К получению профессионального образования»
Необходимость формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования обусловлена изменением социально-экономических и образовательных ориентиров общества. Понятие готовности является центральным понятием для проведенного исследования, и имеет определенное развитие в истории педагогики. Говоря о готовности учащихся к получению профессионального образования, следует обратиться к понятию готовности к деятельности вообще. Анализ содержания понятия готовности к деятельности обнаруживает многообразие различных формулировок и подходов. О. В. Матайс выделила ряд специфических этапов развития взглядов философов, психологов и педагогов на проблему готовности к деятельности.
«1 этап (конец XIX – начало XX вв.) - разработка вопросов готовности с позиции теории рефлексов (И. П. Павлов) и установки (Д. Н. Узнадзе).
2 этап (1920-1940 гг.) – разработка вопросов нейрофизиологических механизмов регуляции поведения.
3 этап (1940 – 1960 гг.) - разработка вопросов готовности с позиции теории деятельности на уровне физиологических и психологических механизмов. Поставлена проблема готовности человека к деятельности вообще и к профессиональной в частности.
4 этап (1960-1980 гг.) – разработка вопросов психологической готовности и педагогических условий ее формирования на различных этапах профессиональной подготовки. Появление психологической теории учебной деятельности.
5 этап (с 1980 г. до настоящего времени) характеризуется комплексным подходом к изучению готовности к деятельности, в том числе и учебной, с учетом ее физиологических составляющих» [206, C. 4-5.]
Некоторые исследователи характеризуют готовность как устойчивое психологическое состояние личности, зависящее от характера предстоящей деятельности, а так же от личностных качеств и свойств человека. Как психическое состояние готовность к деятельности оценивали М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович, о готовности к деятельности, как об особом состоянии личности говорила О. В. Матайс. [98, 207].
В педагогических исследованиях готовность к деятельности характеризуется так же с позиций личностного свойства, наличия определенного отношения личности к предстоящей деятельности. Готовность к деятельности, как синтез определенных личностных качеств определяли В. А. Крутецкий и С. М. Лыбин [182]. Проблемой формирования готовности к трудовой деятельности, как социально-нравственному свойству личности, занимались такие исследователи, как Е. С. Зайцев, Л. П. Кузнецова, Г. О. Пичугина, Н. С. Темиров, К. В. Эпоева [298, 183, 246, 312, 354].
Общий подход к определению понятия готовности к деятельности реализуется в работах Б. Г. Ананьева и С. Л. Рубинштейна [9, 271]. Они оценивают готовность к деятельности как комплекс определенных способностей, и включают в структуру готовности к деятельности различные свойства и качества личности. Готовность к деятельности выступает как более общая категория по отношению к свойствам и качествам личности, выделенным как ее показатели.
Обобщенный анализ понятия готовности к деятельности, в котором данная готовность определялась, как целостная структура личности, включающая в себя различные показатели, представлен следующими авторами. К. К. Платонов выделяет следующие показатели готовности к деятельности: направленность, опыт, психологическую и биологическую подструктуры; Н. С. Семенова определяет мотивационные, познавательно-прогностические, операционные и психодинамические показатели готовности к деятельности. Н. Г. Чернышова выделяет следующие показатели готовности к деятельности: мотивационный, нравственно-ориентационный, познавательно-операционный, эмоционально-волевой, психофизиологический, оценочный [247, 281, 339].
Различие подходов к определению понятия готовности к деятельности обусловлено разнообразием теоретических подходов исследователей. Одни авторы рассматривают готовность к деятельности на личностном фоне (К. М. Дурай-Новакова, О. В. Матайс, В. И. Рыжик, Н. Г. Чернышева [97, 206, 207, 272, 339]), другие - на функциональном (Н. С. Семенова, Н. С. Темиров, К. В. Эпоева [281, 312, 354]).
Смысловую нагрузку слова «готовность» раскрывают толковые словари русского языка. С. И. Ожегов определяет готовность как «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь» [229, C. 142]. В толковом словаре В. И. Даля «готовность» толкуется как «состояние или свойство готового» [91, С. 388].
Современную трактовку понятия «готовность» приводят различные исследователи. Так, например О. А. Матайс считает, что «готовность следует рассматривать как целостное проявление личности, отражающее состояние человека перед началом деятельности, зависящее от личностных свойств и качеств (индивидуальный аспект), его настроенности на преодоление затруднений в решении проблемы (мотивационный аспект) и практической подготовленности к предстоящей деятельности (операционный аспект)» [206, C.10].
Л. Г. Земцов и В. И. Земцова определяют понятие готовности как состояние мобилизации психофизиологических систем человека, направленной на достижение намеченной цели, получение запланированного результата; как актуализацию и приспособление возможностей личности для успешных действий по достижению цели; как внутреннюю настроенность на адекватное поведение при выполнении жизненных задач, установку на активную и целесообразную деятельность [117, C.4].
Конкретизируем понятие готовности учащихся к продолжению образования. А. П. Владиславлев дает характеристику сходного понятия: «Под непрерывным образованием, - пишет он, - мы понимаем систематическую, целенаправленную деятельность по получению и совершенствованию знаний, умений и навыков как в любых видах общих и специальных учебных заведениях, так и путем самообразования» [55, C.33]. Эту мысль развивает в своей диссертации В. И. Огрызко (Земцова). «Непрерывное образование», - уточняет она, - «начинается в раннем возрасте – с первого класса школы, а у многих и с детского сада. Основная же часть непрерывного образования приходится на взрослый период, наступающий по окончании обязательного обучения и включающий в себя несколько десятилетий жизни. Именно этот период мы имеем в виду, говоря о подготовке школьников к продолжению образования. В данном конкретном случае в качестве аналогичного мы используем так же понятие «продолжение образования», т.е. «систематическое приобретение после окончания общеобразовательной школы новых политических, экономических, общих и профессиональных знаний как путем обучения в государственных и общественных образовательно-воспитательных учреждениях всех типов, так и посредством регулярных занятий самообразованием» [227, C.41].
