование
В середине 80-х годов в программировании возникло новое направление, основанное на понятии объекта. До того времени основные ограничения на возможность создания больших систем накладывала разобщенность в программе данных и методов их обработки.
Реальные объекты окружающего мира обладают тремя базовыми характеристиками: они имеют набор свойств, способны разными методами изменять эти свойства и реагировать на события, возникающие как в окружающем мире, так и внутри самого объекта. Именно в таком виде в языках программирования и реализовано понятие объекта как совокупности свойств (структур данных, характерных для этого объекта), методов их обработки (подпрограмм изменения свойств) и событий, на которые данный объект может реагировать и которые приводят, как правило, к изменению свойств объекта.
Появление возможности создания объектов в программах качественно повлияло на производительность труда программистов. Максимальный объем приложений, которые стали доступны для создания группой программистов из 10 человек, за несколько лет увеличился до миллионов строк кода, при этом одновременно удалось добиться высокой надежности программ и, что немаловажно, повторно использовать ранее созданные объекты в других задачах.
Объекты могут иметь идентичную структуру и отличаться только значениями свойств. 'В таких случаях в программе создается новый тип, основанный на единой структуре объекта. Он называется классом, а каждый конкретный объект, имеющий структуру этого класса, называется экземпляром класса.
Объектно-ориентированный язык программирования характеризуется тремя основными свойствами:
1. Инкапсуляция— объединение данных с методами в одном классе;
2. Наследование— возможность создания на основе имеющегося класса новые классы с наследованием всех его свойств и методов и добавлением собственных;
3. Полиморфизм— присвоение действию одного имени, котороё затем совместно используется вниз и вверх по иерархии объектов, причем каждый объект иерархии выполняет это действие способом, подходящим именно ему.
Классификация языков программирования
Задачи искусственного интеллекта | Lisp, Prolog, Multilisp, Commonlisp, Рефал, Planner, QA4, FRL, KRL, QLisp |
Параллельные вычисления | Fun, Apl, Alfl, PARAlfl, ML, SML, PPL/1, Hope, Miranda, Occam, PFOR, Glypnir, Actus, параллельный Cobol, ОВС-ЛЯПИС, ОВС-Мнемокод, ОВС-Алгол, ОВС-Фортран, PA(1), PA(G) |
Задачи вычислительной математики и физики | Occam, PFOR, Glypnir, Actus,параллельный Cobol, ОВС-ЛЯПИС, ОВС-Мнемокод, ОВС-Алгол, ОВС-Фортран, PA(1), PA(G) |
Разработка интерфейса | Forth, c, C++, Ассемблер, Макроассемблер, Simula-67, OAK, Smalltalk, Java, РПГ |
Разработка программ-оболочек, разработка систем | Forth, c, C++, Ассемблер, Макроассемблер, Simula-67, OAK, Smalltalk, Java, РПГ |
Задачи вычислительного характера | Algol, Fortran, Cobol, Ada, PL/1, Фокал, Basic, Pascal |
Оформление документов, обработка больших текстовых файлов, организация виртуальных трехмерных интерфейсов в Интернете, разработка баз данных | HTML, Perl, Tcl/Tk, VRML, SQL, PL/SCL, Informix 4GL, Natural, DDL, DSDL, SEQUEL, QBE, ISBL</TD< tr> |
Контрольные вопросы:
1. Что такое язык программирования?
2. Какие языки программирования относят к машиннозависимым и машиннонезависимым?
3. Что понимают под программированием?
4. Назовите разновидности программирования?
5. Что такое язык программирования?
6. Для чего используются трансляторы?
7. В чем отличие компилятора от интерпретатора?
8. Какие виды программирования выделяют?
Раздел: ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Тема: ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР MS WORD
MS Word – мощная универсальная программа подготовки текстовых документов.
Основными приемами в текстовом редакторе является:
· Редактирование – набор (ввод) текста. Операции с текстом: удаление, вставка, поиск, замена, копирование и перемещение.
