Стратегические выгоды от использования ПК
Потенциальная выгода | Источник получения |
Добавленная стоимость | Высокое качество информации, передаваемой и получаемой от внутренних и внешних собственников |
Эффективность осуществления транзакций | Увеличение скорости либо снижение издержек осуществления транзакций |
Ускорение денежных потоков | Переводы средств, процедуры управления средствами и подписания контрактов |
Увеличение рентабельности | Снижение издержек, доступ к большему количеству клиентов, к более выгодным клиентам, ведение переговоров с помощью телекоммуникационных средств |
Конкурентная стратегия | Разработка более качественных, своевременных и выгодных предложений своим клиентам благодаря использованию информационных технологий и телекоммуникаций |
Повышение компетентности в профилирующей области | Получение возможности опереться через электронные средства массовой информации на компании, лучшие в своей области |
Доступ к информации о возможностях на рынках, о поставщиках, ценах, предложениях и ресурсах | Изучение электронных средств массовой информации, использование сетевых возможностей |
Основные средства ИТ — это математические, программные, информационные и технические средства.
Программные средства и являются объектом купли-продажи на рынке программного обеспечения, который практически неотделим от рынка информационного и интеллектуального продукта.
Чтобы существовал рынок информационных продуктов и услуг, необходимо наличие продуктов и услуг, а также продавцов и покупателей.
Рынок информационных продуктов — это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле информационными продуктами, номенклатура продуктов, условия и механизмы их предоставления и цены.
А сами информационные продукты — это товары и услуги, востребованные на рынке.
Товаром называется все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления, включая физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи.
Услуги — это поступающие на рынок потребительские стоимости, которые преимущественно не приобретают овеществленные формы.
Информационный продукт — это специфическая услуга по предоставлению в пользование потребителю некоторого информационного содержания.
Информационный продукт отражает представление производителя о конкретной предметной области, для которой он создан.
Как же передать пользователю информационное содержание? Очевидно, должен быть некоторый носитель, хранящий информационное содержание. Это может быть, например, бумага или магнитные и оптические носители.
То есть данная услуга не существует отдельно от какого-либо продукта и в этом случае происходит слияние товара и услуги. Специфика ПО определяется этой двойственностью.
Таким образом, ПО заключает в себе определенную услугу (возможность быстрого выполнения математических расчетов — MathCad, конструирования — Компас, обработки изображений — Photo Shop) и товар (дискету, оптический диск).
Существуют различные виды информационных услуг в зависимости от характера информации в базах данных и способа организации хранения:
- выпуск информационных изданий;
- ретроспективный поиск информации (поиск по заявке пользователя, результат — информация на носителе);
- традиционные услуги научно-технической информации (переводы, обзоры);
- дистанционный доступ к удаленным базам данных и поиск в них информации;
- подготовка и оказание информационных услуг (обработка данных, программное обеспечение, информационные технологии, информационные системы, телекоммуникационная и телефонная связь);
- услуги связи;
- предоставление первоисточника.
Предметом продажи и обмена на рынке информационных услуг являются информационные технологии и системы, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, информация, программные системы и комплексы.
Сегодня главная информационная тенденция — это усложнение и интеграция всех видов информационных продуктов. Переход к цифровым методам передачи, обработки и хранения информации обеспечивает слияние информации и средств развлечений. Появилось новое понятие «infortainment» — «инфоразвлечение» (от английских слов «information» и «entertainment»).
Место ПО в общей структуре информационных услуг показано на рис. 1.3.
Рис. 1.3. Инфраструктура информационного рынка
К программным продуктам относят программные комплексы с ориентацией и на профессионалов, и на неопытных пользователей компьютера. В эту категорию продуктов входят: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.
Существует сфера бизнеса, посвященная информационным продуктам и услугам. Производство, торговля, посредничество в области информационных продуктов и услуг относятся к информационному бизнесу.
Основные функции информационного бизнеса — это:
- управление финансами и ведение учета;
- управление кадрами;
- материально-техническое снабжение;
- организация производства;
- маркетинговые исследования;
- лизинговые операции;
- консультационное обслуживание;
- страхование имущества и информации;
- организация службы информационной безопасности;
- сервисное обслуживание.
Контрольные вопросы и задания
- Какую стратегическую выгоду получает пользователь ПК при:
- оплате счетов с помощью банковской электронной карты;
- организации телеконференций;
- поиске рефератов в сети Internet;
- общении с товарищами по партии на форуме КПРФ?
- Перечислите основные составляющие рынка информационных услуг.
- Приведите примеры слияния информации и средства развлечения.
- К какому сектору инфраструктуры рынка информационных услуг следует отнести:
- биржевую и финансовую, статистическую, коммерческую информацию;
- профессиональную, научно-техническую информацию и доступ к первоисточникам;
- новости и литературу, потребительскую и развлекательную информацию;
- телекоммуникационное оборудование, оргтехнику, сопутствующие материалы и комплектующие, разработку и сопровождение информационных систем и технологий, обследование организации в целях выявления информационных потоков, создание и сопровождение баз данных по заданной теме;
- учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, методики обучения, компьютерные обучающие и контролирующие системы?