Назначение методических рекомендаций
Методические рекомендации по изучению дисциплины
«Лингвистическая поддержка научных исследований» для всех лицензированных направлений аспирантуры ДГТУ
Ростов-на-Дону
Составитель:
д-р. филол. наук, проф. Богуславская В.В.
Подготовлено на кафедре «Документоведение и языковая коммуникация»
Методические рекомендации по изучению дисциплины«Лингвистическая поддержка научных исследований»ДГТУ, Ростов-на-Дону, 2015, 36 с.
Методические рекомендации по изучению дисциплины для аспирантов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих аспиранту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. Методические рекомендации могут быть использованы для самостоятельной работы.
Публикуется по решению Методического совета факультета «Социально-гуманитарный».
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Цели и задачи освоения дисциплины 4
2. Назначение методических рекомендаций 5
3. Планирование и организация времени изучения дисциплины 6
4. Использование материалов учебно-методического комплекса 7
5. Критерии оценки знаний аспирантов 13
6. Работа с литературой 15
7. Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение дисциплины 18
8. Рекомендации по написанию индивидуальных творческих работ 20
9. Рекомендации по составлению реферата 26
10. Рекомендации по созданию презентаций 33
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины ОД.А.05 «Лингвистическая поддержка научных исследований» является формирование и закрепление навыков создания профессионально значимых научных текстов устных и письменных жанров (аннотация, планы, рефераты разных жанров, резюме, рецензия, доклад, научная статья, заявки на гранты, автореферат диссертации, научно-исследовательская работа и пр.) в рамках научно-исследовательской работы в аспирантуре.
Задачамиизучения дисциплины является:
- совершенствование профессиональной речевой культуры;
- углубление знаний и умений аспирантов вуза в области продуцирования научных текстов
устных и письменных жанров;
- совершенствование навыка свертывать (сжимать, конденсировать) информацию;
- выработка умений точного выражения мысли, построения логического рассуждения и убедительной системы аргументации;
- овладение требованиями, предъявляемыми ВАК к авторефератам и диссертациям на соискание ученой степени кандидата наук.
НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Методические рекомендации разработаны в строгом соответствии с ФГОС к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования.
Методические рекомендации по изучению дисциплины представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих аспиранту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. Содержание этих рекомендаций касается планирования и организации времени, необходимого для изучения дисциплины, использования материала учебно-методического комплекса, методических рекомендаций работы с литературой, рекомендаций по подготовке к экзамену; работы с тестовыми материалами.
При разработке рекомендаций мы исходили из того, что часть курса должна изучаться студентом самостоятельно. Следовательно, особое внимание уделили разработке методических рекомендаций к самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа является наиболее эффективным видом обучения, ориентированным на приобретение аспирантами научных знаний, навыков и умений, а также их применение в дальнейшей профессиональной деятельности.
В результате регулярной самостоятельной работы, а также занятий под руководством преподавателя аспиранты должны:
Знать:
1. отличительные признаки научного стиля;
2. нормы научной речи, жанры научной литературы;
3. этапы формирования научного знания;
4. основные категории, свойства научного текста;
5. способы изложения в научном стиле (типы научных текстов);
6. особенности структуры научного текста;
7. правила библиографического описания произведений печати;
8. правила цитирования первоисточников;
9. требования к публичному выступлению в научном сообществе;
10. правила и нормы ведения научной дискуссии.
Уметь:
1. продуцировать связные, правильно построенные монологические и диалогические
научные тексты: научный доклад, тезисы, научная статья, автореферат, диссертация;
2. оформлять библиографию;
3. оформлять письменный научный текст;
4. составлять различные виды планов: вопросный, назывной, тезисный, план-опорную схему;
5. формулировать вопросы по существу обсуждаемой проблемы;
6. аннотировать и реферировать любой научный текст;
7. писать тезисы будущего доклада, подготовить презентацию на тему выступления;
8. выступать с публичной речью на научной конференции в соответствии с требованиями культуры речи и правил ведения научной дискуссии;
9. создавать научные тексты по специальности.
Владеть:
1. основами редактирования научного труда;
2. особенностями устной научной речи: доклад, рецензия, дискуссия;
3. навыками этикета высшей школы.
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ
ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Четкое планирование и организация времени является важным условием успешного овладения профессиональными знаниями и навыками. Рекомендуется выполнять все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, и творческие задания непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить "пробелы" в знаниях аспирантов, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов, из которых 36 часов лекций)