А теперь коротко об этике 14 страница
Начало европейского Просвещения связано с идеями английских деистов и философов конца XVII столетия.
91. Журналистика в XVII - XVIII вв. в Западной Европе и Америке. Появление ежедневной газеты.
Годом рождения европейской газетной периодики считается 1609 год, а местом ее появления стала Германия. Первая газета была напечатана в Страсбурге, в ней были новости из Кельна, Рима, Венеции, Вены и Праги. Редактором этого еженедельника стал Иоганн Каролюс.
Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия, место издания и фамилия издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности, а от даты поступления информации. Новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с не совсем достоверными сенсациями.
Начиная с 1609 года периодические еженедельные печатные издания стали быстро распространяться по всей Европе. К 1630 году еженедельные газеты появились уже в 30 городах Европы. Это было обусловлено возросшим уровнем типографского дела, ростом городов и увеличением спроса на различную информацию со стороны городского населения, основным потребителем данного типа печатной продукции. Однако процесс появления первых газет в стране сдерживался строгими цензурными порядками, регулировавшими появление печатной продукции. Повсеместное введение института предварительной цензуры, появившейся почти сразу после изобретения книгопечатания, стало реакцией государства не неподконтрольное распространение идей, мнений, информации. Именно действие цензурных ограничений привело к тому, что первые печатные газеты в Англии и Франции появились с относительным запозданием. В Англии право предварительной цензуры получили епископы, Тайный совет и Звездная палата, которая запретила печатать сочинения "против церкви, государства, правительства и добрых нравов". Тех, кто осмеливался нарушить закон, ждал жуткий ужас. Еще в 1667 году, то есть после буржуазной революции, в Англии применялся особый вид казни для сочинителей несанкционированных политических памфлетов - их сначала подвешивали за руки, потом вспарывали живот, затем изжаривали внутренности и лишь после этого четвертовали.
Принятие в 1689 г. «Билля о правах» стало знаменательным событием не только для Англии, но и для всей Европы, ибо в «Билле о правах» была заявлена новая модель взаимоотношения личности и государства. Задача просветительской журналистики – исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым максимально большему числу читателей.
Но именно в Англии произошло самое радикальное событие в истории европейской печати - в 1695 году Акт об обязательном лицезировании не был возобновлен, что привело к юридической отмене предварительной цензуры. А это в свою очередь моментально сделало английское издательское дело, в том числе и периодику, самыми свободомыслящими в Европе. Фривольные романы и пьесы, блестящая памфлетная борьба между политическими противниками - все это восхищало жителей других стран.
La Gazette». Ее первый номер вышел в Париже при дворе короля Людовика XIII 30 мая 1631 года. Первым главным редактором «La Gazette» был Теофраст Ренодо (1583–1653). Ежедневная газета была призвана помочь королю управлять государством и стала рупором авторитарной власти. Сотрудником Ренодо был не только Ришелье, но и сам король. Людовик XIII регулярно сам инкогнито писал в газету, в частности, о своих военных подвигах и был, по сути, первым военным журналистом.
1640 годы отмечены появлением первых образцов политической периодики, что связано с противостояние в Англии короля Карла 1 и парламента. Пресса получила значительную свободу в освещении общественно-политических событий.
В первую очередь жанр памфлета: Джон Мильтон опубликовал без разрешения цензуры памфлет «О свободе печати. Речь к английскому парламенту (Ареопагитика)». В своих памфлетах («Знамя, поднятое истинными левеллерами», «Декларация бедного угнетенного люда Англии» и других) Уинстенли активно использовал ветхозаветные и новозаветные образы
К характерным чертам европейской журналистики этого периода можно отнести недолговечность их существования, зависимость от официальных властей, и как следствие, чисто информационный, неполитизированный характер этих изданий. У газет меняется внешний вид, содержание, появляются названия, первые страницы иллюстрированы, газетный текст стал делиться на 2 колонки, к середине 17 столетия в газетах тала появляться реклама, которая стала их неотъемлемой частью – были даже исключительно рекламные издания.
Первой ежедневной газетой в Европе стала «Einkommende Zeitung» («Приходящая газета»), которая увидела свет в 1650 г. в Лейпциге. В Англии первая ежедневная газета «The Daily Courant» («Ежедневные куранты») стала выходить лишь в 1702 г., во Франции «Journal de Paris» («Парижская газета») – в 1777 г., в Италии «Gazzetta di Genova» («Генуэзская газета») – в 1798 г.
