С помощью других судов и средств
- разворотом или буксировкой (способ рывка) другими судами;
- устройством канала и размыва грунта;
- с помощью судоподъемных средств.
В процессе проведения спасательной операции, как правило, применяют несколько способов сразу.
После обследования положения судна, севшего на мель, капитан должен решить вопрос о том, как он будет снимать судно: собственными силами или с помощью извне.
Ряд обстоятельств будет влиять на успех спасательных работ, а следовательно, и на решение капитана. К ним относятся:
- гидрометеорологическая обстановка;
- характер района аварии;
- осадка судна до и после аварии и потерянное водоизмещение;
- наличие повреждения корпуса, винтов и руля и возможность их исправления;
- вес воды, влившейся в отсеки судна, и возможность удаления ее судовыми средствами;
- нагрузка судна, возможность выбрасывания за борт сухих грузов и откачки жидких;
- возможность дифферентования и кренования;
- остойчивость до посадки на мель, на мели и после снятия с мели;
- место и время посадки на мель;
- скорость, дифферент и курс судна при посадке на мель.
Рассмотрим ряд основных факторов, оказывающих влияние на выбор способа снятия судна с мели.
2. Перевозка грузов с малым удельным погрузочным объемом: размещение; крепление; контроль прочности корпуса; критерий ускорения и порядок его расчета.
3. Общие правила плавания в водах России: сигналы военных кораблей.
Билет № ____
1. Краткая характеристика узкостей, мелководья и каналов. Влияние мелководья на движение судна. Критическая скорость. Расчет безопасной скорости движения судна на мелководье.
К основным отличительным особенностям поведения судна на мелководье можно отнести:
- ухудшение управляемости;
- увеличение тормозного пути;
- дополнительное проседание с изменением посадки;
- гидродинамическое взаимодействие судов;
- падение скорости.
Еще более сложным управление судном становится при плавании на мелководье с ограниченной акваторией (проливы, каналы), где на поведение судна влияют как берега, так и другие суда. Незнание или пренебрежение особенностями поведения судна в узкости и на мелководье нередко приводит к аварии.
С точки зрения управления судном понятие узкости определяется соотношением между маневренными характеристиками судна (с учетом линейных размеров самого судна) и шириной водного пространства, в пределах которого судно может безопасно следовать при существующих средствах навигационного обеспечения.
С точки зрения ширины акватории делят на открытые, закрытые акватории и каналы.
Открытые акватории делят на глубокие, мелкие и углубленные морские пути. Открытой и глубокой акваторией называется такая акватория, на которой дно и берега не оказывают влияния на маневренные качества судна. Ширина открытой акватории определяется диаметром циркуляции. В морской мировой практике принимается, что для выполнения самостоятельной циркуляции на акватории, где нет ветра и течения, необходимы размеры акватории b>kL,
где b — ширина акватории, м;
L — длина судна, м;
к — коэффициент запаса, равный 8.
Эта зависимость действительна для всех судов, так как коэффициент к, равный 8, является наибольшим коэффициентом из используемых для определения нормального диаметра циркуляции. Величина параметра ширины акватории соответствует минимальному диаметру тактической циркуляции.
Мелководье – водное пространство либо фарватер, глубина которого оказывает влияние на сопротивление воды движению судна и изменяет тем самым условия плавания судна по сравнению с плаванием его на глубине.
Судоходный канал — искусственно проложенный водный путь, оснащенный современными средствами навигационного оборудования, обеспечивающими безопасность плавания судов. Плавание по каналам сочетает условия узкости и мелководья.
Основными элементами судоходного канала являются глубина, навигационная ширина и площадь поперечного сечения.
Сопротивление воды движению судна складывается из трех составляющих:
- сопротивления трения;
- сопротивления формы;
- волнового сопротивления.
Сопротивление трения зависит от площади смоченной поверхности корпуса и его шероховатости. Сопротивление формы зависит от обводов корпуса. Волновое сопротивление связано по своей природе с образованием судовых волн, возникающих при взаимодействии корпуса с окружающей его водой.
Судовые волны состоят из двух систем волн: у форштевня развивается носовая, у ахтерштевня — кормовая система волн. Каждая из них состоит из расходящихся и поперечных волнэ
Расходящиеся волны имеют короткий фронт и располагаются уступом. Кормовые расходящиеся волны меньше носовых и на глубокой воде едва заметны. Поперечные волны располагаются фронтом поперек судна и не выходят за пределы расходящихся волн. Их высота убывает от носа к корме. Носовая волна начинается гребнем, расположенным сразу за форштевнем. Первая кормовая волна всегда начинается впадиной, захватывающей кормовую оконечность. Поэтому в носовой части судна давление будет больше, чем в кормовой (рис. 5.5). За счет разницы этих давлений и образуется волновое сопротивление. С выходом судна на мелководье и уменьшением запаса воды под килем изменяется система образования судовых волн, что сказывается на ходовых качествах судов, их осадке и управляемости. При этом быстро начинает возрастать волновое сопротивление. Объясняется это тем, что когда отношение глубины Н к длине волны λмало, скорость распространения волн с небольшой амплитудой имеет предел V — критическую скорость. Судовые волны как раз и относятся к этой категории волн. Скорость их распространения не может превышать критической:
VK = √gH ,
где g — ускорение свободного падения.
Рис. 5.5. Распределение давления воды вдоль корпуса судна
При малых значениях скорости судна характер роста волнового сопротивления на глубокой воде и на мелководье примерно одинаков. При дальнейшем увеличении скорости (Vс ≥ 10 узлов) характер волнообразования начинает изменяться. Эти изменения проявляются на глубинах менее 50 метров.
По мере увеличения скорости судна угол растворения расходящихся волн начинает увеличиваться, а поперечные волны растут по высоте и длине. При достижении критической скорости поперечные волны сливаются с расходящимися и под углом 90° к диаметральной плоскости образуется одиночная волна. Судно как бы толкает массы воды по ходу своего следования, сопротивление воды движению резко возрастает, скорость уменьшается на 20 − 30 %. Этот процесс протекает тем интенсивнее, чем меньше глубина, что объясняется увеличением сопротивления трения из-за уменьшения расстояния между корпусом судна и грунтом.
Мощная поперечная волна, образующаяся при достижении судном скорости, близкой к критической, не подчиняется теории волн относительно малой амплитуды, и скорость ее дальнейшего движения уже не зависит от скорости судна. Эта волна (спутная волна) может самостоятельно перемещаться на очень большие расстояния со скоростью, при которой она образовалась.
2.Работа ледокола при проводке судов во льдах. Формирование каравана. Управление судном, следующем в караване. Буксировка судов во льдах ледоколами.