Модель информационной кампании
Моделирование информационной кампании |
Как уже говорилось, информационные кампании всегда привязаны к конкретным целям, политическим проектам и процессам. Самые распространенные их разновидности — те, что освещают электоральные процессы, выборы. Все они сходны не только по своему строению («раскрутке» кандидатов, проведению массированных рекламных акций и т.д.), но нередко и по исполнителям (одним и тем же пиар-структурам, проводящим выборы). Однако и за рамками электоральных про-
цессов в информационных кампаниях можно обнаружить нечто общее, структурирующее усилия всех политических акторов.
Например, Ф. Джефкинкс выделяет следующую универсальную структуру информационной кампании. В качестве ее наиболее важных элементов он называет оценку ситуации, определение целей, определение публики, отбор каналов массовой коммуникации, выбор техник воздействия, планирование бюджета, оценку результатов.
Однако, на наш взгляд, можно предложить и более развернутую структуру информационной кампании, позволяющую точнее описать ее особенности и раскрыть логику пошагового продвижения к реализации целей. При этом следует подчеркнуть, что параметры любой информационной кампании должны основываться на неких общих принципах.Именно они не только создают требования к выявлению минимально необходимых задач, которые могут привести к успеху, но и обеспечивают внутреннюю согласованность действий.
В частности, для любой кампании имеет значение, что достижение ее целей ограничено во времени и предполагает распоряжение определенными ресурсами.В силу этого разработка согласованных действий может опираться только на имеющиеся ресурсы. Это же ограничивает претензии коммуникатора, стирает противоречие между желаемыми и реальными результатами его политического поведения. Более того, поскольку население может быть индифферентным к замыслам коммуникатора, планируя кампанию, следует обязательно учитывать возможности и коммуникационный потенциал общественности,его состояние и иные параметры. При осуществлении кампании необходимо использовать не только публичную, но и корпоративную и даже межличностную коммуникацию, т.е. все те ресурсы, которыми они обладают. Это же относится к возможностям каналов информирования (в том числе и техническим).
Основные этапы развертывания информационной кампании |
Существует несколько моделей информационных кампаний. Ряд специалистов предлагает трехступенчатую модель. На первом этапе происходит «вброс» информации через
одну из малотиражных, но влиятельных газет, которую впоследствии используют для заранее заданной оценки аналитики и ньюсмейкеры. Затем эту тему «цементирует» телевидение в еженедельных аналитических передачах. Третий этап предполагает отражение контратаки противника.
Есть возможность выделить и более детальную схему информационных кампаний. На ее первом этапе (который американские ученые Дж. Трент и Р. Фриденберг называют «предполитической» фазой) решаются аналитические задачи,направленные на заблаговременное определение целей и основных средств ее проведения. Эти задачи предполагают уточнение сроков, ресурсной обеспеченности кампании, а главное — прогнозную оценку наиболее вероятных последствий успешных и неуспешных действий. По сути здесь сочетаются весьма разнородные задачи планирования кампании: формирование бюджета, определение основных средств воздействия, выбор целевой аудитории, каналов и создание конкретных сообщений (будущих речей политиков, сюжетов информационных вестей, определение необходимой частоты упоминаний тематики кампаний в прессе и на ТВ и т.д.).
Наряду с принципиальными вопросами здесь решаются и чисто тактическиеи даже техническиезадачи. Это позволяет оценить потенциал информационно-политического влияния инициатора кампании, выработать критерии успешной для него коммуникации, дать прогноз относительно степени сочетания насыщения информационного пространства и порога восприятия населением распространяемых сведений. Планируемые на этом этапе малоинтенсивные действия на информационном рынке рассчитаны на длительный период воздействия на публику, а высокоинтенсивные — на более короткий.
Второй этап — организационный.Помимо решения собственно управленческих задач, переходящих с первого этапа, здесь предполагаются определение основных медиаресурсов и координация их деятельности. Точнее говоря, речь идет о решении двух задач: налаживании отношений со СМИ, обладающими существенным или ключевым влиянием на аудиторию на данной территории, а также о взаимосвязанности и системности их вещания, придании деятельности прессы, радио, телевидения и других средств массовой информации единой целевой направленности. Так что если, к примеру, кампании федерального масштаба не удается согласовать деятельность основных ТВ-каналов или же какой-то сегмент СМИ выпадает из общего русла, следует либо продолжать решение задач этого типа, либо сделать паузу и отложить начало кампании.
