Занятие 3. Падежные изменения
В отличие от Квэнья и большинства известных нам языков, в Синдарин напрочь отсутствуют падежные окончания. Падеж слова выражается его положением в предложении или же происходящей с ним мутации. Это обусловлено спецификой развития языка, ведь, насколько позволяют судить скудные сведения, в архаичном Эльдарин падежные окончания присутствуют и в почти неизмененной форме они перешли в Квэнья.
Всего в Сером наречии существует четыре основных падежа. Именительный, Родительный, Дательный и Винительный. Остальные два падежа, присутствующие в русском языке, часто становятся помехой при переводах русских текстов на Синдарин, но о возможностях создания подобных конструкций мы с вами поговорим попозже.
Родительный падеж или генетивная конструкция в Синдарин выражаются стандартным порядком слов – обстоятельство следует сразу за подлежащим. Родительный падеж легко определить по артиклю “e(n)”.
Пример:
Aras en aran – Олень короля.
Aras aran Arnor – Олень короля Арнора.
Как видно на втором примере, существительные в родительном падеже могут следовать друг за другом, не подвергаясь никаким изменениям.
Винительный падеж или прямое дополнение в Синдарин может выражаться порядком слов, при котором дополнение следует сразу за глаголом-сказуемым, предлогом () или родительным падежом.
Пример:
Cenon aer – я вижу море.
Другим, важнейшим, фактором определения винительного падежа является происходящая со словом мягкая мутация. Сейчас мы не будем подробно ее рассматривать и объяснять правила её возникновения, просто покажем на примере винительного падежа, как она иногда появляется.
Пример:
Padon na daur – Я иду (направляюсь) в лес.
Пока вы не ознакомились с правилами мягкой мутации, выделенное черным d ни о чём вам не говорит, так что до поры придется повременить с мгновенными переводами на Синдарин и дождаться четвертого урока.
Дательный падеж или косвенное прямое дополнение в Синдарин обычно выражается местом в предложении. Дательный падеж всегдаследует за винительным. Если винительного падежа нет, он занимает его место.
Пример:
Annon chammad vellon – Я даю одежду другу. «Друг» стоит в дательном падеже, так как следует сразу за «одеждой», стоящей в винительном.
Иногда дательный падеж можно определить по указателю “an”, который играет для него ту же роль, что и известный уже вам “en” для родительного.
Пример:
Padon an-vellon on– Я иду к своему другу.
Занятие 4. Личные местоимения.
В своих работах Д.Р.Р. Толкин употребил очень малое количество местоимений, и точные их формы зачастую нам неизвестны. Здесь мы приведем несколько примеров личных местоимений. Точные формы будут указаны жирным шрифтом, а сомнительные или рукотворные – курсивным. Большая часть местоимений вообще реконструирована усилиями Х. Февскангера, и в основном на его работы мы и будем ссылаться.
«Я» | Im,mi (N) | «Мы» | Im`ren (N) |
«Ты» | Ce,cer (O) | «Вы» | Ce,cer (O) |
«Вы (уваж.)» | Le, ler(O) | «Вы (уваж.)» | Le, ler(O) |
«Он» | E, So (N) ,Er (O) | «Они» | Sy |
«Она» | E, Se (N), El (O) | «Они» | Si |
«Оно» | Sa (N), Eis (O) | «Они» | Sai |
Пробежав глазами таблицу, вы можете убедиться, что курсивного шрифта там намного больше, нежели жирного. Так уж получилось, что картина личных местоимений представлена в несколько тусклом свете. Следует отметить, что форма Sai применима к смешанным группам, состоящим из мужчин и женщин, а формы Sy и Si относятся к чисто мужским и чисто женским соответственно.
Об использовании личных местоимений с глаголами мы поговорим в следующей главе, так как зачастую местоимение в предложении опускается и заменяется отглагольным окончанием.
Упражнение №2. Переведите генетивные конструкции на Синдарин по следующим примерам:
Меч воина.
Плащ человека.
Одежда друга.
Лес оленей.
Море эльфов.
Король людей.
Лес волков.
Артикль –en устанавливайте по своему личному усмотрению. Отошлите выполненное задание учителю, в случае необходимости выполните работу над ошибками.
Примечание: не забывайте изменять по числам слова во фразах, если это необходимо!
Домашнее задание: 1) В упражнении №1 измените существительные по числам, соблюдая все указанные в уроке правила. 2) Возьмите несколько существительных на ваше усмотрение и постройте из них собственные генетивные конструкции, с использованием и без использования артикля ”en”. 3) Выучите наизусть таблицу личных местоимений.
Подсказка: чтобы не запутаться и не сделать для себя ложных выводов относительно падежной грамматики Синдарин, мы просим вас до четвертого урока не пытаться использовать дополнения в Дательном и Винительном падежах.
Лесический материал.
Солнце – Anor
Дерево – Golodh
Плащ (накидка) - esgal
Река, поток – Sir
Орк – orch
Остров – Tol
Пламя – Lach
Подруга – Meldis
Друг – Mellon
Подсолнух – Elanor
Пол, основание – Talaph
Лес – Taur
Одежда – Hammad
Море – Aer
Король – Aran
Олень – Aras
Эльф – Edhel
Птица – Aew
Волк – Draug