В середине 17 века появился первый журнал «Журнал ученых» - был создан по инициативе французского министра финансов, который задумал периодическое издание, которое бы освещало научные, критические, литературные проблемы.
В 18 веке Европа сделала решительный шаг к переходу к новым экономическим, социально-политическим и идеологическим формам. Абсолютистские режимы начали сменяться демократическими. Пришли капитализм и толерантность. 18 столетие – эпоха кровавых революционных потрясений и войн за независимость..пришла эпоха Просвещения, которая совпала с расцветом журнальной периодики – властителями дум были философы и писатели. За каждым периодическим изданием стояла личность редактора или издателя, проводившего свою идеологическую политику – эпоха персонального журнализма. Через журналы просветительские идеи распространялись на читателя.
Начало европейского просвещения связано с идеями английских мыслителей и философов 17 века. Принятие в 1689 году «Билля о правах» стало знаменательным не только для Англии, но и для всей Европы.
Задача просветительской журналистики – исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым для большинства читателей. Дефо в это время прославился как опытный памфлетист. За свой памфлет «Кратчайший способ расправы с дессидентами» (против религиозных преследований со стороны англиканской церкви) Дефо был осужден, оштрафован и приговорен к троекратному выставлению к позорному столбу. В тюрьме он написал «Гимн позорному столбу», который вышел в день исполнения приговора, что очень оценили читатели. После своего освобождения в 1704 году Дефо стал издавать собственный журнал «Weekly Review» в качестве независимого журналиста. Он писал сатиры, политические сочинения, полемические статьи. В основу журнала бралось эссе – стержень + мелкие заметки и объявления. В 1711 году журнал на пике своей популярности перестал издаваться, а его авторы создали самый удачный журнал в творческом наследии – «Зритель» (The Spectator), на который Екатерина 2 опиралась в своих суждениях. В этом журнале была разработана целая галерея масок, членов небольшого клуба, которые собирались, чтобы порассуждать на темы политики, театра, светской жизни, философии и т.д. затем журнали прекратили выпускать, вместо него появился «Опекун», но он просуществовал всего год и журналистский тандем Стиль и Аддисон распался.
Влияние аддисоновских журналов на развитие европейской журнальной традиции стало феноменальным. Только в Англии количество подражателей исчислялось десятками.
Во Франции ж-кие идеи А. и С. Были реализованы Пьером де Мариво («Французский зритель») и аббатом Прево («За и против»).
В Германии линия английской просветительской журналистики была продолжена такими нравоучительными изданиями, как «Разумник», «Веселая молва», «Ипохондрик». Особое место в немецкой просветительской журналистике занял журнал «Гамбургская драматургия», издаваемый Лессингом, который выступал за создание национального театра.
В целом в Европе 18 столетия против периодических изданий продолжали действовать цензурные ограничения. Только к концу столетия ситуация со свободой слова несколько улучшается.
Америка. В английских колониях на американском континенте, которые назывались Новой Англией, действовали законы метрополии: сначала авторитарные, а затем Билль о правах. В XVIII веке американская журналистика не оказывала практически никакого влияния на мировую журналистику и в целом носила местный характер. Важно, что она формировалась в условиях отмены предварительной цензуры.
Попытки издания газеты предпринимались в Америке с конца XVII века. Старейшая американская газета «Public Occurences» («Общественные события») вышла 25 сентября 1690 года, но ее первый номер оказался и последним. Первая регулярная американская газета «The Boston News Letter» («Бостонские новостные письма») вышла в 1704 году. В 1729-48 Франклин издавал «Пенсильванскую газету»
В середине XVIII века типичная американская газета содержала новости, рекламу, политические статьи, публиковала нравственные очерки, письма читателей редактору, помещала отрывки из книг, памфлетов, стихи, а также обширные перепечатки из английских периодических изданий. Общей чертой американских газет был эклектизм. Печать в колониях развивалась очень быстро. В первой половине XVIII века любой автор мог получить доступ на газетные страницы за определенную плату.