Третий этап — «раскрутка».Здесь в качестве главной задачи выступает подготовка общественного мнения для позитивного восприятия целей кампании. Общественное мнение должно быть ознакомлено с ее тематикой и предварительно расположено к восприятию тех оценок, которые необходимы коммуникатору. Для
осуществления подобных целей необходимо время, и поэтому — конечно, с учетом масштаба кампании — регулируются сроки решения этих задач. Как показывает опыт, оптимальный срок «раскрутки» базовой тематики информационной кампании — от одного месяца до полугода, а иногда и больше. В течение этого срока в публичный дискурс постепенно вводятся исходные сообщения, которые насыщают общественное сознание соответствующими взглядами и оценками, формируя интерес публики в нужном направлении. Одним словом, общественному мнению делается своеобразная прививка. Она используется как для постепенного «перелома» общественных настроений, «подмены повестки дня», так и «удушения» нежелательной тематики. Организуя публикации на смежные темы, внешне не связанные с основным сюжетом кампании, но тем не менее направляющие чувства и эмоции общества в нужное русло, организаторы кампании закладывают «динамитные шашки», способные «сдетонировать» в нужное время.
Распространяя эту информацию и противоречивые оценки, организаторы кампании «раскачивают» общественное мнение, определяя его пороговые значения или фиксируя его пределы (т.е. те оценки, которые совместимы с прошлым опытом, согласуются с нынешним состоянием и могут быть адекватно восприняты людьми). Такое минимальное информационное давление, не превышающее порог, за которым информационное воздействие перестает оказывать влияние на сознание граждан, позволяет трансформировать позицию общественности.
Весьма значимы в данном случае возможность «очеловечивания» вводимых политических целей, их сочетание с повседневными сюжетами, с тематикой межличностных коммуникаций. Французский аналитик Ж. Сегела считает, что для человека с его заботами и нуждами характерны определенные приоритеты в оценке политических целей. Люди, по его мнению, предпочитают голосовать не за партию, а за отдельного человека; за идею, а не идеологию; за будущее, а не за прошлое; за социальный, а не за политический образ; за человека-легенду, а не посредственность; за судьбу, а не за обыденность; за победителя, а не за неудачника; за ценности подлинные, а не мнимые2.
Содержанием четвертого этапа становится атака, или фаза активных действий на информационном рынке. Здесь главная задача состоит в получении решающего информационного преимущества перед оппонентом. Обычно этот этап начинается с использования понятного для общественности информационного повода, позволяющего ввести ключевые сообщения, точно и однозначно фиксирующие смысл политической коллизии и расставляющие
основные акценты в споре оппонентов. Как правило, такие акции начинаются внезапно, с расчетом на опережение действий соперника. Для введения ключевых сообщений нередко используются скандалы, публикация компрометирующих сведений или другие формы подачи эксклюзивной информации, способные обратить на себя внимание широкой общественности и даже переломить ее настроения.
Весьма показательная ситуация сложилась на российском медиарынке во второй половине 1990-х годов. Власти и конкуренты активно боролись с телеканалом НТВ, занимавшим критическую позицию по многим вопросам политики правящего режима и имевшим высокий и устойчивый авторитет в общественном мнении. Канал неоднократно обвиняли в отсутствии патриотичности, распространении антироссийских настроений, связях с мафией, а нередко и прямых преступлениях (будто журналисты брали деньги от чеченских боевиков за свои репортажи). В ряду подобного рода нападок нашла свое место и известная история с освещением истории захвата и освобождения заложников в московском концертном зале на Дубровке. В кампанию включились высшие представители власти, даже президент весьма резко критиковал информационные службы канала за показ в прямом эфире действий спецслужб до начала операции захвата. В результате последовала отставка генерального менеджера НТВ. Впоследствии же, по информации журналистов ТВС, выяснилось, что НТВ не мог в означенное время вести прямую передачу в силу того, что его антенны были установлены на расстоянии, не позволявшем проводить такую съемку с места событий, а во время штурма и непосредственно перед штурмом их камеры вообще не работали. Есть подозрения, что эта акция была спровоцирована конкурентами НТВ, смонтировавшими такую кассету, а глава государства получил неверную информацию. Однако такая операция позволила сменить руководство на телеканале федерального значения и скомпрометировать НТВ в глазах общественности.
