Картина мира. языковая картина мира
Язык участвует в организации наших знаний о мире, расчленяя и закрепляя их в сознании и участвует в формировании и материализации мысли. Мышление и сознание расчленяют потоки информации, поступающей в мозг извне и распределяют ее по различным категориям, осуществляют категоризацию действительности. Соотношение взаимодействующих сфер можно условно представить так /см. Электронный учебник И.П.Сусова/:
Внешняя действительность
Языковая коммуникация
Язык участвует в процессе категоризации мира. Языки могут по-разному фиксировать эту категоризацию. Этим объясняется различие в номенклатурах имен. В каждом языке фиксируется картина мира, созданная носителями данного языка, формируется языковая картина мира.
Термин “картина мира” был выдвинут в рамках физики в конце 19 века. Естествоиспытатели пытались сформировать научную картину мира, под которой понимались достигнутые и доказанные научные результаты.
Начиная с 1960-х годов проблема картины мира рассматривается в рамках семиотики при изучении первичных моделирующих систем (языка) и вторичных моделирующих систем (мифа, религии, фольклора, поэзии, прозы, кино, живописи, архитектуры и т.п.)
Картина мира понималась как модель мира. Признавалось, что разные знаковые системы по-разному моделируют мир и обладают различной моделирующей способностью.
Знаковые системы естественных языков занимают промежуточное положение среди различных картин мира.
Позднее картина мира стала пониматься несколько шире – как видение мира, как «сетка координат», при посредстве которых люди воспринимают действительность и строят образ мира в своем сознании.
Модель мира в каждой культуре состоит из набора понятий: пространство, время, причина, судьба, число, чувственное/сверхчувственное и др. Каждая цивилизация, социальная система характеризуется особым видением мира.
Картина мира – это целостный, глобальный образ мира, который является результатом всей духовной активности человека. Картина мира возникает у человека в ходе всех его контактов с миром (бытовые контакты, предметно-практическая активность человека, созерцание мира и проч.)
В формировании картины мира принимают участие все стороны психической деятельности человека, начиная от ощущений, восприятий, представлений и кончая высшими формами – мышлением и самосознанием человека.
Образ мира формируется у человека в процессе всей его жизнедеятельности, в ходе всех его контактов с миром и на базе всех его способностей. На картину мира влияет сфера деятельности субъекта.
Существует столько картин мира, сколько имеется “призм” мировидения. Человек смотрит на мир не только сквозь призму своего индивидуального опыта, но прежде всего через призму общественного опыта.
С каждой картиной мира связана определенная “логика” мировидения, способ мировосприятия и определяемые ею мыслительные привычки.
Картина мира – это всегда некоторая интерпретация. По словам А.Ф.Лосева, каждому человеку свойственна одна общая линия понимания вещей, которая свойственна только ему одному и никому больше.
Образ мира возникает в различных актах мирооощущения, мирочувствия, миросозерцания, мировосприятия, мировидения, миропонимания, миропредставления, мирооценки, мироуяснения в актах переживания мира как целостности, в актах миродействия.
Сознание человека, формирующее идеальный образ внешнего мира, есть не только знание об объекте познания, противостоящем субъекту, но также есть некое «переживание», оно эмоционально окрашено, а в эмоциях гносеологическая противоположность субъективного и объективного исчезает, так что субъект и объект «переживаются» как нечто единое.
Картина мира – субъективный образ объективной реальности. Это идеальное образование, которое опредмечивается в знаковых формах. Как всякое идеальное образование картина мира имеет двойственное существование – необъективированное и объективированное – в виде опредмеченных образований – различных “следов”, оставленных человеком в процессе его жизнедеятельности. “Отпечатки” картины мира, ее окаменелости можно обнаружить в языке, в текстах, в изобразительном искусстве, в музыке, ритуалах, этикете, моде, способах ведения хозяйства, технологии вещей, социокультурных стереотипах поведения людей и т.д.
Мировидение имеет две базисные функции: интерпретативную и регулятивную. Модель мира служит программой поведения для личности и коллектива. Она определяет общее течение всех процессов в обществе, всю его социокультурную жизнь.
В каждой самостоятельной сфере общественного сознания – мифологии, религии, философии, науке - существуют свои особые средства мировосприятия, свои “призмы”, через которые человек видит мир. Итогом такого мировидения и являются соответствующие картины мира – мифологическая, религиозная, философская и др.
Общая картина мира является результатом всей духовной активности человека, а не какой-либо одной из ее сторон. В формировании картины мира участвуют восприятие, представление, созерцание, воображение, сознание, бессознательное, сверхсознательное.
Следует различать две картины мира – концептуальную и языковую. Обе картины связаны друг с другом. Язык означивает отдельные элементы концептуальной картины мира. Это означивание выражается обычно в создании слов и средств связи между словами и предложениями. Язык объясняет содержание концептуальной картины мира.
Концептуальные системы в значительной своей части реализуются лексической семантикой. Между концептуальной и языковой картиной мира нет изоморфизма. Уже Аристотель обращал внимание на то, что, например, промежуточные концепты не всегда имеют названия. Ср. далеко/близко, высокий/низкий, хорошо/плохо и т.д. В языке богато представлены крайние точки шкалы, а серединная часть – бедно.
Можно отметить еще одну закономерность в фиксировании концептуальной картины мира языковыми средствами. Преимущественное право на обозначение имеют ненормативные явления, отклонения от нормы (девиации), аномалии (Арутюнова 1987). Ср. лентяй, лежебока, тунеядец, мерзавец, негодяй и др.
Понятие «способа обозначения» идет от Гумбольдта. Слово, обозначая предмет, является, по Гумбольдту, не «эквивалентом открывающегося чувствам предмета», а выражением субъективного восприятия предмета или специфического понятия о нем, доминировавшего в момент называния. В этом заключается главный источник многообразия выражений для одного и того же предмета; если в санскрите слон называется то дважды пьющим, то двузубым, то снабженным рукой, то этим выражаются различные понятия, хотя и подразумевается один и тот же предмет. Ибо язык никогда не представляет предметы, а всегда лишь понятия о них, самодеятельно образуемые умом в процессе языкотворчества (В.Гумбольдт).
Субъективность языка, по Гумбольдту, проистекает из чувственного созерцания, фантазии и эмоций народа, из «народного духа». Структура каждого языка, его грамматический строй и присущие ему способы словотворчества составляют «внутреннюю форму языка», его самобытные и неповторимые особенности.
Понятие языковой картины мира позволяет глубже решать вопрос о соотношении языка и действительности, инвариантного и идиоэтнического (национально-специфичного) в процессах языкового «отображения» действительности как сложного процесса интерпретации человеком мира.