Первые американские журналы создавались в подражание английским, но, в отличие от Англии, из-за своей безликости и массового плагиата сначала не имели успеха у читателей и быстро прогорали. Один из первых оригинальных американских журналов был «Pennsylvanya Magazine» (1775–1776), который вскоре после открытия стал редактировать один из наиболее выдающихся американских публицистов, англичанин по рождению Томас Пейн (1737–1809). Он довел тираж до 1500 экземпляров, что было невероятным успехом. Пейн сам писал в журнал патриотические статьи, заметки, стихотворения. Много внимания уделял «Pennsylvanya Magazine» и материалам неполитического характера, например, вопросам брака.
В первое послевоенное десятилетие сформировалась американская концепция свободы печати. В ее основание легла первая поправка к Конституции США 1787 года – одна из десяти поправок, прозванных американским Биллем о правах, принятых 21 декабря 1791 года. Первая поправка гласит: «Конгресс не будет издавать законов, ограничивающих свободу слова, или печати, или права народа мирно собираться». Отличительная особенность американской концепции свободы печати в полном отделении печати от государства: печать и государство независимы друг от друга. Государство не может иметь свою прессу. В первой поправке впервые появляется термин свобода печати. Как и английская, американская концепция рассчитана на индивидуальную свободу. Права и свободы, приобретенные американской печатью в конце XVIII века, начали воплощаться в жизнь сразу, без препятствий со стороны государства и привели к процветанию журналистики в последующие столетия.
92. Пресса стран Европы и США в первой половине XX века. Развитие техники СМИ.
Телеграф, ротационный станок и другие технические достижения были поставлены на службе СМИ. Распространение высокопроизводительных печатных машин, линотипов и других полиграфических новшеств позволило резко повысить темпы подготовки номеров и выпуска газет. В 1854 г. был создан наборный станок, В 1858 г. состоялась проба межконтинентального телеграфного кабеля. Послание королевы Виктории, направленное из Великобритании в США, достигло резиденции президента почти в тот же миг. Увеличившийся приток рекламных средств позволил выпускать газеты увеличенного объема. В начале XX в. отдельный номер американской газеты мог достигать объема 100 страниц. Обычный объем крупной английской газеты составлял в этот период 24 полосы.
Существенно увеличились и тиражи периодических изданий (100000). Возросшие возможности полиграфии позволяли оперативно выпускать невиданное прежде количество газет и журналов, обеспечивая ими уже не узкие элитные группы, а действительно массовую аудиторию. Так, во Франции количество ежедневных газет увеличилось с 28 (в 1865 г.) до 471 к началу XX в., в Англии – с 14 (в 1846 г.) до 247. В США в начале нового века выходило более 2000 ежедневных газет, подавляющее большинство городов имели одну газету или более. В Германии в это же время издавалось более 7000 газет и журналов разной периодичности.
В 1910 г. в США выпускалось уже 2600 ежедневных газет. Был достигнут пик численности ежедневных изданий, количество которых впоследствии неуклонно уменьшалось. За последующие 20 лет население страны выросло на 30 млн. чел., а количество средних и крупных городов вследствие урбанизации возросло вдвое. Однако количество ежедневных газет за этот период уменьшилось до 1942. Это было связано не только с последствиями разразившегося в 1929 г. экономического кризиса, но и с обострением конкурентной борьбы за распространение и за рекламные доходы, с ростом издательских расходов, а также с нараставшей концентрацией прессы, подконтрольной крупнейшим издательским объединениям. Крупнейшее объединения того времени – Скриппс-Ховарда.
Формированию массовой аудитории прессы способствовало расширение практики иллюстрирования изданий. Технология изготовления полутоновых фотографических клише, появившаяся в Англии в 1850-х годах, долгое время совершенствовалась. Она впервые нашла широкое применение в газетном деле лишь с 1897 г., когда начала использоваться при производстве газеты «Tribune» (Нью-Йорк), а затем и других изданий. На страницы газет и журналов пришел огромный массив фотоиллюстраций. Уже в следующем году события испано-американской войны, освещавшиеся прессой, постоянно сопровождались фотоиллюстрациями.