На четвертом этапе очень важно четко выделять и расставлять основные смысловые акценты. Так, после событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке правительство США, вынужденное начать информационную кампанию по снижению последствий этого чудовищного теракта и позиционированию своих новых целей во внутренней и мировой политике, точно и однозначно дало понять населению, что предполагаемая борьба будет вестись против террористов, но не против мусульман.
Распространяемые на этом этапе сообщения формируются с учетом дополнительных задач. Например, требуется постоянно вести корректировку планов на основе мониторинга событий, нивелировать эффективность критики начавшихся действий противником, «уничтожать» информационные центры оппонентов и при этом добиваться нарастания эмоциональной напряженности общественной дискуссии. Это довольно непростая ситуация, поскольку противник должен предстать в глазах общественности ответственным за многие недостатки. Понятно, что атакующая сторона не стесняется в средствах и зачастую ее действия направлены не только на опровержение основных аргументов оппонентов, но и против конкретных журналистов противника, на их компрометацию. Как отмечал Ф. Гоулд, эффективны только те кампании, которые строятся на злобных нападках, возбуждении страхов и эмоций3.
Параллельно создается позитивный фон дискуссии, с тем чтобы втянуть в нее пассивные слои населения, сформировать у них благожелательное отношение к обсуждаемой проблеме. Это происходит за счет разрастания основного сюжета, т.е. задействования смежных тем, которые способны усилить нужное восприятие проблемы. Такая поисковая деятельность не только связана с реализацией заранее заготовленных ходов, но и носит вполне креативный характер, предполагая творческое решение возникающих по ходу действия проблем.
Например, некоторые зарубежные государства до сих пор проводят кампании в защиту чеченских сепаратистов. Наряду с действиями тех сил, которые искренне заинтересованы в мирном и политическом разрешении этого конфликта, «креативность» их информационных усилий направлена на нагнетание напряженности, разжигание недоверия между сторонами, непрерывное распространение сомнений в целесообразности любых действий российских властей и даже в легитимности таких акций, как конституционный референдум. И надо признать, что подобные передержки, намеренное упрощение событий и драматическая расстановка акцентов (на фоне множества ошибок и неоперативности ответных реакций российских властей) существенно затрудняют и без того непростые отношения в этом крайне сложном сегменте российской политики.
Весьма своеобразные задачи решаются организаторами кампании на пятом этапе — этапе прикрытия,когда предпринимаются шаги, направленные на то, чтобы на поверхность общественной дискуссии не вышла подлинная причина кампании. Важно скрыть и персональную заинтересованность организаторов кампании в
достижении необходимых им целей. Этот круг задач обусловлен тем, что любые комплексные проблемы обладают рядом аспектов, в освещении которых не заинтересованы инициаторы кампании, а также тем, что политические акции в той или иной мере манипулятивны. Поэтому при организации массовой коммуникации лучше оперировать более безопасной аргументацией. В противном случае это может повернуть острие кампании против зачинщиков операции.
На шестом этапе решаются задачи, предшествующие окончаниюкампании. Здесь организаторы кампании должны определить, завершать ли начатые действия с ранее принятым планом; продолжать ли их в связи с изменившимися обстоятельствами или же использовать уже решенные задачи для «раскрутки» новой информационной кампании. От ответов на эти вопросы зависят как длительность, так и характер дальнейших информационных усилий, а также использование дополнительных ресурсов. История дала массу примеров всех трех вариантов действий. Например, освещение второй чеченской кампании было использовано властями для электоральной кампании В. Путина, и борьба против чеченских сепаратистов стала составной частью «раскрутки» будущего Президента России.
