Требования к депозитарию учебно-методических ресурсов
Депозитарий учебно-методических ресурсов является основной технологической единицей инфраструктуры единой информационной образовательной среды. По сути, депозитарий - это хранилище данных (в нашем случае - информационных образовательных ресурсов) с определенным регламентом доступа.
Информация обо всех предлагаемых в рамках информационно-образовательной среды ресурсах и учебных программах составляет своего рода каталог. В этом каталоге должно быть обеспечение возможности навигации (выбора ресурса) независимо от места расположения потенциального пользователя, учебного заведения или места подключения пользователя к Интернет.
Технологии доступа к таким каталогам должны обеспечивать прозрачный поиск как по совокупности депозитариев, так и непосредственно в самих депозитариях с учетом различных используемых протоколов и форматов представления данных.
Очевидно так же, что при создании депозитария необходимо решить проблемы нормативно-правового обеспечения процедуры ведения отраслевого депозитария; вопросы авторских и имущественных прав на электронные издания, размещаемые в депозитарии; заключения соглашений с издательствами, имеющими права на ранее выпущенные учебные материалы и др.
Депозитарий должен включать в себя различные виды информационных ресурсов:
· библиографические описания информационных ресурсов библиотек образовательных учреждений; полнотекстовые электронные документы, включая мультимедийные документы (графические, аудио, видео);
· специализированные базы электронных документов, прежде всего, материалы учебных электронных изданий, обучающие программы, программы тестирования знаний, базы научно-технической информации и т.п.;
· статистические материалы, отражающие функционирование системы образования и др.
Таким образом, во первых депозитарий должен предусматривать наличие в системе информационных узлов с различной архитектурой, кроме этого, информационные ресурсы организаций системы образования могут поддерживаться либо локально в организации, либо на серверах других организаций.
Во вторых, при проектировании инфраструктуры отраслевого депозитария электронных ресурсов необходимо разработать технические условия функционирования отраслевого депозитария; системы стандартов, рекомендованных к использованию в рамках отраслевого депозитария; системы рубрикаторов, средств автоматизации каталогизирования информационных ресурсов.
Очевидно депозитарий образовательных ресурсов, как автоматизированная система управления образовательными ресурсами в сети, должен отвечать следующим требованиям:
· представительность депозитария, как системы, представляющей отрасль образования в целом;
· достаточное количество предоставляемых ресурсов;
· достаточная полнота представления ресурсов (содержательность);
· предоставление информации о ресурсах и самих ресурсов для различных категорий пользователей;
· прозрачность и удобство поиска по депозитарию;
· удобство управления депозитарием (добавление и редактирование ресурсов и т.д.) - режим администрирования.
Источниками информационных образовательных ресурсов для формирования депозитария могут стать как уже имеющиеся учебные объекты, разработанные различными вузами и организациями и размещенные в сети образовательных порталов, так и новые создаваемые ресурсы.
Депозитарий образовательных ресурсов должен включать в себя информационные ресурсы различного вида, как общей, так и предметной направленности. Ресурсы должны обеспечивать образовательный процесс на всех его уровнях. Основным фактором при разработке классификации образовательных ресурсов является разнообразие потребителей этих ресурсов, так как именно оно обуславливает и широкое разнообразие самих ресурсов. Следовательно, первоначально необходимо выделить основные группы пользователей депозитария.
Основные группы пользователей депозитария:
1.Приоритетная пользовательская группа
a. организации и учреждения (их сотрудники) на базе которых создан депозитарий;
b. организаторы системы высшего образования данного региона (члены координационного Совета Депозитария);
2.Пользователи:
a. авторы, создатели электронных образовательных ресурсов зарегистрированных и хранящихся в депозитарии;
b. зарегистрированные пользователи (согласно условиям финансирования), пользователи, имеющие право доступа после регистрации и получившие пароль доступа;
c. все пользователи, которым необходима информация о наличии образовательных ресурсов из каталогов депозитария.
Разнообразие информационных образовательных ресурсов, обоснованное широким спектром пользователей, подлежит систематизации и классификации для последующей каталогизации.
Общепринятой классификации образовательных ресурсов не существует, что создает определенные проблемы при их каталогизации.
Таким образом, становится понятно, что вопрос классификации электронных образовательных ресурсов (так называемый вопрос контента) тесно связан с вопросом принятия решения по метаописанию, т.е. по выбору полей для корректного представления ресурсов рамках депозитария. Также стандартизированная система метаописания облегчает формирование механизма поиска по депозитарию.
Вопрос разделения структуры метаданных и контента является на настоящий момент очень важным. Часто большее внимание при разработке системы метаописаний уделяется структуре метаданных. Однако когда идет речь о заполнении выбранных полей депозитария, возникают проблемы с реальными данными о реальных образовательных ресурсах и классификацией этих данных.
В связи с неоднозначностью задачи выбора классификаторов электронных образовательных ресурсов, разработана и используется унифицированная система метаописания электронных образовательных ресурсов:
1. Название ресурса
2. Уровень образования
3. Характер информации
4. Тип доступа
5. Формат представления
6. Автор
7. Правообладатель
8. Размещение ресурса
9. Условия доступа
10. Аннотация
11. Описание ресурса
12. Контактная информация
Пример описания электронного ресурса и предлагаемые классификаторы (Томский государственный университет):
Таблица 3. Пример описания электронного ресурса.