Увеличилось число иллюстрированных изданий. В одной только Франции на рубеже веков выходило около 130 иллюстрированных газет и журналов. Фоторепортеры заменили художников, которых крупные издания направляли ранее на место событий для подготовки рисунков репортажного характера. Репортажный рисунок сохранился в современной прессе США главным образом в качестве иллюстрации к освещению судебных процессов – из-за запрета производить фотосъемку во время заседаний суда. После 1910 г. получает распространение технология многокрасочной печати журналов, позволившая значительно повысить качество воспроизведения иллюстраций.
Произошло разделение на массовую прессу: Классическими образцами «массовой» периодики стали газеты «New York World» Дж. Пулитцера и «New York Journal» У.Р. Херста. Газеты были адресованы читателю с низким уровнем образования и культуры. «Массовая» пресса в большей степени апеллировала к чувствам читателя, нежели к его разуму, прибегая в основном к эмоциональной аргументации. Следование требованию сенсационности при воспроизведении новостей приводило к тому, что для газет отбирались преимущественно эмоционально «заряженные» факты, скандальные известия, призванные поразить и развлечь читателя. В Англии Дейли Мэй, Мирор; и качественную прессу: Образцом «качественной» печати долгое время оставалась лондонская газета «The Times», адресованная кругам государственной и политической элиты, представителям бизнеса, верхушке интеллигенции. В 1888 г. газета «Financial Times», специализирующаяся на освещении финансово-экономических вопросов и поддерживающая тесные контакты с деловыми кругами лондонского Сити. В следующем году в Нью-Йорке под руководством Ч. Доу и Э. Джонса была учреждена родственная по типу газета – «Wall Street Journal», которая стала надежным источником информирования американских управляющих и финансистов. New York Times завоевала репутацию хорошо информированного, респектабельного органа информации, посвященного в хитросплетения политических и экономических проблем.
Преподаватель минного офицерского класса в Кронштадте А. С. Попов и одновременно с ним итальянский изобретатель Г. Маркони заставили служить человечеству электромагнитные колебания, открытые Герцем: они независимо друг от друга изобрели радио.
Практические преимущества радиосвязи были осознаны в 1910-е гг., и в 1912 г. состоялась первая радиопередача из Метрополитен Опера. Однако в период первой мировой войны государства-участники боевых действий монополизировали использование средств радиосвязи, что несколько замедлило развитие коммерческого радиовещания. С 1920 г. начиналось регулярное радиовещание в США, что привело к созданию принципиально новой ситуации в функционировании СМИ. Новые формы СМИ активно осваивали как информационную, так и образовательную, религиозную, развлекательную сферы. Радиостанция KDKA помимо блока новостей передавала музыкальные и спортивные передачи, письма слушателей.
В 1922 г. в США насчитывалось 576 радиостанций. Из них 72 -образовательные, 29 - рекламные, 12 - религиозные. В том же 1922 г. американская телефонная и телеграфная компания (AT&T) начала создавать первую в США сеть радиостанций, по которой информация о президентских выборах 1924 г. транслировалась на аудиторию в 12 млн. слушателей. В 1926 г - сеть радиостанций составила основу NBC (National Broadcasting Company), ставшей национальной радиовещательной корпорацией. В 1927 г. создана другая радиовещательная монополия -CBS (Columbia Broadcasting System), к которой несколько позже присоединилась АВС (American Broadcasting Company).
Бурный рост радиостанций (к 1927 г. их количество в США достигло 733) привел к тому, что возникла насущная необходимости регулирования используемых радиочастот. Конгресс США в 1927 г. принял специальное законодательство и создал Федеральную комиссию по радиовещанию, в задачи которой входило распределение радиочастот и выдача соответствующих лицензий. В 1934 г. был принят Закон о коммуникациях.
Довоенный период - "золотая эпоха" американского радиовещания, которое смогло объединить городские и сельские регионы в единое информационное пространство, став основным источником получения новостей и развлечений для миллионов американцев. Радио активно осваивало различные развлекательные жанры - радиопостановки, спортивные репортажи, музыкальные передачи (в 1930-е гг. многие радиостанции имели собственные музыкальные группы и передавали "живую" музыку в зависимости от своих вкусовых пристрастий - джаз, классику, поп-музыку). Влияние новых "звезд" – радиокомментаторов становилось весьма значительным. Сила воздействия новых коммуникационных технологий оказалась неизмеримо больше, нежели сила печатного слова. Паника 1938 г., вызванная радиоинсценировкой Орсона Уэллеса по роману Г.Уэллса "Война миров", когда большая часть слушателей поверили сообщению диктора о высадке марсиан, стала серьезным подтверждением этой силы.