Седьмой — заключительныйэтап. Здесь решается проблема поиска наиболее благоприятных для инициаторов кампании форм выхода из сложившейся информационной ситуации. Как свидетельствует опыт, нередко наибольшие дивиденды от прошедшей дискуссии получает тот, кто раньше соперника сделает выводы, устраивающие общественное мнение, и тем самым де-факто объявит себя победителем. Помимо решения этой основной стратегической задачи на данном этапе анализируется ход состоявшейся полемики, формулируются выводы и обобщения, способные повлиять на течение будущих информационных сражений.
Технологические параметры информационных кампаний |
В соответствии с задачами информационной кампании на каждом ее этапе применяются различные способы организации дискурса. Все они направлены на повышение эмоциональной напряженности коммуникационных связей. Такой чувственно-эмоциональный фон способствует привлечению внимания общества к обсуждаемым проблемам и ведет к поляризации формирующихся оценок и суждений. С этой целью широко используются драматическое упрощение событий, нагнетание страхов, распространение «черно-белых» оценок и порочащих конкурентов слухов (в том числе любых вымыслов), но при этом офи-
J
циально сохраняется нейтральная позиция. К подобным приемам относятся также «слив» компромата, распространение дезинформации, нагнетание страхов, инициирование потрясающих общественное мнение скандалов, использование технологии «перевода стрелок» (что позволяет снять ответственность с себя и возложить ее на оппонента).
Весьма распространенным и типичным приемом являются различного рода провокации.С его помощью организаторы либо получают новую информацию от оппонента, либо вызвают его неподготовленные действия, либо направляют развитие событий в нужное им русло.
Одним из тактических приемов «перетягивания» общественности на свою сторону и создания негативного имиджа противника является так называемая дьяволизация врага. Этот прием предполагает такое изначальное позиционирование оппонента, которое отрицает саму возможность оценивать его деяния в привычных морально-этических рамках. При этом нередко используются уже устоявшиеся отрицательные образы, знаковые политические фигуры, обладающие негативным имиджем. Так, использование в борьбе с С. Милошевичем образа «Гитлера XX века» невольно переводило его в разряд людей, несущих ответственность за былые преступления фюрера.
Примером успешной информационной кампании, проведенной российской властью, была чеченская ситуация в октябре 1999 г. Тогда грамотно использовались технологические приемы освещения событий, предпринимались контрмеры против государств, стремившихся дискредитировать Россию и ее первых лиц. В частности, властями точно и избирательно использовалась определенная цензура сообщений с театра военных действий; аккредитация предоставлялась по преимуществу лояльным журналистам; велась постоянная координация действий региональных властей и министерств и ведомств, участвовавших в освещении событий. Эти действия дополнялись определенным ограничением передвижений представителей ПАСЕ, Красного Креста и их общения с местным населением. Одновременно нейтрализовались действия различных агентов влияния от Чечни за границей. Кроме того, практиковались утечки информации о зверствах боевиков, об их контактах с представителями ПАСЕ. За счет такого рода действий российским властям удалось добиться определенной позитивной консолидации общества в чеченской проблеме, поддержки общественностью военной операции, а заодно нейтрализовать ин-
формационные атаки Запада. Принимая во внимание совпадение по времени этой информационной («антитеррористической») кампании в Чечне со сроками избирательной кампании президента, можно сказать и то, что она послужила важным условием роста рейтинга В. Путина. Люди в большинстве своем стали склоняться к тому, что с этим конфликтом надо покончить раз и навсегда. В то же время политические конкуренты Путина внутри страны были поставлены в сложное положение, поскольку в условиях такой массовой поддержки они не могли критиковать его за проводимую в Чечне политику.
Конечно, использование различного рода агрессивных технологий имеет неизбежные ограничения. Например, когда общественное мнение перенасыщено компрометирующими сведениями, они утрачивают свою критическую функцию и рассматриваются людьми уже не как обличающая, а как развлекательная информация. Так что жесткие технологии, атакующие и разрушающие имидж противника, всегда дополняются и менее наступательными приемами.
