Основные сведения по работе с MS Windows
Введение
Предлагаемый сборник лабораторных работ по дисциплине Информатика ориентирован на изучение основных приемов работы с текстовым редактором Microsoft Word (далее – Word). Важность данной темы определяется тем, что эти навыки являются основой для работы в течение всего периода обучения. Предполагается, что обучающиеся уже знакомы в понятиями, используемыми в системе Microsoft Windows и умеют с ней работать.
Сборник ориентирован на Word 97[1]. Word 2000 и Word XP работают по тем же принципам, отличаясь незначительными деталями.
В сборник включены подробные объяснения тех моментов, которые вызывают наибольшие трудности. Указаны типичные причины ошибок.
Если какой-то вопрос остался неясным, то выполнение последующих работ может оказаться невозможным!
Следует подчеркнуть, что данное пособие не может заменить собой учебник или курс лекций, так как здесь рассматриваются только практические вопросы.
Самое главное, что необходимо помнить, приступая к изучению нового программного продукта: его пытались сделать для удобства пользователей.
Практически любое действие можно выполнить в Word несколькими различными способами. В данном пособии рассматриваются способы, достаточно быстро дающие желаемый результат, и не очень чувствительные к ошибкам пользователя. Для более глубокого изучения рассмотренных вопросов рекомендуется пользоваться справочной системой Word или любой популярной книгой по описанным программным средствам.
Следует помнить, что на данном (т. н. персональном) компьютере работает много студентов из других групп. Поэтому будьте внимательны к размещению Ваших файлов и не изменяйте настройки программ без необходимости.
***
Результаты работы настоятельно рекомендуется сохранять на личных носителях. Требуется выполнение следующих общих правил.
Перед началом каждого занятия все носители следует проверять антивирусной программой.
¨ Никогда не открывайте файл, находящийся на носителе. Перед открытием копируйте его на жесткий диск.
¨ В конце занятий обязательно сохраняйте на носителе созданные Вами файлы.
¨ Для сохранения файлов на дискете рекомендуется применять архивацию файлов.
¨ На дискете и на диске должно храниться не менее двух резервных копий рабочего файла.
Потеря файлов на жестком диске, их повреждение на дискете, порча файлов вирусами не являются оправданиями отсутствия или ненадлежащего оформления лабораторной работы, курсовой работы или курсового проекта.
***
В данном пособии используются следующие обозначения.
Меню à Файл à Открыть означает, что следует выбрать в меню опцию (пункт) Файл, в раскрывшемся подменю – опцию Открыть. Такое же обозначение используется и в случае, если на определенном шаге необходимо нажать кнопку в открывшемся окне или выбрать нужную страницу многостраничного окна. Например: Пуск à Настройка à Панель задач à Настройка меню à Дополнительно.
Полезные дополнительные сведения приводятся петитом.
Основные сведения по работе с MS Windows
Главное средство обеспечения удобного пользования компьютером – единство понятий и приемов работы со всеми программными средствами: узнаваемый внешний вид средств управления, общие принципы управления объектами. Текстовый редактор Word, будучи одним из многочисленных приложений операционной системы Microsoft Windows, построен именно таким образом.
Напомним эти основные принципы и понятия.
1. При работе с компьютером используется понятие текущий объект[2]. Когда Вы видите Рабочий стол, один из значков на нем выделен цветом. Когда открыто меню, один его пункт также выделен. Если Вы работаете с текстом, то место, в которое вносятся изменения, отмечается мигающим курсором. Если видны папки диска, то значок одной из них изображает открытую папку. Если на экране несколько окон, то одно из них расположено сверху и отличается цветом от других. Все это значит, что в любой момент времени Вы где-то находитесь, работаете с каким-то объектом. Этот объект и называется текущим.
2. Щелкнув по некоторому объекту или области экрана правой кнопкой мыши, Вы увидите контекстное меню со списком основных действий, которые можно сделать с этим объектом или в этом месте. Например, щелчок правой кнопкой по папке выведет меню с пунктами переименовать, удалить и т.д. Щелчок по окну содержимого папки в том месте, где нет файлов, выведет меню с пунктами создать, вставить и т.д.
3. Перемещение и копирование предварительно выделенных объектов выполняются с помощью буфера обмена. Это виртуальная[3] область, где может временно храниться один объект или один набор объектов любого размера: символ, слово, абзац, текст, рисунок, набор выделенных файлов, полное содержимое жесткого диска.
Стандартные действия с буфером обмена:
¨ копировать – стереть старое содержимое буфера и запомнить копию выделенного объекта (объектов);
¨ вырезать – переместить выделенное в буфер;
¨ вставить – переместить содержимое буфера в выделенное место.
Эти действия можно выполнить с помощью контекстного меню[4].
Поскольку буфером обмена пользуются достаточно часто, полезно запомнить сочетание т.н. горячих клавиш для выполнения действий с ним. В Windows и приложениях MS Office кроме Word используются сочетания клавиш CTRL+X[5] для вырезания, CTRL+C для копирования, CTRL+V для вставки. Горячие клавиши для Word иные. Чтобы настроить Word по общему стандарту,
¨ выберите в Word меню à Вид à Панели инструментов à Настройка… à Клавиатура… ;
¨ выберите категорию Правка, команду EditCopy (копировать);
¨ щелкните мышкой в текстовое окно Новое сочетание клавиш;
¨ введите с клавиатуры CTRL+C;
¨ нажмите кнопку Назначить;
¨ выберите команды EditCut (вырезать) и EditPaste (вставить) и назначьте для них сочетания клавиш CTRL+X и CTRL+V соответственно.
4. Для работы с файлами и папками используется программа Проводник, вызываемая через Пуск à Программы à Проводник[6].
5. Для выделения нескольких объектов в Проводнике и других программах можно выделить первый из них, а затем
¨ нажать клавишу Shift и щелкнуть по последнему объекту (выделяются все объекты между первым и последним) или
¨ нажать клавишу Ctrl и щелкать по каждому из нужных объектов (выделяются только указанные объекты в любом порядке).
6. Удаление объектов производится путем их выделения и нажатия клавиши Delete. Можно также выбрать в контекстном меню опцию Удалить. Удаленные файлы помещаются в Корзину[7].
***
Выключение компьютера после занятий не требуется. Вы должны закрыть все свои программы, оставив на экране пустой Рабочий стол. Если же возникнет необходимость выключения или перезагрузки, лучше позвать преподавателя.