Л. Г. Земцов и В. И. Земцова считают, что готовность к продолжению образования характеризуется определенным уровнем развития ряда качеств личности, которые постепенно формируются в процессе школьного обучения:
- глубокое понимание роли и значения образования, стойкая ориентация на продолжение образования в условиях современного состояния и перспектив развития общества, понимание необходимости возвышения знаний для развития личности, ее профессионализации и социализации;
- стойкая ориентация на продолжение образования, в соответствии с которой школьник ставит перед собой определенные цели, составляет планы в сфере продолжения образования, выбирает пути их реализации;
- наличие устойчивого интереса к знаниям, способствующего созданию благоприятной эмоциональной обстановки в процессе обучения, усилению позитивных мотивов учения, формированию положительного учебного опыта;
- наличие глубоких и прочных знаний, умений и учебных навыков, приобретаемых при обучении в общеобразовательной школе;
- высокая культура умственного труда, выражающаяся в овладении системой умений, навыков, рациональных приемов поиска информации, получения и закрепления знаний;
- развитая способность к напряженному умственному труду, воля к преодолению трудностей в постижении знаний, в выработке умений и навыков, самодисциплина;
- своевременный, сознательный и продуманный выбор профессии в соответствии с индивидуальными склонностями и способностями, с учетом реальных возможностей личности и потребностей общества;
- знание основных путей продолжения образования (размещение гражданских и военных вузов, средних специальных учебных заведений; дневное, вечернее и заочное обучение, самообразование);
- ясное представление о требованиях, предъявляемых к абитуриентам высших и средних специальных учебных заведений на вступительных экзаменах [117, C.5-6].
Анализ трактовок понятия «готовность» и проведенное обобщение выделенных качеств позволяет считать, что готовность к получению профессионального образования это интегральное качество личности, включающее в себя устойчивую ориентацию на продолжение образования, развитый познавательный интерес, глубокие и прочные знания, информационную компетентность и определяющее выбор деятельности учащихся с целью дальнейшего обучения в учебных заведениях, либо самообразования. В данном определении нет противоречия с предыдущими дефинициями готовности, однако оно является наиболее удобным и современным.
По мнению В. Г. Онушкина, продолжение образования выполняет следующие функции: развивающую (непрерывное обогащение творческого потенциала личности), адаптирующую (постоянное приспособление индивида к меняющемуся миру) и компенсаторную (предоставление возможности человеку наверстать упущенное, заполнить пробелы в знаниях) [313, C.17].
В настоящем пособии мы будем говорить о процессе формирования готовности учащихся к получению профессионального образования. Поскольку некоторые исследователи говорят не о формировании, а о развитии качеств личности, необходимо определить различие понятий «развитие» и «формирование». Содержание понятия «развитие человека» определяется учеными неодинаково. В основном под развитием человека понимается процесс количественных и качественных изменений его организма, нервной системы и психики. В этом случае развивающее воздействие будет эффективным, если оно достаточно длительно. «Другой характеристикой развития является его эволюционно-инволюционные действия, т.е. необратимость прогрессивных и регрессивных изменений. Именно эта характеристика развития проявляется в количественных и качественных изменениях развивающегося человека, его личности, интеллекта, поведения и деятельности. Наконец, развитие как процесс приобретения качественных новообразований характеризуется стадиальностью и неравномерностью» [271, C.4].
С. А. Днепров считает, что понятие «развитие» является более широким и емким, чем понятие «формирование» и чаще всего используется для характеристики динамики необратимых изменений личности, ее основных мотивационно-потребностных, когнитивных, волевых и других компонентов. «В отличие от понятия «развитие», в котором заложена некоторая спонтанность, понятие «формирование» в большей степени отражает результат активных форм воздействия внешних и внутренних факторов на процесс развития личности» [95, C.4].
В. А. Сластенин считает, что «развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные, но и качественные преобразования» [228, 86 c.], в то время как «формирование личности – это процесс и результат социализации, воспитания и саморазвития. Формировать – это означает придавать определенную форму, законченность» [228, 91 c.]. Поэтому в настоящем исследовании мы будем говорить о формировании готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.
По мнению М. А. Вейт и Б. Г. Оганянц личностный аспект в системе продолжения образования выражается через процесс формирования личностных свойств и качеств в процессе обучения и воспитания. «Специфическая особенность продолжения образования состоит в том, что оно должно реализовать слияние обучения и воспитания в целостный процесс всестороннего гармонического развития личности как определяющей цели образования» [49, C.11]. Социальный опыт передается путем обучения для того, чтобы подготовить человека к жизни. С этой наиболее широкой позиции социального целеполагания, по мнению А. Н. Новикова [222] - обучение есть подготовка к жизни, а воспитание - включение в жизнь. «Продолжение образования - это непрерывная подготовка и переподготовка, т.е. непрерывное обучение. Но это также и непрерывное воспитание, поскольку «одноразового» включения в жизнь по окончании школы недостаточно» [221, C.22].
Вопросы и задания
1. Перечислите этапы развития взглядов философов, психологов и педагогов на проблему готовности к деятельности.
2. Сформулируйте известные педагогические подходы к описанию понятия «готовность к деятельности».
3. Объясните смысловую нагрузку и словарное значение слова «готовность».
4. Перечислите функции продолжения образования.
5. Объясните различие между понятиями «формирование» и «развитие».
Содержание модели готовности учащихся