К таким менее радикальным методикам относятся создание вызывающего сострадание людей образа «гонимого властью» политика или же использование мнений «независимых экспертов» для усиления нужных позиций. Весьма эффективен прием встраивания проблематики информационной кампании в структуру местных дискуссий. Связь обсуждаемой тематики с локальными настроениями дает возможность опереться на корпоративно-поселенческую солидарность, местную мифологию, культурные стандарты и настроения людей. Не случайно в ряде мест инициаторы информационных кампаний для решения собственных проблем прибегают даже к таким экзотическим приемам, как приглашение шаманов или астрологов, пользующихся уважением местной публики. Например, в середине 1990-х годов в сельских районах страны в ходе избирательных кампаний обращались к помощи экстрасенсов, которые «рубили энергетические хвосты» конкурентам, «заговаривали» электорат и совершали иные позитивно воспринимаемые местной публикой деяния.
Ряд отечественных специалистов, и в частности Г. Почепцов, указывает на «правила» применения технологий в рамках информационных войн и кампаний, в том числе на необходимость точных вербальных обозначенийзаявляемой тематики, которые должны служить смысловым ориентиром для населения в разворачивающемся дискурсе. Например, российские власти при характеристике своих действий в Чечне делают упор не на военной составляющей (что как бы отрицает наличие там «войн»), а на «антитеррористическом» ха-
рактере данной «операции», призванной продемонстрировать временный и законный характер предпринимаемых там мер.
Столь же принципиальное значение имеет построение обращенной к общественности аргументации,предполагающей нужную интерпретацию тех или иных фактов. Другими словами, общественная реакция должна вызываться определенными образами, закрепляющими нужное толкование, интерпретацию факта, а не само событие. К примеру, демонстрируя кадры, свидетельствующие о применении биологического оружия, разрушении зданий, можно говорить о преступлениях террористов «Аль-Каиды». Такая стилистика будет связывать видеоряд с образом этой организации, создавая необходимую реакцию населения. Подспорьем для такого типа освещения событий служит и корректировкаодних сообщений другими сведениями, создающими нужный, поддерживающий фон восприятия фактов. Например, информируя о жертвах мирного населения в Ираке или Афганистане, некоторые обозреватели и комментаторы постоянно напоминали о том, что в США 11 сентября 2001 г. в результате террористического акта погибло более 5 тыс. человек.
Типология информационныхМногообразие политических отно-
кампанийшений, систем и процессов прида-
ет информационным кампаниям
весьма разнообразный вид и характер. Поэтому их типология достаточно сложна. Например, с точки зрения целевого характера информационных действий они могут быть дифференцированы на внутриполитическиеи внешнеполитические.Последние в свою очередь также классифицируются на глобальные, межрегиональныеи национальные.(Вспомним в связи с этим кампанию с условным названием «2000», когда десятки заинтересованных производителей электронной техники развернули массированную атаку на мировое сообщество, предупреждая о потенциальной угрозе глобального сбоя компьютеров при наступлении третьего тысячелетия.)
Наряду с этим внутриполитические кампании могут быть представлены как совокупность федеральных, региональных, местных и локальныхдействий на информационном поле.
Информационные кампании подразделяются на те, которые ориентированы на получение прибыли, ите, которые проводят без расчета на прибыль.Кампании первого типа осуществляются, когда политические декларации служат инструментом перераспределения собственности. Кампании второго типа ориентированы на снижение популярности противника, разрушение его авторитета, «раскрутку» кандидата и т.д.
По темпам проведения кампании подразделяются на массированные, средней (пониженной), нарастающейи нисходящей интенсивности.В этом ряду находятся и кампании, характеризующиеся залповымхарактером, демонстрирующие мгновенный выброс информационной энергии за короткое время. Нередко встречается и пульсирующийтип, предполагающий некое повторение сюжетных тем, фаз и других параметров кампании.
Весьма распространена типология по предметной области информационных кампаний. Здесь принято выделять имиджевую, мобилизующую, стабилизирующую (дестабилизирующую)(политические порядки в стране, регионе, мире), провоцирующую(формы поведения, активности, реакции) и другие кампании.
Критерии эффективности информационных кампаний |
Серьезным теоретическим и практическим вопросом является определение эффективности информационных кампаний. Для такого рода оценки продуктивности действий в информационной сфере используют целый ряд критериев ипоказателей.