Радио активно проникает в общественную и культурную жизнь многих европейских стран. Так, проведенная в октябре 1923 г. часовая передача из радиостудии в Берлине положила начало радиовещанию в Германии. Если у первой радиопередачи было не более 400 слушателей, то в 1924 г. их количество составило уже 100 000, а в 1932 г. - 4 млн. Акцент при становлении европейского радиовещания был сделан на культурно- воспитательную проблематику.
В 1920-е гг. произошло рождение нового жанра - радиопьесы. Считается, что первыми к радиопьесе обратились англичане, и первая радиопостановка - драма Ричарда Хьюза "Опасность" - прозвучала 15 января 1924 г. Радиодраматургия имела свою специфику: основное внимание уделялось звучащему слову - диалогу или монологу, посредством которых радиослушатель должен представить себе происходящее на невидимой сцене. Самые удачные пьесы представляют собой психологические драмы, передающие ощущения тревоги, неясной угрозы и т.д. В жанре радиопьесы удачно проявили себя такие ведущие драматурги мира как Сэмуэл Беккет, Гарольд Пинтер, Арчибальд Маклиш.
Пресса быстро перешла от игнорирования новой формы СМИ к сотрудничеству - в журналах появились специальные разделы, посвященные радиотрансляционным программам. Пионерами в этой области в США стали "Collier's Magazine" и "Literary Digest". Кроме этого появились новые журналы типа "Radio Broadcast", полностью посвященные новому явлению в жизни американцев.
Пропагандистские возможности радио были быстро освоены политиками. Нацистская пропагандистская машина во многом зависела от радиотрансляций гипнотических речей фюрера, патриотической музыки, репортажей с партийных митингов. Блестяще использовал возможности новых технологий в пропагандистских целях и Франклин Делано Рузвельт. Он стал первым президентом США, который активно общался с согражданами посредством радио. Ф. Д. Рузвельт, начиная с 1933 г., регулярно общался с нацией в своих знаменитых доверительных радиобеседах, известных как "беседы у камина". Своими "беседами" он входил в каждый дом, объясняя американцам, попавшим в ситуацию Великой депрессии, цели и задачи своего "нового курса".
Преподаватель Петербургского технологического института Б. Л. Розинг в 1907 г. предложил (и запатентовал в России и за границей) принцип, который сохранен в действующих и сейчас телевизорах: для преобразования электрических сигналов в светящееся изображение используется катодная электронно-лучевая трубка (созданная англичанином В. Круксом и усовершенствованная немцем Ф. Брауном).
Первые телевизионные передачи состоялись в Германии: телесеанс для 30-строчного телевизора германская райхпочта провела в 1928 г., экспериментальное телевещание началось в 1935 г. Затем в 1936 г. в Великобритании телестанция Би-би-си начала регулярные передачи, которые продолжались до 1939 г., когда экраны телевизоров потухли в связи с войной. Для США 1939 г. стал вехой телевизионной истории, когда на нью-йоркской Всемирной выставке президент Радиокорпорации Америки (RCA) Давид Сарнов произнес: «А теперь мы добавляем изображение к звуку». Этими словами он объявил начало телевидения и привлек к нему внимание всей страны.
Можно назвать еще одну точку отсчета. 1 июля 1941 г. была выдана первая лицензия на коммерческое телевещание станции, принадлежавшей Радиокорпорации Америки. Во время войны в США работало 6 телестанций, о программах которых никто толком в Америке не может вспомнить. 5 тысяч семей к концу войны владели телевизорами. Настоящая «телевизионная лихорадка» в мире началась после войны. Развитие телевидения в США можно сравнить с развитием скоростных автомобильных магистралей и реактивной авиации. В 1948 г. Академия телевидения вручала первые награды за передачи сезона 1947/48 г.
В 1947 г. в США насчитывалось 29 заводов, производящих телевизоры, к 1950 г. их число перевалило за сотню. В 1950 г. только три страны мира имели телевидение: СССР, США и Англия.
93. Пресса зарубежных стран в период второй мировой войны.