· Форматирование – преобразование внешнего вида текста и его расположения на странице: выбирается шрифт, его размер, начертание и цвет символов, устанавливается расположение текста на странице (выравнивание слева, справа, по центру, по ширине), отступы, расстояние между строк и т.д.
Операции форматирования предшествует операция выделения требуемой части (фрагмента) документа.
Приемы выделения.
1. Текстовый блок – перемещение указателя мыши от начала выделенного фрагмента к его концу при нажатой левой кнопке мыши;
2. Слово – двойной щелчок левой кнопкой мыши по слову;
3. Абзац – тройной щелчок по любому месту абзаца или двойной щелчок в левом поле страницы напротив абзаца;
4. предложение – щелчок по любому слову предложения при нажатой клавише Ctrl;
5. Строка – щелчок в левом поле страницы напротив строки;
6. Весь документ – тройной щелчок в левом поле на любой странице.
Основные функции процессора выражены в главном меню:
«Файл» «Правка» «Вид» «Вставка» «Формат» «Сервис» «Таблица» «Окна» «Справка» (для версии MS Word 2003).
В MS Word 2007 для каждой группы команд (заменили текстовое меню), существует особая панель с кнопками – лента. Чтобы открыть ленту, нужно щелкнуть по одной из закладок вверху экрана:
Главная:
Вставка:
Разметка:
Ссылки:
Рассылки:
Рецензирование:
Вид:
Надстройки:
Кнопка «Office»
Рассмотрим основные понятия, которые необходимы при работе с текстовыми редакторами.
Символ – наименьший элемент, с которым оперирует текстовый редактор (буквы, цифры, знаки пунктуации и т.д.).
Слово – набор символов, ограниченный с двух сторон пробелами (пустыми пространствами) или знаками препинания (точками, запятыми и т.д.).
Строка – набор слов или символов, расположенных в одну линию (без переносов).
Предложение – набор символов и слов, ограниченный с двух сторон знаками препинания (точками, восклицательными или вопросительными знаками, многоточием).
Абзац – участок текста между двумя нажатиями клавиши Enter (ввод, перевод строки).
Страница – часть текста, ограниченная линиями разделения страниц.
Поля – области страницы, где не может размещаться текст.
Отступы – расстояния от границ левого и правого полей до текста.
Красная строка – первая строка абзаца, имеющая отступ вправо.
Атрибут текста – параметр, который может быть изменен (размер символов, шрифт, цвет, величина отступа и т.д.).
Стиль – группа подобранных пользователем атрибутов текста, обозначенных уникальным именем и хранящихся совместно.
Колонтитул – стандартный текст, выводимый в верхней (или нижней) части каждой страницы документа.
Документ – набор символов, слов, предложений или страниц, логически связанных между собой и образующих завершенную (законченную) лексическую (языковую, текстовую) конструкцию.
Текст – набор символов, слов, предложений, являющийся частью документа.
Фрагмент – непрерывная часть документа.
Блок – выделенный фрагмент текста.
Форматирование – процедура придания тексту документа желаемой формы.
Шрифт – комплект букв (символов), воспроизводящий какой-либо алфавит. По внешнему виду делят на 2 группы: с засечками и без засечек (рубленые). Моноширинные – все символы имеют одинаковую ширину; пропорциональные – ширина каждого символа разная.
Тип шрифта (гарнитура) – определят особенности написания целого набора символов.
Начертание – один из четырех стилей изображения символов.
Кегль – расстояние между верхним и нижним выносными элементами.
Пункт – единица измерения высоты шрифта.
Интерлиньяж – расстояние между базовыми линиями соседних строк. Измеряется в пунктах и складывается из кегля шрифта и расстояний между строками.
Апрош – межбуквенный пробел.
Трекинг – регулировка плотности набора символов, сдвигает и раздвигает все буквы на одну и ту же величину.
Кернинг – ручная регулировка расстояний между буквами.