Эффективность информационной кампании может определяться мерой совпадения ее целей с состоянием общественного мнения.Этот показатель демонстрирует, насколько успешна установленная с общественностью коммуникация. Применяют и другие критерии. Например, ряд специалистов указывает на эффективность информационного воздействия в связи с уровнем запоминаниясообщений — основных сюжетов, оценок, выводов и прочих представлений. (Для эффективных кампаний это означает не менее половины целевой аудитории.) Чтобы определить этот показатель, проводят тестирование различных сегментов аудитории (охваченных и неохваченных информационным воздействием) и таким образом выделяют тех, кто ознакомлен с сообщением, запомнил его частично или запомнил суть прошедшей дискуссии.
Еще один критерий эффективности — сохранение последовательности запланированных действийв информационной сфере. Иными словами, при том что результаты дискуссии не всегда предопределяют однозначность выработки общественностью тех или иных оценок, для того чтобы не проиграть и достигнуть как минимум положительных результатов кампании, все планируемые действия следует осуществлять в строгой последовательности. Такой подход важен, поскольку заказчики информационных кампаний, пытаясь сэкономить средства или параллельно решить еще ряд задач, не всегда прислушиваются к мнению специалистов и нарушают спланированный ход кампании. В результате нарушается це-
лостность мероприятий или ставится под удар вся кампания. Так что решающее слово в определении целей и задач кампании должно оставаться за специалистами. Тогда и заказчикам удастся представить общественности свои цели, устоять перед атаками противника и решить основные задачи, сохранив и упрочив при этом свои позиции в информационном пространстве.
§ 3. Информационные войны
Информационная война: сущность и отличительные особенности |
Наиболее распространенный тип информационных кампаний — информационные войны. Данное понятие стало применяться для характеристики политических коммуникаций лишь с середины 80-х годов прошлого столетия, хотя принципы ведения такого рода информационных кампаний были известны давно. Еще в древности китайцы устами Сунь-Цзы, предлагая методы активного противостояния врагу, говорили о необходимости «разлагать все хорошее, что имеется в стане противника», «разжигать внутренние ссоры», «мешать всеми средствами» его целенаправленной деятельности.
В настоящее время информационные войны понимаются трояко. Прежде всего данный способ информационного взаимодействия трактуется как совокупность политико-правовых, социально-экономических или аналогичных действий, которые направлены на захват информационного пространства,вытеснение противника из информационной сферы, разрушение его коммуникаций, лишение средств передачи сообщений, а также иные подобные цели. Ряд специалистов, и в частности С. П. Расторгуев, считают, что информационные войны представляют собой одновременно скрытые и открытые информационные взаимодействия социальных систем (акторов), которые преследуют цель получения определенных преимуществ, обеспечения своего выигрыша в материальной сфере4. По их мнению, в этом взаимодействии сторонами постоянно используется информационное оружие, которое направлено на запуск программ самоуничтожения оппонирующей информационной системы. Кампании такого типа представляют собой форму борьбы за информационные ресурсы, способ обеспечения позиционных преимуществ в важнейшей сфере общественной жизни.
Информационная война понимается и как наиболее острая форма конфронтациив информационном пространстве. В данном
случае упор делается на характер противостояния оппонентов. И здесь первостепенное значение приобретают такие свойства информационного взаимодействия, как бескомпромиссность, высокая интенсивность спора, а также краткосрочность острого соперничества. Для обозначения агрессивности сторон в этом дискурсе используется понятие «информационное оружие».
Подобная трактовка этого понятия существенно расширяет круг участвующих в информационном противостоянии акторов. Предполагается, что в информационных войнах одновременно задействованы не только две противоборствующие стороны, но и все те, кто так или иначе присутствует в это время в политическом пространстве, т.е. все участники политических коммуникаций: общественность, лица, принимающие решение, медиабюрократия и т.д. При такой трактовке информационных войн к ним нередко относят любые формы идейного противостояния различных доктрин, религий и даже направлений искусства. Идейные противоречия, различия в позициях, а порой и элементарные пристрастия приравниваются к формам информационного противостояния. Например, в уже упоминавшейся книге А. Грешневикова формы авангардистского искусства и ценности экуменизма рассматриваются как орудия «разрушения национальных традиций», «пропаганды чуждых государству ценностей», средств ведения информационной войны против российского народа5.