Во вторую мировую войну радио стало основным каналом получения информации для подавляющего большинства населения воюющих стран. 7 ноября 1941 г. радиотрансляция футбольного матча в США была прервана экстренным сообщением Джона Дали: "Белый Дом сообщает, что японцы напали на Перл Харбор". Таким образом, американская нация узнала о вступлении в войну не из газетных сообщений, а по радио.
Иновещание в годы второй мировой войны. Военный период ознаменовался активной борьбой в международном эфире между радиослужбами государств-союзников по антигитлеровской коалиции и иновещанием стран оси «Берлин-Рим-Токио». Во время войны внешнее радиовещание широко использовалось противоборствующими сторонами для ведения подрывной пропаганды и психологических операций. В этот период получили развитие многообразные методы и приемы пропагандистского и психологического воздействия радиовещания на зарубежные аудитории и войска противника.
Уже в начале войны мощным аппаратом иновещания располагала Германия, активно использовала возможности радио для проведения информационно-психологических операций против стран антинацистской коалиции. Пропагандистские возможности радио были быстро освоены политиками. Нацистская пропагандистская машина во многом зависела от радиотрансляций гипнотических речей фюрера, патриотической музыки, репортажей с партийных митингов. К лету 1940 г. германские передачи велись уже более чем на 30 языках. Один из руководителей нацистского иновещания сравнивал немецкие коротковолновые станции с дальнобойными орудиями, стреляющими через все границы. Чтобы пресечь влияние зарубежного иновещания на германское население, нацисты с 1 сентября 1939 г. запретили прослушивание иностранных радиопередач на территории Германии, была введена смертная казнь за распространение почерпнутых из них сведений.
После вступления Великобритании в войну в сентябре 1939 г. в структуре Би-Би-Си была создана Европейская служба, на которую возлагались задачи информационно-пропагандистской поддержки военных действий стран антигитлеровской коалиции на европейском театре военных действий. Передачи на европейскую аудиторию велись как на английском, так и на немецком, французском, португальском, испанском и других языках народов Европы. Стартовавшее еще в феврале 1938 г. немецкоязычное вещание Би-Би-Си быстро наращивало объем передач, совершенствовалось их содержание. Стремясь нейтрализовать воздействие британского вещания, государства нацистского блока организовали глушение радиопередач Би-Би-Си. В свою очередь, британские власти, убедившиеся в малой эффективности гитлеровской радиопропаганды, отказались от ответного глушения передач германского радио на Англию.
Активную роль в борьбе против нацистской радиопропаганды в период после нападения Германии на СССР играло Московское радио. Из Москвы транслировались также передачи радиостанций немецких антифашистов.
В конце февраля 1942 г. начались первые ориентированные на Европу передачи «Голоса Америки», которые велись на немецком и итальянском языках. Особое внимание уделялось также воздействию на войска и население азиатско-тихоокеанского региона, где США вели военные действия после японского нападения на американскую военно-морскую базу в Перл-Харбор. В Сан-Франциско.
Война парадоксальным образом способствовала развитию радиовещания в колониях. Европейские державы, стремящиеся сохранить за собой владения в Африке, открыли в годы второй мировой войны радиостанции еще в ряде стран континента – как на территориях, подконтрольных Великобритании (в Северной Родезии, ныне – Замбия), так и во «франкофонной» Африке (в Конго, Сенегале). К концу войны радиостанции, подконтрольные колонизаторам, существовали уже в 15 африканских странах.
Аудитория телевидения в предвоенный период была крайне ограниченной. Ее расширение сдерживалось не только техническим несовершенством нового вида коммуникаций и узостью географических пределов распространения сигнала, но и дороговизной телевизоров: так, стоимость британского телеприемника с десятидюймовым экраном примерно равнялась стоимости небольшого автомобиля.
Во время войны телевизионные передачи в европейских странах не велись, техническое совершенствование телевещания было заморожено. В Соединенных Штатах, не испытавших прямых последствий военных действий на своей территории, массовая телеаудитория также не сформировалась: на момент окончания войны в стране насчитывалось лишь около пяти тысяч телевизоров. На развитии американского ТВ сказалась также позиция ведущих радиокорпораций, осуществлявших научно-технические разработки в области телевещания: руководители радиобизнеса считали несвоевременным ускоренное развитие ТВ в условиях, когда еще не были полностью освоены богатые ресурсы радио.