Информационная война трактуется также как форма обеспечения или ведения военно-силовых действий.Это понятие тесно связано с концепцией развертывания «медиасил специального назначения», формируемых и действующих по модели «спецназа». Однако эти силы вооружены медийным оружием — цифровыми камерами, спутниковыми передатчиками и другими аналогичными средствами, которые используются для решения сугубо военных задач.
Несмотря на различные толкования понятия «информационная война», совершенно очевидно, что основной признак этого типа кампаний — острое, агрессивное взаимодействие противоборствующих сторон в информационной сфере, которое негативно отражается на состоянии политических коммуникаций общества в целом. Применение таких кампаний политическими акторами связано с нарастанием рисков, чреватыми быстрым изменением статусов и позиций в отношениях власти. Из-за высокой интенсивности спора информационные войны плохо поддаются управлению и сознательному регулированию и потому выступают как обоюдоострое оружие для противоборствующих сторон. Достижение целей подобными способами усиливает политическую конфронтацию, снижает воз-
17-4386
можности распространения консенсусной культуры, подрывает стабильность в обществе.
Информационная война означает использование информации как основного средства осуществления враждебных действий и нанесения ущерба противнику. Она символизирует такой тип мышления (и действий), который предполагает враждебные по отношению к противнику действия на основе особого «размещения ценностей» и использования «информационных ресурсов». Причем этот тип информационных действий реализуется различными способами. К ним относятся нарушения, повреждения либо модификации информационных ресурсов и «знаний» людей о самих себе и об окружающем их мире; меры воздействия на общественное мнение и мнение элиты; нанесение ущерба противоположной стороне дипломатическими мерами; пропагандистские, психологические и подрывные акции в области культуры и политики; дезинформация; внедрение в местные медиаканалы своих сторонников для подрывных акций; проникновение в компьютерные сети и базы данных, техническое содействие и информационная поддержка диссидентских и оппозиционных движений и т.д. Таким образом, при проектировании стратегий информационной войны комбинируются различные информационные мероприятия.
Формы информационных войн зависят от характера участвующих сторон. Это может быть более традиционный конфликт между государствами или группами государств в духе «холодной войны» либо конфликт между государством и негосударственными акторами (например, война с терроризмом, наркоторговлей, распространением оружия массового поражения); война против политики конкретных государств в вопросах защиты прав человека, охраны окружающей среды либо свободы слова и вероисповедания и т.д.
Принципы ведения информационных войн |
Понятно, что если острое взаимодействие сторон и агрессивный характер информационных обменов является константой ведения такого типа кампаний, то их организация непременно опирается на ряд столь же устойчивых и непреходящих по своему значению принципов. Эти принципы придают целостность информационным войнам как особому типу построения политических коммуникаций, служат критериями их спецификации, или демаркации, т.е. отличия войн от других типов организации информационных кампаний.
В некоторых странах принципы ведения информационных войн не только концептуализированы, но и институализиро-ваны. Например, в США с 1992 г. действует официально при-
нятая «Информационная доктрина», в которой излагаются требования к информационному обеспечению военных действий. С 1995 г. в армии США принят Устав ведения информационных войн, а в 1998 г. — «Доктрина проведения информационных операций», где определяется порядок осуществления такого рода акций. В частности там сказано, что правительство США ведет свои «действия в интересах национальной стратегии», а осуществляются они «путем влияния на информацию и информационные системы противника при надежной защите собственной информации и информационных систем». С 1999 г. в развитии положений данной Доктрины в структуре вооруженных сил США появился Центр ведения кибернетических войн. В настоящее время на обеспечение его деятельности и такого вида операций в целом расходуется не менее 20% военного бюджета.
К принципам ведения информационных войн можно отнести стремление политических акторов к непрерывному расширению информационного пространства, находящемуся под их контролем.Их
реальная тактика расширения своих информационных возможностей предполагает действия в обход существующих в обществе моральных, правовых, административных и прочих социальных ограничений,которые препятствуют выполнению этой задачи. Политические силы, прибегающие к технологиям информационных войн, практически не соблюдают принятые в обществе нормы, каждый раз демонстрируют инновации, ломающие привычные стандарты публичного общения. Однако они, как правило, перекладывают ответственность за это на оппонента либо объясняют необходимость подобных действий экстраординарными обстоятельствами.